Каменное чудо света. Часть 2
30.03.2011 12:26
...сувениров и традиционных местных ремесленных товаров.

Окончание. Начало читайте ЗДЕСЬ.


Известно, что гиды возят туристов по своим прикормленным точкам с целью наживы. Все бы ничего, но обычно в таких местах все втридорога и паршивого качества. Но в лавке, выбранной Иссамом, оказалось кафе, где можно было выпить настоящий турецкий кофе с кардамоном, сваренный в турке (Восток – а негде больше выпить такой кофе, ей-богу!), а также очень чистый туалет. Иссам, несмотря на свои дружеские контакты с лавочниками, отчаянно помогал торговаться всем своим подопечным туристам, переводил все, что нужно, подсказывал курс. Кстати, соотношение иорданского динара с долларом удивило: за один динар нужно отдать 3,5 зеленых бумажек. Вот тебе и бедная страна.

Вторая остановка была, скорее, данью красоте и величию природы. Прилавок с какими-то бусами и ожерельями стоял почти на краю обрыва, а оттуда открывалась невероятная панорама. Сногсшибательная высота и захватывающий дух простор перерезался живописными грядами серо-желтых скал, за которыми в широченной впадине виднелись следующие и следующие каменистые массивы, в беспорядке раскинутые до самого горизонта. Темные морщины кряжей и места, укрытые тенью огромных камней, резко выделялись на фоне бледного песка, местами желтоватого или охряного. И над всем этим нависло неподвижное небо, ярко синее под куполом, постепенно голубеющее и превращающееся в серый знойный туман у края земли. При всем желании фототехника не может передать ощущения неописуемого величия и простора, над которым хочется парить кондором. Перед нами был самый краешек огромной пустынной долины Арава, тянущейся до самого Мертвого моря. Где-то там за горами уже Израиль.




Затерянный город

В маленький поселок Вади Муса мы приехали сразу после полудня. Была пятница, и наш автобус еле протиснулся по улице с главной мечетью, возле которой автомобили были припаркованы в два ряда по обеим сторонам. Сегодня это селение, раскинутое по склонам гор и утопающее в оливковых рощах, жиреет от туристических барышей. Название городка переводится как Долина Моисея, и по преданию где-то здесь умер пророк, ведший сорок лет евреев из Египта, которого мусульмане также почитают и называют просто Муса. Моисей довел свой народ до Земли обетованной, но так и не вступил в ее пределы. На самой макушке одной из близлежащих гор виднеется маленькое белое строение. Это гробница брата Моисея, пророка Аарона, почитаемая паломниками святыня. Но главное, ради чего каждый год здесь бывают миллионы туристов, для чего построены десятки гостиниц и благоухают яствами рестораны, – это Петра, загадочный каменный город, более двух тысяч лет скрывающийся в здешних скалах.




Петра расположена в таком месте, в котором люди жить попросту не могут. Кругом – камень, песок, почти никакой растительности и совсем никакой воды. И, тем не менее, на протяжении многих веков здесь была столица влиятельного государства и богатый торговый город, сменивший много хозяев, от предков современных арабов и евреев – эдомитов и набатеев, до римлян, византийцев и крестоносцев. Своего расцвета каменный город достиг на рубеже нашей эры, когда он был столицей Набатейского царства и важнейшим городом на караванном пути, доставлявшем восточные пряности, благовония и ткани в Римскую империю. Купцам, долгое время шедшим с товарами по безводной пустыне, не оставалось ничего другого, как завернуть в гостеприимную Петру и оставить здесь часть своих барышей. Древние таланты придумали невероятные системы снабжения каменного города водой. В этой местности с водой то густо, то пусто. Большую часть года немилосердно жарит солнце, но если уж пойдут дожди, это грозит целым катаклизмом. Твердь совершенно не впитывает влагу. Гиды наперебой рассказывают историю, как однажды с гор в Петру устремились такие невероятные потоки воды, что в древнем городе погибла целая французская туристическая группа вместе с гидом. Набатейцы же всю эту воду до последней капли тщательно собирали и хранили при помощи хитроумных плотин, желобов и водостоков.

