И. Беркут: «При любой революции в Украине мы получим племена аль-каддафа и аль-варфалла, как в Ливии»
06.04.2011 14:48
...должен взять пример, как на самом деле украинские миллиардеры зарабатывают деньги – об этом и многом другом в интервью From-UA рассказал лидер политической партии «Великая Украина» Игорь Беркут.

From-UA: – Игорь Витальевич, программа реформ Президента называется «Украина для людей». Как Вы оцениваете ход реализации этой программы?

И. Беркут: – Наш Президент, как Вы помните, обещал каждый год строить 500 футбольных площадок, 50 бассейнов, 50 катков и 50 спортивных залов. Прошел год - ничего не построено. Конечно, Виктор Федорович не собирался строить все это лично, но у него есть окружение, которое должно эту программу выполнять. Наверное, среди порядочных людей в окружении Президента слишком много негодяев. Мы же не можем представить, что Виктор Федорович сознательно обманывал людей, идя на выборы, верно?

Виктор Федорович договорился об инвестициях в Китае, были названы суммы, но ничего не произошло. То есть Виктор Федорович договорился, а дальше кто-то должен это делать. Точно так же Виктор Федорович договорился об инвестициях в Сингапуре. В итоге, все поездки президента оказались туристическими. То есть можно прийти к заключению, что окружение, сознательно или нет, игнорирует действия Президента. Виктор Федорович задекларировал 26 реформ, которые должны быть начаты в ближайшее время. Очень грустно, если все реформы превратятся в ревизию существующего порядка вещей и сведутся к изменению его в сторону ухудшения в социальной плоскости. Никто не может привести ни одного примера, когда в результате реформы люди стали либо больше получать чего-то от государства, либо дешевле, либо быстрее.

Обидно будет, если воплощение этих 26-ти реформ окажется таким же, как пресловутые «10 шагов навстречу людям» – то есть бесконечной говорильней и ревизией существующего порядка вещей. Сложно даже представить, какого уровня должна быть команда и власть, как должны проходить сигналы сверху донизу. Виктор Федорович выдал уже десятки указов, но о существовании этих указов на местах даже не знают: получили - и забыли. То есть сигналы не проходят. Единственное, что проходит, это когда по телевизору показывают, как Виктор Федорович кому-то устраивает разнос.

Почему не проходят сигналы? Потому что нет ответственности. А ответственности нет без наказаний, без репрессий. Я слово наказание не люблю, я больше люблю слово репрессия, потому оно научное. Репрессия может быть во благо. Когда мы надеваем ошейник на собаку - это тоже репрессия по отношению к ней. Хомячок в клетке – он репрессирован. В Украине нет репрессий, поэтому все низовое и среднее звено может просто игнорировать сигналы сверху. Поэтому команда, которая может провести 26 реформ, – это разумеется, не та команда, которую мы видим последний год. Кабинет министров последний год сосредоточился исключительно на смене кадров, на личном обогащении за счет тех преференций, которые дают эти места. Тут можно привести пример и Клюева, и Колесникова и т.д. Можно сказать, что пока не обогатился Тигипко, но и тут у нас возникли подозрения после того, как мы узнали, что дети в «Артеке» застрахованы в страховой компании дочери Тигипко. Сразу возник вопрос: зачем ему это? Почему так мелко? Это же не сопоставимо с его состоянием! Так же, как министру МВД дарят «Бентли». На «Бентли» ездят как раз его «клиенты», которых он должен сажать. Без другой команды Виктор Федорович не сможет провести 26 реформ.

From-UA: – Что можно сказать о тех реформах, которые все-таки проводятся?

И. Беркут: – Вернемся в Сингапур, потому что это актуально. Ли Куан Ю в своей книге «Из третьего мира в первый» написал: «Народ только тогда поверил в мои реформы и поддержал их, когда я вынужден был согласиться с приговором суда, который приговорил двух моих соратников за коррупционные действия к высшей мере наказания – расстрелу». Вот это то, что Виктор Федорович должен взять у Сингапура!

Профессиональный журналист, телеведущий платит в Пенсионный фонд столько же, сколько и владелец телеканала, потому что все, что он получает свыше 15-ти прожиточных минимумов, не облагается пенсионным налогом. Налог на дивиденды снижен до 5 %. Это беспрецедентно! Владельцы всех наших финансовых групп получают официальную зарплату, например, 20 тысяч, с которой платят пенсионный взнос, но в это же время в виде дивидендов получают десятки и сотни миллионов гривен совершенно легально и платят за них всего 5 %. Этот налог был 10 %, а его опустили до 5 %. И тут же подняли налоги для среднего и малого бизнеса. Эта норма абсолютно вызывающая, за такую норму критиковали много лет подряд такую страну, как Казахстан, потому что по мнению Всемирного банка такой низкий налог на дивиденды позволяет уходить от уплаты налогов. Если мы спросим, какой налог на дивиденды в развитых странах, то самый маленький будет 25 %. В Великобритании, например, 45 %. Именно таким путем украинские миллиардеры получают свои деньги, не платя ничего на содержание тех людей, которые делают их миллиардерами.

