Каддафи проиграет Западу, Запад проиграет Ливии
22.03.2011 12:36
...в отставку не подал. Не испугали Каддафи и уличные бои: армия осталась верна своему главкому. Поскольку оппозиция подпитывается не только политическими, но и этническими элементами, события стали приобретать характер гражданской войны. А после того, как ООН приняла необходимую резолюцию, в небо над Ливией прилетели с отнюдь не дружественным визитом самолеты европейских государств и в воздухе «запахло» полномасштабным военным конфликтом. Тем более, что ни повстанцы, ни Каддафи, ни вмешавшиеся в это дело европейские державы, вопреки всяким заявлениям, складывать оружие и поднимать руки не собираются. А пресловутого «стола переговоров» с минувшей недели не видно в пыли бомбёжек... Неизвестно, цел ли он ещё и есть ли куда противоборствующим сторонам садиться и о чём разговаривать...

Именно о сценариях развития ливийского противостояния From-UA решила расспросить отечественных светил от политики и политологии. Какой будет эта война? Не опоздал ли мир с вмешательством в дела Ливии? И нужно ли было вообще это вмешательство?

Отличающийся ёмкими и оригинальными комментариями лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский сходу дал категоричный ответ на эти вопросы.

«Сейчас ситуация выглядит таким образом, что наиболее вероятный вариант будет, как у «Бури в пустыне» в Ираке, то есть Каддафи принудят к существенным уступкам или вынудят вообще уйти и будут пробовать сформировать временное правительство», – считает он.

Военное вмешательство Франции, Англии и других союзников в Африке политик сравнил с политикой этих же государств в ХІХ веке. И признал, что рационального начала в таком решении немного.

«Я думаю, что мы не должны отказывать Европе в праве дрессировать арабов», – многозначительно пошутил Корчинский.

Колоритно сказано, нечего добавить. Однако это далеко не единственный возможный взгляд на ситуацию. Например, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин убежден, что основания для реакции со стороны ЕС были, и достаточно веские.

«Учитывая размеры гуманитарной катастрофы в самой Ливии и в соседних странах, в частности в Италии, скорее всего, военное вмешательство в гражданскую войну было оправдано», – отметил он.

Однако при этом уточнил, что сейчас уже не очень понятно, какие цели преследуют международные силы: подлинно ли заявленные в декларации ООН или какие-то другие.

«Скорее всего, это американская агрессия, когда если не удается сбросить Каддафи при помощи цветного майдана, как это удалось сделать в соседнем Тунисе, то «давайте его тупо разбомбим». Похоже, что ситуация развивается в этом направлении», – заметил Стоякин, добавив при этом, что эффективность такого рода действий при гражданском конфликте очень сомнительна, а в мусульманской стране и вовсе может окончиться приходом к власти религиозных фундаменталистов.

Не нравится слово «вмешательство» директору Института глобальных стратегий Вадиму Карасеву. По его мнению, данное понятие отошло в историю вместе с эпохой неприкасаемых национальных суверенитетов, уступив место нынешнему глобальному миру.

«Когда правитель, съехавший с катушек диктатор самолетами бомбит свой собственный народ, то реакция мирового сообщества в коалиции крупнейших государств, несущих ответственность за глобальную безопасность в мире, не может называться вмешательством», – утверждает политолог.

По его мнению, в нынешнем мировом устройстве все очень взаимосвязано, и ситуация гражданского неповиновения или войны в отдельных странах представляет собой угрозу глобальной энергетической, военной, политической безопасности. Поэтому вопрос не в том, вмешиваться или нет, а в своевременном реагировании на подобного рода глобальные кризисы, считает эксперт. И именно с этим у данной операции ООН есть проблемы.

«Реакция была запоздалой, она должна была быть на более ранней стадии разворачивания ливийского кризиса, эта реакция могла быть дипломатической. Запад слишком долго ждал, чем это все закончится. Некоторые страны поспешили списать Каддафи как правителя, который может контролировать свою национальную территорию. Все это привело к тому, что сегодня западная коалиция фактически вынуждена применять военные методы для поддержки протестующих в Ливии, чтобы наказать Каддафи», – считает Карасев.

Эксперт прогнозирует, что «наказание» состоится – Каддафи уйдет сам или его будет ждать повторение судьбы Саддама Хусейна. А сама Ливия, вместе со своими запасами нефти, будет под контролем ООН – то есть коалиции международных сил с приоритетным присутствием западных государств.

