Слово о федерализации
13.04.2011 10:26
...«оккупанты!», «предатели!». Политические деятели Галичины и Карпатских гор снова выступили с привычной инициативой устроить 9 мая День скорби и вычеркнуть все «не отвечающее украинской исторической реальности». Это даже стало специальной темой для выступления Президента Януковича во Львове. Он призвал галичан к благоразумию. Однако его вряд ли услышали.

В атмосфере свободы безответственного слова и немодерируемости комментариев под новостями, взаимные выпады уже отточились до шаблонных формулировок. Граждане могут обмениваться ими до бесконечности, склоняя друг друга по маме и всем родственникам, так и не приходя к каким-либо общим выводам. Это тот самый случай, когда процесс гораздо важнее результата. И выражение «украинская историческая реальность» в этом процессе может быть главным лозунгом ввиду своей абсурдности, такой же, как «шумерская историческая реальность». Или, скажем, «киммерийская». Изучение истории есть фиксация фактов, а не изыскание «правды».

И как бы мы не затыкали уши и не закрывали глаза, сама ситуация толкает к решению главного вопроса: как дальше жить в стране, наполненной непримиримостью, злобой, взаимной ненавистью, нежеланием слышать и уважать друг друга? Вопроса о федерализации.

Всех убить, все взорвать

Организации, выступающие за федерализацию Украины, должны быть ликвидированы, поскольку угрожают ее суверенитету – это сказал сам Валентин Наливайченко, глава политической партии «Наша Украина», которая, придя к власти, аж мехом вовнутрь вывернулась, старательно раскалывая страну по этнокультурному признаку. Угрозы «национальной революции под знаменем Бандеры», фактически означающей отделение нескольких западных областей от Украины, например, растут именно из той «свободы и демократии», которую принесли с собой «оранжевые» революционеры. Хотя представить себе что-либо «під прапором Бандери» где-либо, кроме пяти западных областей, совершенно невозможно.

«Национальная революция» же в своем текущем виде фактически ставит перед собой цель растоптать предков миллионов людей, требует превращения их родителей и дедов либо в преступников, либо в бессловесных, беспомощных овец, требует отказа от своей истории. То есть ставит цели уничтожения самосознания и идентичности народа. Причем делается это под предлогом «десоветизации» и «десталинизации», которая стала сверхпричиной, универсальным оправданием, которое выше любых законов.

Уголовный кодекс Украины предусматривает совершенно конкретное наказание за надругательство над могилой Неизвестного солдата. Однако применение этой нормы закона в отношении хулиганов – «сталинизм». Ответственность за ложь и намеренное искажение фактов – «советская цензура». Статья о труде доярок в областной газете – «возвращение совка», требующее осмеяния. Наказание за коррупцию и взятки – «снова 37-й год». Дивным образом даже самые разумные и верные действия переворачиваются с ног на голову.

Однако, даже «запретив и ликвидировав», мы все равно не обретем моральные авторитеты в нашей стране. Их нет. Абсолютно. И не приходится даже надеяться, что появятся, поскольку моральный авторитет можно заслужить только действием, доказывая свою правоту поступками, вызывающими общее одобрение. То есть основанными на общепринятых моральных нормах. Однако осквернение памятников таковым не является, равно как и казнокрадство.

Есть и еще один аспект: естественное сокращение численности населения областей, вследствие чего они будут укрупняться. Само собой, соединение территорий происходит в рамках исторического соседства и структурной близости. Таким образом, мегарегионы складываются сами собой, безо всяких специальных усилий. «Донбасс», «Волынь» или «Галичина» полностью сформировались на протяжении долгого времени, войдя в состав одного государства, иногда против своего желания. Что и мешает им воспринимать государство в настоящее время.

Табу!

Украине, технологически и инфраструктурно отставшей от «цивилизованного мира» на десятки лет, требуется модернизация, которую объявил основой своей политики Виктор Янукович. А для успешного переоборудования страны еще более нужен внутренний мир. Ведь любое действие законно избранной власти (следовательно, представляющей интересы большинства) тоже втискивается в любимые шаблоны и переворачивается с ног на голову. Этнокультурные и исторические споры оказываются важнее общегосударственных проектов.

Тем не менее, тема федерализации в Украине табуирована. Высшие чиновники и политики старательно избегают даже этого слова, не говоря уже про обсуждение идеи в целом. На то есть несколько причин. Во-первых, федерализация априори предполагает определенную самостоятельность регионов, прежде всего, бюджетную. Все деньги останутся на месте и будут тратиться так, как решит «территориальная община», отправляя в центр налоги на содержание общей армии, милиции и т.п. А украинская власть, несмотря на появляющиеся время от времени декларации о «развитии местного самоуправления», донельзя централизована.

Во-вторых, целых пять лет доминировало мнение, что раз Россия – федерация, «следовательно», это может быть планом коварных русских, стремящихся лишить нас независимости. Это не менее абсурдно, чем «украинская историческая реальность», поскольку Украина с момента обретения этой самой независимости является унитарным государством с элементами федерализма. Совершенно конституционно мы имеем в своем составе Автономную Республику Крым – со своим правительством, парламентом и Основным законом.

Если бы только не постоянное стремление центральной власти жестко и безраздельно контролировать полуостров, Крым имел бы совершенно другие возможности. Не факт, что обязательно процветал бы. Но возможности! Единственно лишь выполняя положения своей Конституции, автономия могла бы вести самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, минуя Киев. А значит, оставлять у себя все заработанные деньги, сформировав бюджет в несколько миллиардов гривен, позволяющий вкладывать деньги в сельское хозяйство и социальную сферу. А если бы решился вопрос с добычей нефти и газа на шельфе – АРК (при умелом руководстве) быстро догнала бы Дубаи.