Чудо пустыни сохранилось до наших дней, и довольно хорошо, благодаря тому, что за неимением другого материала всю Петру буквально вырезали, выдолбили в камне. Мягкий розовый песчаник, из которого состоят местные горы, оказался податливым и благодарным строительным материалом. Даже землетрясения не смогли отнять этот шедевр у людей.







Тем не менее человечество на много веков потеряло Петру. После того, как новые могущественные государства переориентировали торговые потоки на себя, халява для петранцев закончилась и город заглох. Только бедуины, соблазняемые загадочным видом древнего города, забредали туда в поисках сокровищ. Лишь в 19 веке хитрый швейцарец Иоганн Буркхард, искавший приключения под видом купца-мусульманина, вновь открыл Петру для остального мира. А уже в 20 веке за древний город вплотную взялись археологи, реставраторы, фанаты сохранения памятников древности, бизнесмены от туризма и кинематографисты. Чудные натуральные декорации каменного города можно встретить в добром десятке фильмов, среди которых, например, эпопея об Индиане Джонсе, и даже в компьютерных играх.

Древняя столица набатеев раскинулась на огромной площади в неприступных ущельях. Для того, чтобы осмотреть Петру хорошенько, рекомендуется потратить трое суток – соответствующие многодневные билеты продаются в кассе.




В нашем же распоряжении было всего-навсего три часа, поэтому удалось попасть только в самую сердцевину, сакральный и общественный центр древнего города. Пешком в обе стороны мы проделали восемь километров, о чем нимало не пожалели, хотя были варианты преодолеть это расстояние верхом на лошади, на легкой бричке и даже на верблюде всего за три доллара.

Единственный в прошлом вход в Петру вел через длинное извилистое ущелье Сик. Эта тропа между вздымающимися скалами настолько живописна и разнообразна, что к концу ее уже порядком устаешь удивляться и любоваться. Местами так узко, что повозке и человеку никак не разминуться, а скалы над головой почти смыкаются, закрывая солнечный свет.










Ущелье – нерукотворное, а дар природы, промытый водами, отточенный ветрами и искушенный временем. О приложении человеческих рук напоминают лишь изредка встречающиеся высеченные на стенах идолы, водопроводные желоба да фрагменты барельефов, изображавших двух неразлучных друзей – человека и верблюда. Кое-где чудом прямо из камня упорно тянутся к солнцу зеленые фиговые деревья. Под ногами – песок, явственно розовый, местами – современный асфальт, местами – огромные круглые булыжники старой дороги, проложенной римлянами.







Результаты многотысячелетней работы стихий природы настолько причудливы, что невозможно поверить в случайность замысла Творца. Одни верхушки скал отчетливо напоминают сахарные головы, другие – сказочных зверей, рыб и птиц. Веками сбегавшая по склонам дождевая вода выточила настоящие рифленые колонны и образы мистических монстров. Некоторые склоны, усеянные углублениями и вмятинами, напоминают города каких-то маленьких нереальных существ, а другие – забытый кем-то пирог, на котором застыла стекающая глазурь. Иссам показал нам каменную глыбу, которая с одного ракурса видится огромной рыбиной, а с другого – скромным слоненком. Многочисленные оттенки розового и коричневого цветов вокруг и приятный, шершавый на ощупь песчаник создают какое-то теплое, уютное ощущение, довольно странное в этом каменном мешке. Возможно, если бы вокруг никого не было, ощущения были бы другие. Но в ущелье Сик многолюдно, как на Крещатике, и пестро, как в Ноевом ковчеге.







Виляние меж двух каменных небоскребов кажется бесконечным, как вдруг узость стен разом распадается, и вместе с волнующим простором прямо на путника из толщи скал выныривает величественный Храм. Огромный фасад, украшенный колоннами, портиками, барельефами, напоминающий о помпезности греко-римской цивилизации и роскоши европейского классицизма, как бы держит на себе громадную скалу, словно атлант, олицетворяющий непобедимость искусства перед варварской стихией природы. Это так называемая Казна, или Сокровищница, самое великолепное сооружение Петры, широко растиражированное на различной сувенирной продукции. На самом деле никакая это не казна и не сокровищница, просто алчные искатели приключений многие века искали там богатства набатеев, наслушавшись занимательных легенд у костра. Ученые считают, что это либо главный храм города, либо усыпальница царя, а возможно, и то, и другое в одном флаконе.




