Сексуальные маньяки и террористы японского метро
04.04.2011 10:46
...на месте преступления мужчин плохого поведения, которых здесь называют «тикан».

Русский эквивалент этому слову подобрать сложно, поскольку к нему не очень подходят буквальные словарные переводы – «сексуальный преступник», «эротоман» или «развратник». Простой японский «тикан» не пытается никого насиловать и душить, далек он и от изысков утонченного эротизма. Эта публика просто ловит кайф от того, что в часы пик в переполненном вагоне метро можно безнаказанно потрогать за соответствующие места стоящую рядом женщину, которая от смущения далеко не всегда находит в себе силы поднять шум.

«Тикан» со стажем хорошо знает психологию и умело выбирает жертву.

Есть тиканы знаменитые – они даже иногда цветисто рассказывают о своих похождениях через анонимные аккаунты в Интернет-кафе. Есть линии метро, пользующиеся дурной славой, поскольку там могут годами промышлять неуловимые поклонники таких развлечений. Именно поэтому, кстати, в токийской подземке некоторое время назад стали курсировать специальные вагоны «только для женщин». И именно поэтому в метро работают достаточно многочисленные агенты в штатском обоего пола и самых разных возрастов, которые весьма успешно отлавливают шаловливых «тиканов».

По телевизору об этих бойцах за нравственность рассказывают по двум причинам: во-первых, это забавно, хотя и отдает желтизной.

Во-вторых, служит целям профилактики, поскольку уведомляет потенциальных нарушителей о том, что за ними следят неприметные, но обученные боевым искусствам полицейские агенты с наручниками в кармане. Таков вообще принцип японских блюстителей порядка – всегда предупреждать о работающей системе надзора и контроля. Например, о видеокамерах на скоростных дорогах щиты на обочине назойливо уведомляют заранее и многу раз, советуя сбросить скорость подобру-поздорову.

Однако далеко не одни «тиканы» интересуют агентов в штатском.

«Это подразделение, – рассказывает знакомый японский журналист, – было резко расширено после весны 1995 года». Именно в тот день в токийской подземке устроили знаменитую газовую атаку фанатичные апостолы полуслепого проповедника Сёко Асахары, который готовил свою военизированную секту к победе в последней битве сил Добра и Зла. Его боевики выпустили в пяти вагонах метро нервно-паралитический газ зарин, но ошиблись с концентрацией. Были убиты 12 человек, более тысячи получили серьезные отравления. В мае того же года сектанты попытались запустить пары синильной кислоты в вентиляционную систему подземки. Химические бомбы не сработали, а потенциально они могли убить до 20 тыс. человек.

Металлоискателей в токийском метро нет.

Но действующие там полицейские в форме и штатском, а также сотрудники частной службы охраны подземки натренированы на поиск отдельно стоящих сумок и как бы ничейных пакетов. Они постоянно контролируют многочисленные туалеты подземки, поскольку именно там пытались оставить химическую бомбу сектанты. Могу лично засвидетельствовать, что в эти заведения регулярно заходят полицейские, которые тщательно осматривают их на предмет подозрительных предметов. Агентов в штатском учат выявлять и подозрительных людей – на подготовку опытного сотрудника такого рода, как мне рассказывали, уходят годы.

Кстати, о подготовке – сотрудники метро регулярно проводят учения на случай землетрясения, террористического акта, пожара, внезапного перебоя электричества, столкновения поездов.

Цель – довести действия работников до автоматизма в чрезвычайной ситуации.

Все станции токийского метро просматриваются камерами слежения.

Урны для мусора – прозрачные. По платформам ходят сотрудники в ярких жилетах с надписью «Безопасность» поверх формы. Их важнейшая задача – мгновенно взять на себя руководство толпой в случае ЧП.

Однако всех этих мер недостаточно для полного контроля за гигантским токийским метро: на его девяти частных и четырех муниципальных линиях расположены 285 станций.

Ежедневно подземка перевозит до 8,7 млн. человек. В этих условиях, как сообщили мне знающие люди, главный упор в предотвращении терактов делается все же на агентурную работу.

Японская полиция с бурных 50-х годов следит за Компартией, хотя она давно отказалась от «молотовских коктейлей» в борьбе за права трудового народа.

Под надзором – немногочисленные и сильно состарившиеся левацкие группы, склонные к насилию объединения ультраправых.

Недавно в Интернет попали закрытые материалы полиции: оказалось, что она тщательно следит также за всеми мечетями в стране, за дипломатами из мусульманских стран, вербует осведомителей. Особый присмотр организован за частными компаниями, которые принадлежат выходцам из мира ислама: их подозревают в отмывании или зарабатывании денег для террористов.

Главное при этом – не упустить действительно опасных людей. Ведь химическую секту проповедника Асахары японская полиция буквально не замечала вплоть до самой зариновой атаки в токийском метро.
Василий Головнин
«Эхо Москвы»