От журавля до синицы
26.04.2004 09:10
быть и там, и там. Вот только - получится ли?


На Запад – через Восток?

Не случайно и премьер-министр Виктор Янукович, и такой видный политик, как Степан Гавриш, признают, что «единое экономическое» – один из способов дальнейшего продвижения Украины в европейском направлении. Правда, каким образом, остается только догадываться. Ведь нормы и стандарты СНГ существенно отличаются от европейских.

По мнению директора представительства Мирового банка в Украине Луки Барбоне, в государствах ЕЭП разные экономико-социальные системы, что мешает сотрудничеству. Однако различия в системах стран «московской четверки» и тех, которые входят в Евросоюз, еще более существенны. Поэтому Украина наверняка идет в те «объятия», которые открыты.

Можно спорить, какой мотив здесь более весомый – получить экономические выгоды от доступа на рынки восточных соседей или сделать Западную Европу более сговорчивой, но то, что оба они присутствуют – это факт. С другой стороны, политики и экономисты могут долго спорить о структуре экспорта и о внешнеполитических приоритетах, но ЕС – это журавль в небе, а Единое экономическое пространство выглядит синицей в руке.

По данным Государственного комитета по статистике, на страны СНГ в 2003 году приходилось только 26% украинского экспорта товаров, из них на государства, вошедшие в ЕЭП, - 21%. Для сравнения: доля Европы в наших зарубежных поставках составляет 40%. Кстати, еще есть Азия, куда в 2003 году поступало 23% товаров, направляемых Украиной за рубеж, может, еще туда интегрироваться?

Любителям жонглировать цифрами внешнеторгового оборота в пользу евроинтеграции заметим, что стран Евросоюза около 30, а в ЕЭП, как известно, четыре государства. К тому же только в структуре украинского экспорта услуг 55% приходится на страны СНГ. Уже это, думается, является весомым аргументом в пользу ЕЭП.


В чужом пиру похмелье…

Сторонники евроинтеграции надеются на обещания стран-неофитов ЕС снизить на 5% тарифы на украинский экспорт после официального присоединения к Евросоюзу. Да и рост экономик стран «новых европейцев» приведет, дескать, к увеличению потребностей импорта нашей продукции. Кроме этого, по оценкам Евробанка, экономический рост в странах СНГ в 2004 году в среднем замедлится до 5,6% по сравнению с 7,6% в 2003 году. Да и откровенно «сырьевой» характер их экономического роста несет в себе множество рисков.

Насчет увеличения потребностей: Министерство экономики, судя по всему, придерживается иного мнения. Согласно его прогнозам, объем украинского экспорта только в прибалтийские страны после их вступления в ЕС сократится на 15 - 20%. Что уж говорить об остальных «новичках»…

Даже самые заядлые евроинтеграторы не могут не отдавать себе отчет, что путь в ЕС куда более долог и тернист, чем кажется. Если, например, за 10 лет даже Восточная Германия так и не стала полноценной частью Западной Европы, несмотря на вложенные в нее более 1 трлн. евро (а сколько еще нужно инвестировать в «европеизацию» Восточной Европы?), то что говорить об Украине? Думается, и через 20 лет наша страна вряд ли станет полноценной европейской державой, несмотря на все свои нынешние экономические успехи. Одно только качество наших товаров требует для доведения до нынешних мировых стандартов не менее 5 - 10 лет – за это время эти самые стандарты успеют шагнуть вперед, и нашей державе придется довольствоваться ролью «вечно догоняющей».

Что же касается практики «открытых границ» в рамках Всемирной торговой организации, то опыт государств Восточной Европы отнюдь не доказывает их эффективность, так как внешнеторговый баланс их пока что ухудшается. В отношении ЕЭП этот опыт проверить на эмпирических фактах пока трудно – соглашение просто еще не начало действовать. Но, думается, что в условиях приблизительно одинаковой структуры экономики стран «четверки» существенной угрозы для Украины нет, разве что для отдельных неконкурентоспособных отраслей.


Вместо послесловия

В целом, ни ЕЭП, ни евроинтеграция в обозримом будущем никак не скажутся на жизни «маленького украинца». Без проведения структурных реформ экономики мы не получим дивидендов ни на западном, ни на восточном направлениях. Зато потом в наших неудачах сможем обвинить жадных европейцев или хитрых «москалей».

Желание Украины стать членом ЕС является пока не более чем внутренним стремлением, не подкрепленным практически. Поэтому для нашей страны вопрос внешнеэкономического выбора не в том, куда хотелось бы пойти, а куда пойти с большим эффектом в сложившихся обстоятельствах.