Украинские идут!
26.04.2011 10:20
...собственных разработок. Последние удачные контракты обещают принести украинскому ВПК почти 2,5 миллиарда долларов, и значительную часть в них составляют новые модели бронетехники.

Скажем сразу: времена, когда супердержавы готовились к третьей мировой, когда по всей планете тлели огни локальных конфликтов, а туземные царьки в спешке вооружали свои племенные дружины автоматами и танками вместо луков и копий, давно прошли. Золотые годы были для оружейников! Теперь, увы, продавать автоматы миллионами, а самолеты и бронетранспортеры тысячами уже не получается. Сбыт сократился на порядок и даже больше, и за каждый контракт идет ожесточенная борьба.

Украина уже давно потеряла европейский рынок сбыта вооружений, за который она, впрочем, никогда и не боролась. Немного проданных со складов советских вертолетов для республик рассыпавшейся Югославии, причем проданных спешно и по дешевке, – вот и все достижения на этом пути. Вообще, запасы бывших советских военных округов распродавали, как имущество умершего дядюшки: как можно быстрее и не особо торгуясь, избавляясь от целых танковых армий и авиационных дивизий, словно от старых ковров и потрескавшихся сервизов. Незалежной Украине, в которой власть всерьез и надолго взяли барыги и политические клоуны, собственная армия была не нужна, и в оружии они видели лишь товар, который нужно как можно быстрее продать.

Но нет худа без добра – по крайней мере, это давало надежду на перспективы экспорта собственного, украинского вооружения. Конечно, производить что-то сложнее железных чушек, аммиачной селитры или маринованных огурцов украинский барыга-олигарх не любит, а государству вообще на всё давно «подбать» вприсядку. Но когда склады с наследием тоталитарного прошлого опустели, то продавать стало практически нечего. Например, подаренные паном Ющенко своему грузинскому куму ЗРК «БУК» были не просто сняты с дежурства украинской системы ПВО. Нет, всё гораздо хуже – это были «дежурные» ЗРК, а все остальные распродали втихаря задолго до этого.

В качестве ликбеза: «дежурные» системы ПВО находятся в состоянии постоянной готовности для отражения первого удара противника. Обычно их хватает на 2-3 дня воздушной войны средней интенсивности, после чего их выбивают вражеские ракеты, а на смену им приходят запасные системы ПВО второго эшелона (а в СССР был и третий, «законсервированный»). Но такая роскошь по карману не всем: большинство стран мира с трудом находят средства на одну, «дежурную» систему ПВО. Украина свою отдала за бесценок, и теперь какой-то важный объект (может быть АЭС, может быть днепровская плотина) остались без прикрытия ЗРК. Мы не будем говорить о возможности войны – это смешно, потому что Украина просто не в состоянии её вести. Но мы не должны забывать об угрозе терроризма.

Итак, когда советские склады опустели, волей-неволей пришлось восстанавливать собственное производство – там, где оно еще сохранилось. Первый опыт, т.н. скандальный «пакистанский контракт», был учтен. «Впаривать» иностранцам свежевыкрашенное старье или технику, рассыпающуюся после пятого выстрела, стало невыгодно – пострадал имидж. Как мы уже упомянули, Украина и так потеряла европейский рынок, который, к тому же, перешел на стандарты НАТО – то есть оружие американского, немецкого, французского производства. Но потом она потеряла и рынки развитых стран Азии. Теперь удачей считаются контракты с Ираком, Таиландом, Афганистаном, Малайзией, африканскими странами.

Не всегда дело доводится до конца. Например, Бразилия передумала покупать украинские танки «Оплот» (о чем, как об очередной победе, вещала тогдашний премьер Тимошенко), а закупила немецкие «Леопарды». А вот в Таиланд отправляется уже вторая партия украинских БТР-3Е1, готовятся к отправке в Кабул и первые БТР-4.

По внешнему виду они недалеко ушли от советских восьмиколесных бронетранспортеров Т-60, Т-70 и Т-80, с корпусом, зловеще напоминающим своими очертаниями гроб. Впрочем, такую форму конструкторы позаимствовали еще у немецких бронетранспортеров и самоходок. Но вот что сразу же выделяет БТР-3, так это отсутствие классической башни. Вместо неё высится универсальный боевой модуль «Штурм», включающий в себя 30-мм автоматическую пушку, 7,62-мм пулемет, автоматический гранатомет и две установки противотанковых ракет.


БТР-3


То есть вооружение БТРа серьезно усилилось. Теперь ему есть чем отбиваться от засевших за укрытиями (включая камни и стены зданий) врагами, да и при встрече с танком экипажу не нужно выскакивать из машины и бежать от неё в разные стороны без оглядки, как это негласно рекомендовалось советским мотострелкам.