From-UA: – Но ведь Президент поручил доработать пенсионную реформу, которая явно снижает уровень жизни народа. Почему?

И. Беркут: – Потому что Виктор Федорович колеблется между двумя полюсами. С одной стороны находится то, чего требует экономика. А с другой – то, чего требует его легитимность как Президента в глазах народа. Виктору Федоровичу объяснили, что принятие реформы в существующем виде сегодня вызовет большой негатив по отношению к нему. И нужно либо продолжить ее дальше забалтывать, либо сделать красивый жест: я вернул, поправки внесут, тогда я приму. То же самое было и с Налоговым кодексом.

From-UA: – Какие еще реформы можно ожидать от этого правительства – наиболее вопиющие?

И. Беркут: – Что больше всего отразится на жизни народа, это, безусловно, Жилищный кодекс. Нужно посмотреть, как будут реформировать наше медицинское обеспечение. Предложение сегодня звучит так: давайте сделаем на европейский манер – три слоя населения. Первый слой не нуждается в бесплатном медицинском обслуживании по своему социальному статусу. Если он хочет бесплатное медицинское обслуживание, то он должен пойти и показать доходы. Второй слой – это ограниченное использование, то есть «скорая» – да, жизненно важная операция – да, а, скажем, массаж, фарфоровый зубной протез – за деньги. И третий слой - это те, кто полностью нуждается, но качество услуг – уж какое есть. Когда я услышал об этой схеме, то подумал: а ведь у нас уже так и есть! Первый слой: есть депутаты и высшие чиновники, у которых полное бесплатное медицинское обслуживание, лучшее в стране. Есть частично отказавшиеся от бесплатной медицины, к которым принадлежит большинство активного населения, которые понимают, что прийти к врачу можно и без денег, но лекарство просто так не дадут, придется идти покупать. И третья часть, которая полностью отказалась от бесплатного медицинского обслуживания. Это пенсионер, который полностью отказался от бесплатного обслуживания, поэтому он идет в больницу со своей простыней, продуктами и лекарствами. А если у него есть родственники, они еще должны идти к доктору и платить. То есть та же европейская схема – только с ног на голову!

Можно ли сделать наоборот? Конечно же нет, если депутаты не могут начать ходить на работу, не могут отказаться от ВИП-залов в аэропортах, от своих льгот, от неприкосновенности, ни от чего. Поэтому, чтобы перевернуть эту пирамиду наоборот, Виктору Федоровичу нужно начать совсем с другого. Нужно начать с того, чтобы заставлять платить налоги богатейших людей. Нужно полностью изменить страну. Виктор Федорович должен начать войну не то что с собственным окружением, а с той системой, которая существует в стране. В этом случае он мог бы примерить крест реформатора.

From-UA: – Какой должна была бы стать Украина, если проводить реформы как положено, и какой она может стать, если реформы будут проводиться так, как они проводятся сейчас?

И. Беркут: – Если реформы буду проходить так, как они должны проходить, то мы увидим огромное количество истерик не от народа, а от тех, кто будет кричать, что это политический заказ. Представляете арест судьи со всей семьей как пособников - на тещу записано два «Порше», на зятя – «Мерседес» и два особняка и т.д. Если это случится, что будет судья говорить? Что это политический заказ. У меня как-то спросили на телевидении: есть ли какой-то орган, решению которого можно доверять окончательно? Я говорю: «У нас такого вообще не существует». А они: «А как же Конституционный суд?» А я говорю: «Возьмите список судей Конституционного суда, потом их родственников и соберите по ним информацию. И выяснится, что все родственники судей Конституционного суда очень любят порше, мерседесы, особняки и бентли и т.д. Конечно, они объяснят это тем, что «у меня жена бизнесом занимается». Но когда прочитаем про бизнес жены, то выяснится, что он у нее существует как развлечение, и его еще приходится дотировать».

Если будут настоящие реформы, мы увидим огромное количество проблем не у пенсионеров, а у оппозиции. Оппозиция бы взвыла. Потом от испуга начали бы сплачиваться группки в Верховной Раде, но группки не политические, а экономические: это ахметовский депутат, это фирташевский, это Коломойского, Пинчука. И у каждого из них свой телеканал. И на следующий день взрываются все телеканалы: покушение на демократию, диктатор, кровавый режим Януковича. Вот как нам узнать, идут реформы или нет, другого показателя нет. Для оппозиции это нож в сердце, если бы поднялась рука на такие реформы у Виктора Федоровича или у его окружения. Но его окружение – это коммерсанты по своему менталитету. Им нужно максимализировать прибыль, а не реформы.