Фасад храма выглядит невероятно стильно и фундаментально, а меж тем украшающие его колонны ничего не держат. Вся эта красота вырезана в скале. Причем, как можно предположить, создавали его древние умельцы, спускаясь сверху вниз, возможно, зависая на веревках, как работники клининговой компании, моющие окна в небоскребе. Только им приходилось не шуровать губкой, а создавать неповторимый шедевр.

Туристов не приглашают зайти в просторную дверь Храма – она закрыта решеткой. Правда, как сказал наш гид, и смотреть-то там нечего: пустая пещера, бедный интерьер, стыдливо спрятанный за стенами великолепного экстерьера.

Площадь перед Храмом, окруженная высоченными отвесными скалами, кишит изумленной публикой. Здесь же торгуют сувенирами, продают напитки, предлагают моцион на верблюдах. Это самое начало Петры, в древности здесь уставшего путника убивали наповал пышностью, великолепием и богатством, мгновенно сбивая спесь с любого.

Дорога меж тем идет дальше, огибая множество высеченных в скалах камер, больших и малых зданий правильной формы, украшенных колоннами и барельефами разной степени сохранности. Все это, как рассказал Иссам, не жилища, а усыпальницы и храмы, общественные здания. Крайней точкой, до которой мы дошли, был огромный римский амфитеатр, по размаху которого можно судить о количестве народа, некогда здесь обитавшего.







Недалеко от амфитеатра туристов приглашают в лавку, где согласно арабской традиции угощают глотком крепкого сладкого кофе, налитого из золоченого кофейника особой формы. Отказаться от этого невозможно, но за это уважение к традициям вполне можно поплатиться кишечным расстройством. В то, что для приготовления кофе бедуины используют бутилированную воду, еще можно поверить, но чашки они моют явно местной водой, которая для европейского пищеварения – яд.




Бедуины – нынешние неофициальные хозяева Петры. Они торгуют сувенирами и украшениями в лавках и с пола, катают гостей на ослах, верблюдах и бричках. Молодые бедуины почти что пешком ходят по отвесным стенам древнего города, а самые младшие, лет восьми, настойчиво предлагают набор открыток за «уан доллар».







Для кого-то Петра – возможность познать что-то новое, для кого-то – очередная галочка на личной карте путешествий, для кого-то – преодоление себя. Целый день этой древней караванной дорогой снуют толпы людей. Здесь можно заметить японцев с «национальными» повязками на лице, отлично спасающими от пыли. Много с многодетными семьями. И упорные европейские пенсионеры, которым при входе на прокат любезно представляют костыли и трости. Эту пеструю картину разбавляет туристическая полиция, местами на крупных лошадях и в шлемах на колониальный манер, местами в пестрых мундирах, как будто специально для фотографирования.










И над всем этим нависает жара – в ноябре-то месяце! Оказаться там летом и вовсе не посоветую, да и в другое время года время суток для любования красотами Петры нужно выбирать: до прохладного ущелья еще надо добраться, а отдохнуть там в тени не получится.

Вообще Иордания незаслуженно пасет задних в числе туристических стран. Помимо Петры, здесь есть еще древнеримская крепость Джераш, немало памятников времен крестоносцев, полная стильных памятников мусульманского Востока столица – город Амман. А также два моря, теплых круглый год: кусочек Красного в районе Акабы и восточное побережье Мертвого моря. Курорты здесь не такие фешенебельные, как в соседнем Израиле, зато и дешевле. Ну и, конечно, знаменитая река Иордан, в которой крестился Иисус Христос, давшая название этой самобытной интересной стране.

Дорогие читатели! Если Вам есть что рассказать о своих приключениях за границей и не только, поделиться опытом, дать дельные советы или прислать фотоотчёт – милости просим! Текст и фото можно и нужно слать сюда – [email protected]. Материал обязательно будет опубликован за подписью автора. Вам – слава, нам – честь!