Не ходи в экономисты!
21.07.2004 17:21
Вездесущая статистика выяснила, что нынче около половины всех абитуриентов выбирают своей будущей специальностью экономику либо юриспруденцию. Заметьте – специальностью, но не профессией, поскольку никакой гарантии, что по окончании вуза они найдут себе работу по профилю, нет и быть не может.

Пусть это не прозвучит в укор студентам данных факультетов, но на вопрос «Почему ты сюда поступил?», только небольшое число людей смогли мне ответить вразумительно, избегая бубнения вроде «Это сейчас востребовано!».

Да чёрта с два это востребовано! Экономистов и юристов (как, впрочем, и программистов, и переводчиков) у нас сейчас развелось столько, что можно отсылать в страны третьего мира в качестве гуманитарной помощи. За прошедшие со дня провозглашения независимости тринадцать лет только самые «ленивые» институты не открыли у себя экономические и юридические факультеты.

Настоящий экономико-юридический бум пришелся на середину - конец 1990-х годов. В Киевский национальный экономический университет (в простонародье – Нархоз), куда поступал и ваш покорный слуга, конкурс был просто сумасшедший – как же, ведущий экономический вуз страны, модно, престижно и т.д. и т.п. К тому же многие просто «велись» на лапшу, которую обильно вешали наивным неопытным абитуриентам – дескать, за нашими выпускниками работодатели в очередь становятся и чуть ли не дерутся между собой за право обладать тем ли иным молодым специалистом.

На деле же все оказалось далеко не так волшебно. Пресловутая 100%-ная занятость выпускников достигалась не просто, а очень просто: не принесешь на 5-м курсе справку о том, что уже трудоустроен – не получишь диплом. Вот и шли мои однокурсники (и многие-многие другие до и после нас) на любую доступную работу (к знакомым, родственникам, папам-мамам, так, чтобы гарантированно устроиться), только бы получить заветный кусочек пластика.

А ведь чтобы «честно» устроиться по специальности, выпускникам с дипломами экономистов и юристов в наше время необходимо совершить чуть ли не подвиг. Зайдите на любой «рабочий» сайт в разделы «Юристы» и «Экономисты». 95% потенциальных работодателей требуют от претендентов на должность от 3 до 5 лет трудового стажа. А где его взять-то, если без стажа на работу не берут? Вот и получается замкнутый круг: чтобы получить работу – нужен стаж, чтобы получить стаж – нужна работа. Причем, даже если вам повезло и вас все-таки взяли, на нормальное вознаграждение могут рассчитывать только действительно классные специалисты, чего о вчерашних студентах, согласитесь, сказать сложно.

К тому же, как выясняется, не такие уж сегодня это и престижные профессии – юристы с экономистами (программистами, переводчиками). Рынок труда ими перенасыщен, все «рыбные» места уже заняты, а новые создаются все реже и реже. Почему до сих пор на них такой устойчивый «спрос» в виде конкурса при поступлении в вузы – логическому объяснению не поддается. У меня есть только один вариант ответа – мода, определяющая практически все в нашей жизни, в том числе и образование.

Но только невдомек нашим абитуриентикам, что «модные» тенденции давно поменялись. В Москве, например, наибольшим спросом последние пару лет пользуются выпускники «точных» факультетов – инженеры, математики, физики-химики, биологи… Объясняется это просто - стало развиваться производство. Компании строят заводы, закупают производственные линии. А работа на современном оборудовании, его установка и адаптация требуют достаточно квалифицированных кадров.

У нас производство тоже вроде бы не стоит на месте. Но почему-то в нашей «технической гордости» - НТУУ «КПИ» – самый востребованный факультет – менеджмента. Парадокс? Нонсенс!

Гуманитарии потихоньку становятся рабочей силой, которая вынуждена ориентироваться на спрос (у них нет специализации, и они подстраиваются под предложение, соглашаясь на то, что дают). То, что умеют они, умеет любой выпускник естественнонаучной или инженерной специальности с хорошим интеллектом и со знанием языка.

По оценкам специалистов, спрос в индустриальном секторе продлится еще долго, хороших специалистов в трудоспособном, активном возрасте не хватает, а людей способных и со знанием иностранного языка – тем более. Дефицит кадров остается в силе, можно даже говорить (наконец-то!) о появлении настоящей конкуренции за стоящих кандидатов.

Вот увидите – уже в следующем году конкурс в ушедших на глубокий второй план технических вузах будет гораздо выше, чем средний за последнее десятилетие. Что поделаешь - московские тенденции всегда доходят до нас с опозданием, притом, что потенциал у нас отнюдь не хуже!