О том, что Запад опоздал с реакцией, говорит и глава центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. Он считает, что вмешательство было необходимым из-за начала гражданской войны и уничтожения мирного населения, однако добавляет, что сделано это было не вовремя.

«Если бы подобная операция началась в самом начале, когда были массированные бомбардировки и когда Каддафи стал активно применять военную силу для подавления протестов, тогда, может быть, удалось бы, если бы был жесткий контроль за доступом наемников и использованием авиации в этом конфликте, избежать многих жертв и не допустить эскалации конфликта. А сейчас по сути Запад принимает участие, пусть не прямо, в гражданской войне на стороне повстанцев. Эта ситуация является очень противоречивой и неоднозначной, не все влиятельные участники международного сообщества поддерживают такой формат военной операции. Многие боятся прецедента, что потом это может быть использовано против других государств», – отметил эксперт.

Он допускает, что события в Ливии могут пойти по уже «обкатанному» ранее сценарию: уже был прецедент в Косово, когда вмешательство извне войну остановило, хотя в итоге привело к разделению государства.

«Как будет развиваться ситуация дальше, во многом будет зависеть от эффективности этой спецоперации. Она, как минимум, способствовала тому, что удалось сохранить от захвата Бенгази и защитила от полного подавления движения протеста, которое было в Ливии. В этом смысле определенный эффект уже есть», – считает Фесенко.

А окончательный вывод о целесообразности будет зависеть уже от итогового результата военного вмешательства в дела африканского государства.

Неоправданными, в свою очередь, называет военные инициативы ООН руководитель социологической компании «Research & Branding Group» Евгений Копатько.

«Какие бы там процессы ни происходили, вмешательство западной коалиции, на мой взгляд, не то что преждевременно, это вторжение на территорию суверенного государства», – заявил он.

Гражданский конфликт в Ливии – это внутреннее дело самой Ливии, убежден эксперт. И беда внешнего влияния заключается не только в нарушении базового принципа государственной независимости отдельно взятой страны.

«Те методы, которые применяет Запад, я думаю, это в конечном счете не приведет к демократии в том смысле, как ее понимают западные лидеры для жизни внутри стран, а приведет к поддержке или не поддержке тех режимов и тех людей, которых они захотят видеть во главе тех или иных стран», – считает Копатько.

Печально смотрит на факт вмешательства во внутренние дела того или иного государства армий других государств и директор украинского филиала Института стран СНГ Владимир Корнилов. По его мнению, поведение некоторых держав после резолюции ООН в очередной раз продемонстрировало двойные стандарты Запада.

«То же самое происходит сейчас в Йемене, Бахрейне, Саудовской Аравии. Расстреливаются демонстранты правительственными войсками, вводятся иностранные войска, как в случае с Бахрейном, в суверенное государство, но поскольку эти государства являются союзниками Запада, то западные демократические государства закрывают глаза на подобные действия в отношении граждан арабских государств. Но стоило то же самое совершить Муаммару Каддафи, как его бомбят», – отмечает эксперт.

Причем пример Афганистана и Ирака, по мнению политолога, свидетельствует, что в итоге от подобных операций больше всего страдают именно мирные жители, которых Запад якобы и взялся защищать от произвола тирана.

«Я считаю, что Запад проявил себя во всей красе, и больше всех старались принудить США и ООН к подобным действиям два государства – Франция и Англия – те самые государства, которые больше всех сотрудничают с Каддафи на протяжении последних десятилетий», – заметил Корнилов.

Лестных отзывов о войне в Ливии получено мало – это и хорошо. Точнее, нормально – ненормальным было бы радоваться кровопролитию, где бы оно ни происходило. А вот в оценке реакции международного сообщества мнения разошлись, хотя и тяготеют они, в целом, к достаточно простым знаменателям: военная операция стала запоздалым ответом на происходящие события, а результаты вмешательства пока что предсказать очень непросто.

Хотя предугадать, пусть и приблизительно, чем все обернется, можно. За последние десятилетия есть показательные примеры Сомали, Югославии (Косово), Ирака и Афганистана. Везде Запад старался сказать свое веское, подкрепленное новейшими вооружениями слово. Для первых двух стран это слово аукнулось территориальной раздробленностью. Для вторых – падением существовавших режимов и установлением, будем откровенны, марионеточных прозападных правительств, опирающихся на военную помощь США и их союзников, но остающихся при этом очагами региональной нестабильности – притушенным, но заметно тлеющим и готовым ярким пламенем вспыхнуть при удобном случае. И говоря о Ливии, наверное, стоит, прежде всего, рассматривать один из этих двух, известных из опыта, сценариев...