И конечно, автономия окончательно решила бы для себя вопросы с языками, праздниками и памятниками, полностью оформив прецедент. И это всегда было еще одной причиной, почему хода Конституции Крыма не давалось, как никогда не пытались по-настоящему решить внутренние межэтнические противоречия на полуострове.

Но «хранить суверенитет» в текущем его виде невозможно. Последствия будут необратимыми, особенно для молодых людей, которые не в состоянии осилить сложные конструкции и потому предпочитающие не осваивать ничего. Их свобода – это шоппинг, их ответственность – иметь новый iPad. Следовательно, нужно решаться, начав с минимума – федерализации культурной.

Было, есть и... может быть

Почему в Украине не применить модель, опробованную в Европейском союзе? Она очень проста: взаимное уважение и равенство всех национальностей, проживающих в стране. Нужно быть честными перед собой в элементарном: хочется «как в Европе» – бери и делай.

Возьмите проблему с геройством Бандеры – ведь она тоже проста. Герой для западных украинцев, но не имеет права на присвоение высшей степени отличия Украины в соответствии с Законом. Звание и награда присуждается гражданам Украины за совершение выдающегося героического поступка или выдающегося трудового достижения. Вопрос скорее формальный. Однако в его основе лежит проблема этнокультурной справедливости.

По мнению лидера Союза Левых Сил Василия Волги, давнего подвижника идеи федерализации, переход к федеративному устройству Украины – «единственная альтернатива сепаратизму и разделению страны». Молодая партия, в отличие от многих, просто говорящих о федерализации, пошла дальше и предложила собственную концепцию внутренней политики в сфере межэтнических отношений «три «Р» (Разные - Равные - Родные).

Во-первых, следует признать объективно существующие ментальные и этнокультурные различия между разными регионами Украины, как признать и то, что это не трагедия, а – при разумном подходе – преимущество и фактор нашей силы. Все граждане нашей страны абсолютно равны перед законом и одинаково моральны, имеют конституционные права на сохранение своих культурных особенностей.

Во-вторых, все стороны должны быть равноправны, не может быть граждан «первого» и «второго» сорта. И, в-третьих, мы должны стать родными и в уважительных отношениях искать то общее, что нас объединяет. Не очень сложно, но при этом сложно невероятно. Но, как заявила на одном из заседаний Центра социально-консервативной политики доктор политических наук, профессор Ирина Онищенко, «федерализация – это не выход или отделение части государства, это компромисс. И, судя по всему, большинство украинских политиков этого не понимает. Монолитная Украина – это искусственное образование. Украина должна быть единой в многообразии».

И не нужно бояться, что кто-то куда-то уйдет. Ведь в истории все уже когда-то было, и наши предки жили в феодально раздробленной Киевской Руси. 14 княжеств, в каждом из которых князья совместно с боярами «думали о строе земельном и ратех». В Новгороде была установлена республиканская форма правления. В Галицко-Волынском княжестве был целый король, которым гордятся нынешние львовяне. В Киеве сидел Великий князь, первый среди равных. На княжеских съездах обсуждались вопросы общерусской политики. Каждое княжество углубляло общественное разделение труда, земледелие поднималось, ремесла процветали, города росли.

Действительно, главной проблемой были междоусобицы между князьями, нежелание служить киевскому князю, платить налоги, честно сражаться в совместных битвах. И в итоге все закончилось плохо. Но история на то и существует, чтобы давать нам возможность изучать факты и не повторять ошибок. А также использовать опыт множества уже существующих федераций.

Быть может, практически украинские мегарегионы не готовы к самостоятельному хозяйствованию и выстраиванию новой системы внутри государства. Но они уже учатся, начав с малого и главного – самостоятельного управления жильцами многоквартирных домов своим имуществом и деньгами. А пока мы могли бы решить те основные проблемы, которые мешают нам жить и работать на всеобщее благо: язык, культура, история.

Честно – никто никогда не возьмет абсолютной власти, чтобы перекроить все под свое «правильно». Да это как раз и есть «сталинизм» в чистом виде. Ничего, кроме войны, из него не выйдет. Кто не согласен? Наше будущее может катиться только по трем дорогам: либо диктатура, либо хаос и распад (что неизбежно следует из первого), либо федеративное устройство.

Дайте Большому Донбассу, Крыму и Новороссии говорить, как им удобно, и отмечать День Победы с Георгиевской ленточкой на груди. Лишь бы они рубили уголь, растили пшеницу и овощи, пасли тучные стада. Пусть Галичина, Буковина и Полесье ставят памятники УПА и 9 мая скорбят, если им хочется траура, а не сопричастности к великим событиям. Лишь бы граница была защищена, на таможне не воровали, а в Карпатах процветал туризм. Кому от того будет хуже?

Мы будем ездить друг к другу в гости «поржать» над привычками соседей, а не убивать их за это. Наши сыновья будут служить в общей, украинской армии и учиться защищать свою землю. Через все регионы будут проходить общие дороги, по которым смогут ездить иностранцы и видеть разнообразие Украины. А иностранцам глубоко безразлично, кто у нас был более прав, умирая с оружием в руках 75 лет назад. Для них гораздо важнее, хороши ли украинские дороги, удобны ли гостиницы, вкусно ли кормят в придорожных ресторанах и ярки ли наши достопримечательности. А у нас, друзья, пока что чаще нехорошо, неудобно, невкусно и неярко. Вот за исправление этого и стоит бороться изо всех сил патриотам всех мастей.