Еще более интересен БТР-4 «Буцефал», так же как и предыдущая машина, разработанная в харьковском КБ имени Морозова. Его отличительная особенность – моторный отсек расположен в средней части корпуса, разделяя отсек управления (впереди) и десантно-грузовой (сзади). Напомним, что на всех остальных потомках Т-60, включая украинский БТР-3 и российский БТР-90, двигатель находится в задней части корпуса, а экипаж и десант находился в одном общем отсеке, где он вместе зачастую и погибал. Не слишком удобными были и боковые люки этих бронетранспортеров.


БТР-4 «Буцефал»


Преимущества БТР-4 в том, что теперь у него появились задние двери, а разделенные отсеки делают его гораздо безопасней. Если, к примеру, снаряд поразит переднюю часть корпуса, то двигательный отсек защитит сидящий в корме десант, ну и, соответственно, наоборот. То есть кто-то да уцелеет. Кроме того, БТР-4 может оборудоваться четырьмя разными боевыми модулями (включая вариант огневой поддержки танков) и выпускаться в вариантах штабной, разведывательной, санитарной и ремонтной машины.

Увы, напичкивая эти бронетранспортеры мощным вооружением и современной электроникой, конструкторы оставили без изменения главное – корпус машины, который остался всё той же стальной коробочкой, легко пробиваемой из любого РПГ, в силу чего мотострелки по-прежнему предпочитают ездить «верхом на броне», являясь легкой мишенью для пуль и шрапнели и делая бессмысленной саму суть бронетранспортера. Действительно, с таким же успехом можно ездить и на простых «Уралах»!

А ведь именно в Украине была разработана один из самых интересных видов активной брони – т.н. система динамической защиты «Нож-2». Каждый её блок – это ящик с множеством кумулятивных зарядов, которые эффективно «ломают» и отбивают попадающие в него бронебойные снаряды или струю взрыва противотанковой ракеты. Но пока что они предназначены для двух основных украинских танков: Т-64БМ «Булат» и Т-84М «Оплот».


Т-64БМ «Булат»


Честно говоря, первый – это прошедший капитальный ремонт старый Т-64, который был взят из законсервированных складов, куда его отправили еще на рубеже 70-80-х годов. Поскольку у этой машины были большие проблемы с двигателем 5ТДФ. Тогда его заменили сначала массовым Т-72, более простым вариантом с более надежным, хотя и более громоздким V-образным дизелем. Интересно, что оба они являются модернизацией еще довоенных моторов. Дизель В-2 стоял на КВ и Т-34, вначале ломался, потом доводился до ума, его модификации ставили на Т-54 и Т-55, стоят они и на Т-72 и Т-90. Его конкурент ведет родословную от трофейного немецкого Jumo 205-C, снятого с подбитых самолетов. Однако 5ТДФ появился на свет только в конце 50-х годов и на Т-64 попал еще «сырым». Именно из-за этого технически революционный танк попал в немилость и был отправлен на склады, а его заменили Т-72 (с дизелем В-46 и В-84), ленинградским Т-80 (с газотурбинной установкой) и харьковским Т-80УД, в который установили доработанный таки дизель.

Последний и стал основой для украинского Т-84, получившего более мощный и надежный движок 6ТД-2. После кропотливой работы, продолжавшейся на почти остановившемся заводе Малышева (Харьков) целое десятилетие, на свет и появился Т-84БМ «Оплот», объявленный недавно основным танком украинской армии. Его масса выросла до 51 тонны, комбинированная защита считается чуть ли не лучшей в мире, да и скоростью (до 70 км/час) он мог бы потягаться с немецким «Леопардом».


Т-84М «Оплот»


Однако за «Леопардом» стоит известная на весь мир техническая надежность немецких инженеров и экономическая честность немецких бизнесменов. Украина же, благодаря махинациям барыг и политиканов, заработала себе такую негативную репутацию, что ей будет сложно вернуться на мировой рынок вооружений даже с самыми лучшими образцами техники. Думается, что нынешние контракты стоит расценивать не столько как заработок, сколько как экзамен на доверие к украинскому ВПК и украинскому «Внешнеспецэкспорту». Выполнят добросовестно – получат еще. Закончится всё скандалами – и больше с Украиной не будут иметь дело даже папуасы.

А еще очень жаль, что 95 % всех заказов наших военных заводов предназначены для экспорта. Увы, но какая бы власть ни устанавливалась в Киеве, она никогда не считала армию жизненно важной частью государства. А потому и не желала тратиться на её перевооружение.