Я. Сухой: «Сегодня у правительства другое задание – понравиться Международному валютному фонду»
17.03.2011 12:42
Это одно из условий МВФ для получения очередного денежного «наркотика» для страны. Однако в начале недели спикер Владимир Литвин заявил, что в сессионном зале пока нет консенсуса для принятия пенсионного законопроекта.

«А провальное голосование вызовет негативную реакцию со стороны МВФ. Поэтому мы должны согласовать позиции по этому поводу и только тогда приступать к голосованию», – сказал он.

Заместитель председателя Комитета по вопросам социальной политики и труда, регионал Ярослав Сухой в интервью From-UA рассказал о том, почему его комитет резко раскритиковал этот документ и когда можно ожидать его принятия.

From-UA: – Ярослав Михайлович, какие Ваши основные замечания к Пенсионной реформе, предлагаемой Кабинетом министров?

Я. Сухой: – Реформа – это, в первую очередь, то, что ведет к улучшению жизни людей. Это ее главная цель. А не то, что сейчас предлагается (возмутился. – Авт.). Комитет пенсионеров бютовца Сушкевича и Комитет социальной политики Хары, в котором я работаю, раскритиковали этот документ так, что не оставили и живого места на этой Пенсионной реформе. И это правильно.

From-UA: – Так сегодня все эксперты и политики трубят о том, что реформировать Пенсионную систему нужно – без этого никак.

Я. Сухой: – Однозначно. Тем более, еще в 2004 году МакГрегор, американский координатор программы помощи в реформировании Пенсионной системы в Украине, сказал нам: «Вы сделали многое, но этого недостаточно». Мы тогда приняли закон «Об общеобязательном пенсионном страховании». Почему тогда стало возможным реформирование Пенсионной системы? Да потому, что у нас был 12,7 % рост ВВП. У Пенсионного фонда был профицит. Поэтому экономика и еще раз экономика... Тогда МакГрегор сказал, что вы сделали большое дело, но Пенсионную реформу надо продолжить, потому что может так случиться, что сегодня работающие пенсионеры при выходе на пенсию будут такими же нищими, как ваши нынешние пенсионеры. Потому что 80 евро минимальная пенсия и 100 евро средняя – такого в мире нет.

Мы, например, начали с Польшей реформироваться в одно время, в 90-х годах. Поляки в 2004 году завершили полностью эту реформу. И сейчас у них средняя пенсия в месяц – 500 евро. А что у нас?

Поэтому когда я услышал, что мы продолжаем Пенсионную реформу, обрадовался. Но тут же нам говорят, что мы начинаем ее. Что начинаем, ребята? Это все началось еще в начале 90-х, когда была принята концепция социального обеспечения населения. В зале был крик и гвалт, потому что тогда начали говорить, что ее основой должно стать социальное страхование. С 1993 года по 2003 год было очень трудно, но мы шли, создавая Пенсионный фонд, солидарную систему на страховых основах, чтобы были какие-то гарантии. Сколько в СМИ было круглых столов? Людям объясняли – как, что, к чему? А сейчас проблема в том, что этого просто никто не делает.

From-UA: – То есть Вы хотите сказать, что если бы была проведена просветительская работа, люди бы восприняли эту реформу по-другому?

Я. Сухой: – Совершенно верно. Потому что реформа, которая не воспринимается обществом, которая вызывает непонимание, обречена на провал. А людям надо объяснять, что мы стареем. И нам нужно что-то делать. Это очень серьезная проблема. Это реформа, которую нельзя проводить наскоком. Это делается десятилетиями. Например, объясните родителям, сын которых служил в армии, и так случилось, что он погиб... Есть пенсия – потеря кормильца. Это государственная пенсия. А что придумали наши комики? Да, родители получат эту пенсию, когда сами выйдут на пенсию. Так ребенок уже погиб. Ну вот... И объясните это людям! Я на комитете спросил заместителя министра соцполитики: а какую разъяснительную работу вы провели, чтобы люди нормально восприняли эту реформу, что за спешка? А он мне говорит: мы проводили заседание с руководителями районных отделений Пенсионных фондов. Вот это да... Вот вам и просветительская работа! Так что, вы уже услышали мнение общества? Был диалог? Нет... Поэтому наш комитет, который в своем большинстве состоит из Партии регионов, мы приняли единое решение – отклонить этот законопроект, несмотря на то, что на нас давили и нам выкручивали руки.

From-UA: – Кто?

Я. Сухой: – Это тема другого разговора. Но главное, о чем молчит и не говорит сегодня правительство – это то, что его задание – это не пенсионеры. Его задание – уменьшить дефицит Пенсионного фонда. Все! А это никакая тогда не реформа.

From-UA: – В таком случае, когда и при каких условиях будет принят этот законопроект?

Я. Сухой: – Пенсионную реформу нужно перезагрузить. Нужно с этого начать. У нас есть базовый документ. Это программа экономических реформ Президента. Почему правительство не взяло этот документ за основу? Там четко сказано, что делать с пенсионной системой. В 2011-2012 годах надо побуждать людей позже выходить на пенсию. Каким образом? Очень просто. Вы хотите позже выйти на пенсию, еще хотите поработать? Значит, сейчас вы на пенсию не выходите, пенсию не получаете. Но через 2 года за это получаете плюс 25 % к пенсии, а еще через 2 года – еще плюс 25 %. И все довольны... Но задание сегодня у правительства другое – понравиться Международному валютному фонду. Если пойдут только этим путем, могу уверить – в зале будут проблемы с кнопками.

From-UA: – А если в Кабмине уберут самые кричащие моменты, тогда можно надеяться, что этот законопроект примут?

Я. Сухой: – Безусловно. Но Кабмин гонит лошадей, потому что МВФ сказал сделать эту реформу и он проверит. Но какое здесь кому дело, что у нас с пенсиями, если уже на то пошло? Я не понимаю! Гарантиями для МВФ должен стать рост экономики. Сейчас рассказывают, что будут ограничивать 12 минимальными пенсиями высокие пенсии. Сколько уже можно дурить людей? Поднимайте снизу пенсии. Ну что особенное случиться, если сейчас даже всем депутатам ликвидируют пенсии? Это, в лучшем случае, добавит каждому пенсионеру по 5-6 копеек.

В реальном секторе экономики сегодня можно найти источники реального наполнения бюджета. У нас 21 миллион трудоспособного населения. Мы можем прокормить 13,5 миллиона пенсионеров? Можем. Но пока не получается. Почему? А потому что у нас сегодня 14 миллионов платят страховые взносы. Если бы зажали всех остальных, тогда бы были деньги. Понимаю, что это жестко. Пришлось бы ломать через колено. Но платить должны все!
Беседовала Елена Шевченко