Тс-с-с! Это тайна!
20.07.2004 13:11
…тайна.

Борьба с теневой экономикой и разными «отмываниями» привела к ужесточению контроля над банками. Первыми «претендентами» на украинские банковские тайны являются налоговые органы.

По мнению налоговиков, банковская тайна не должна стоять на пути пресечения нарушения законодательства, и они считают необходимым обязать банкиров информировать налоговые органы о любых подозрительных операциях их клиентов. Банкиры, мол, сами должны быть заинтересованы в сохранении имиджа своего банка.

Против контроля над крупными операциями банки не возражают, однако отсутствие четкости в понятии «сомнительная операция» их явно не устраивает. Был случай, когда один украинский банк заподозрил за клиентом «нестандартные действия» и информировал компетентные органы. Узнав об этом, клиент подал иск на банк по поводу нарушения банковской тайны и… выиграл!

Посторонний доступ к банковской тайне в Украине возможен через такие каналы:

1. Вмешательство контролирующих органов. Хотя времена откровенных силовых действий несколько призабылись, ряд заваленных крупных банков («Украина», «Славянский» и т.д.) и нынешняя российская практика (мягкое банкротство ЮКОСа) служат напоминанием о том, что «маски-шоу» с ОМОНом и прокурорами могут вернуться. На такие случаи банки предохранялись тем, что для «своих» клиентов у них были заготовлены бланки закрытия счетов с непроставленными датами. И пока контролеров потчевали чаем-кофе, деньги быстро перебрасывались на недоступные государству счета...

2. Внутреннее вмешательство через банковских сотрудников. Учитывая высокую ротацию кадров, запутанность в правах доступа к информационным системам, перекрестным функциям и разноплановым задачам, циркуляция конфиденциальной информации внутри банка является весьма обширной. Уточнить у коллеги в курилке какую-то необходимую, но конфиденциальную мелочь – проще простого. Принцип «Ты – мне , я – тебе » еще никто не отменял.

3. Прочее. Например, в банках время от времени экономят бумагу. И банковские документы печатаются на обратной стороне других документов. Часто на «оборотках» печатается что-то для «почитать в метро». Эти же «документы» используются в качестве салфеток, упаковочной бумаги и «скатертей» для праздничных столов. В одном из крупных украинских банков как-то случился внутренний «разбор полетов» после того, как руководитель заметил в уличной урне «деликатные» документы, вышедшие с родного банка.

Теоретически банковская служба безопасности контролирует практически все – телефонные переговоры, электронную почту, посещения Интернет-сайтов. В некоторых банках запрещен вынос любой печатной продукции, использование на рабочем месте дискет и прочих носителей информации. Но тот не банкир, кто не сможет преодолеть эти жизненные мелочи!

Банковская тайна – это всегда двухсторонняя монета. В случае увольнения «по-английски» нарушение этой самой тайны могут притянуть в качестве судебного аргумента. А уж вешать всех собак на «неугодных» за годы независимости научились во многих структурах.

Банк «НРБ-Украина» не так давно с формулировкой «за разглашение коммерческой тайны» уволил одного из заместителей председателя и одного начальника отдела. Уволить-то уволили, а за разглашение какой именно тайны, не сказали.

В «Правэкс-банке» есть традиция проверять ключевых сотрудников на детекторе лжи. Хорошо, что при этом сотрудник имеет право отказаться (будет он после этого уволен или нет, история умалчивает) и что подобная практика не прижилась в других банках. Самому же «Правэксу» она вряд ли помогает, так как банк славится высокой текучестью кадров.

Внедрение же в банковскую сферу «казачков» с целью сбора конфиденциальной информации в украинских реалиях выглядит просто фантастикой, поскольку существуют более легкие пути нахождения необходимой информации.

Коммерческие тайны не продают не по причине страха перед возможными санкциями, а потому, что вероятный продавец не может найти покупателя, а те, кому они нужны, не знают о тех, кто ими (тайнами) обладает.

Еще в 2001 г., обсуждая с предпринимателями создание Комитета по финансовому мониторингу, на вопрос одного банкира о том, что будет с банковской тайной, Президент РФ Владимир Путин ответил: «А разве она у нас была?» И вправду, можно ли нарушать то, чего у нас нет?