Если же реформы будут однобокие, то мы будем получать не только разочарование, но и депрессивность в народе. Хотя есть такая теория – выученной беспомощности, когда после какого-то периода люди уже смиряются с тем, что так происходит. Это также может сработать. Но есть еще вопрос к экономике, потому что как бы Азаров ни говорил, что у нас все растет, в следующем году ожидается, что будет необходимо направить уже 25 % бюджета на выплату долгов и процентов. Значит, их должны отсрочить, но взамен чего-то. И уже понятно взамен чего – свободной продажи земли. Вот такой торг. Это как было в Аргентине, когда вся земля оказалась собственностью 4-5 компаний. В конце концов все опять окажется у Ахметова, Фирташа и т.д.

From-UA: – Недавно проводилось два соцопроса. Первый касался того, поддерживаете ли вы нынешнюю форму правления в Украине, а второй – готовы ли украинцы принять участие в акциях протеста? Форму нынешнего правления поддерживают сейчас 46 %, в прошлом году – 61 %. И 45 % украинцев готовы выйти на акцию протеста. Как бы Вы прокомментировали эти данные?

И. Беркут: – Я бы здесь не обольщался. Я несколько дней назад разговаривал с одним человеком, который говорил о том, что нам нужна только революция. Я считаю, что в сегодняшней ситуации любая революция приведет к тому, что опять возникнут категорически разные ожидания от революции. Сегодня «западный» народ ждет, что придет новый лидер запада, наш «восточный» народ уже получил такую прививку от западного лидера, что ему пускай уж будет лучше Виктор Федорович. А если не Виктор Федорович, то другой, но все равно только с востока, например, Тигипко. Но западный народ понимает, что для него лучше как бы Яценюк. Не лучше, потому что он лучше, а просто маркер свой-чужой все равно будет работать. Поэтому при любой революции мы получаем племена аль-каддафа и аль-варфалла, как в Ливии. Варфалла говорит, что наш лидер должен быть на следующих демократических выборах, когда этот откинется. А племя каддафа, морально униженное, как когда Виктор Федорович проиграл на выборах в 2004 году, но обязательно будет брать реванш.

Большинство людей ставят гораздо важнее разницу ментальности - разные истории, герои, разные языки, разные веры, разные церкви, разные праздники. К Виктору Федоровичу было бы намного меньше вопросов, если бы он сам был родом из Ивано-Франковска. Проблема может быть смыта в унитаз и пережевана двумя путями. Первое – это федеративное или конфедеративное устройство. И второе – это введение второго государственного языка. Или то, или другое. Хотите второй государственный язык – тогда так. Если нет, то куда деть объективные интересы 40-60 % украинцев в том, чтобы дети изучали русский язык... Сколько украинцев добились сегодня благополучия на Западе? Будут приводить пример каких-то креативных ребят, программистов. А в России каждый третий миллиардер выходец из Украины. Сегодня среди десяти самых богатых людей России три выходца из Украины. Не говоря сейчас о демократии, о будущем России – сегодня для украинцев возможностей сделать состоявшуюся жизнь гораздо больше на рынке России, чем на рынке Польши, Италии или Алжира, например.

From-UA: – Как Вы считаете, можно ли решение языкового вопроса отнести к разряду реформ? И вот прозвучала новая мысль – если бы вместо русского языка изучали английский, чтобы у нашей молодежи было больше шансов на Западе – Вы согласны или нет?

И. Беркут: – А почему не польский? Польша же на западе. А что, вы сможете с английским языком сделать себе карьеру в Польше без польского? Не можете. Во Франции, если это не отель и не курорт – полицейские по-английски не разговаривают. В Германии - только в агломератах. То, что английский нужен как язык глобального мира – это да. Но говорить, что именно английский язык поможет тебе сделать карьеру во Франции без французского – никогда.

Я бы затронул языковой вопрос несколько по-другому. Это жестокая реформа. Я в 2007-ом году написал статью, тогда только интуитивно понимая, что все вопросы по отношению к языковому вторичны. Все в нашей стране вторично до тех пор, пока не будет окончательно пережеван, или выплюнут, или смыт в унитаз этот вопрос. Решение этого вопроса каким-либо методом – либо федерацией, либо принятием второго государственного, либо применением формулы, по которой пошли некоторые страны постсоветского пространства: чтобы снять эту проблему, сделали его языком межнационального общения - уже не позволит на следующих выборах выносить этот вопрос «свой-чужой» как главный. Все, вопрос решен. Но нужно понимать, что решить его ты сможешь только с тем окружением, которое готово так же быть под прицелом, потому что оно имеет высокий моральный уровень. А кто сегодня в окружении Виктора Федоровича может на это претендовать? Может, вообще единицы, и то мы их не знаем. Там все коммерсанты. Поэтому Виктор Федорович, находясь в окружении коммерсантов, при власти коммерсантов, при государственных институтах, которые возглавляют коммерсанты, – не сможет решить эту проблему. Если Украине суждено когда-то во что-то претвориться, если суждена хоть революция, хоть Майдан, хоть выборы какие-то, то любой человек понимает, что эта проблема в Украине сегодня главная. Без ее решения мы остаемся в том же состоянии навсегда.
Беседовала Надежда Бабенко