Свидетель века
21.06.2011 12:44
...для нарезания сыра и мяса. Сто лет спустя компьютеры, которые производит корпорация IBM, летают в космос, снимаются в телешоу и обыгрывают в шахматы чемпионов мира.

Титул основателя IBM сложно отдать одному человеку. На лавры могут претендовать по меньшей мере трое – Герман Холлерит, Чарльз Флинт и Томас Уотсон. При этом в отличие от отцов-основателей других технокомпаний – Хьюлетта и Паккарда, Джобса и Возняка, Гейтса и Аллена, Брина и Пейджа, действовавших вместе и сообща, – все трое внесли свой вклад в развитие и становление IBM в разное время.

Начало корпорации положил Холлерит. В 1880-х годах, работая в Бюро переписи населения США, он сконструировал табулятор – машину, которая умела считывать и анализировать информацию, записанную на перфокартах. Устройствам Холлерита нашлось применение почти сразу – их задействовали для обработки данных переписи населения США 1890 года. Результат оказался впечатляющим – если данные предыдущей переписи 1880 года обрабатывались и анализировались в течение восьми лет, то теперь с этой задачей удалось справиться за один год. В 1896 году Холлерит основал компанию Tabulating Machine Company (TMC), которая занималась выпуском и продажей табуляторов.

В 1911 году TMC вошла в состав конгломерата из четырех компаний, который возглавил бизнесмен Чарльз Флинт. Три другие компании занимались производством весов, механических ножей для нарезки продуктов и табельных таймеров – устройств, с помощью которых рабочие на заводах отмечали время своего прихода и ухода. Образовавшаяся в результате слияния компания получила название Computing Tabulating Recording Corporation (CTR). Известна точная дата основания CTR – это 16 июня 1911 года.

В 1914 году Флинт пригласил на пост главы компании Томаса Уотсона, который до этого работал в National Cash Register Company. На предыдущем месте работы его специализацией были кассовые аппараты. Уотсон решил сместить акцент CTR на продукты, ориентированные на бизнес. Смена направления отразилась в новом названии компании, утвержденном в 1924 году, – International Business Machines (IBM).

За первые четыре года, которые Уотсон провел у руля, прибыль CTR увеличилась вдвое. Пережить Великую депрессию 1930-х годов компании помогли государственные заказы. Одним из таких заказов стала обработка с помощью табуляторов информации о жителях США для зарождающейся системы социального страхования.

Во время Второй мировой IBM, как и многим другим компаниям, пришлось переквалифицироваться на «оборонку» – она выпускала, в частности, стрелковое оружие, бомбардировочные прицелы и детали двигателей. Американский писатель Эдвин Блэк в книге «IBM и Холокост» утверждает, что глава компании Томас Уотсон симпатизировал Гитлеру и даже поставлял в концлагеря табуляторы для систематизации данных о пленных. С другой стороны, в годы войны IBM основала фонд помощи вдовам и сиротам погибших на фронте американцев.

В сороковых годах IBM совместно с учеными из Гарвардского университета работала над Mark I – машиной, ставшей одной из прародительниц современной компьютерной техники. Mark I могла производить вычисления в автоматическом режиме и использовалась, помимо прочего, для выполнения баллистических расчетов для американских военно-морских сил. Пракомпьютер весил около четырех с половиной тонн. Для ввода в устройство информации применялись перфоленты.

В двух последующих десятилетиях ключевым продуктом IBM стали так называемые мейнфреймы – большие ЭВМ, которые крупные компании использовали для сложных вычислений. В 1952 году появился IBM 701 на электронных лампах, который умел выполнять 17 тысяч операций в секунду, а семь лет спустя вышел транзисторный IBM 7090, который за тот же промежуток времени выполнял уже 229 тысяч операций. Группа математиков и программистов (в которую входил и один шахматист) из IBM разработала язык программирования «Фортран», который применяется до сих пор.

Следующей вехой в истории мейнфреймов производства IBM стала система System/360, представленная в апреле 1964 года. Вместе с ней в обиход компьютерщиков вошло понятие «совместимость». Совместимы между собой были все машины, входящие в это семейство – они могли использовать одно и то же программное обеспечение и одну и ту же периферию. Обновив оборудование, компании-пользователи могли продолжать работу с привычными им программами и вспомогательными устройствами.

В 1956 году Томаса Уотсона на посту главы компании сменил его сын, Томас Уотсон-младший. На этой должности он пробыл до 1970 года, однако в совет директоров компании входил до 1984-го. Интересно, что с 1979 по 1981 год Уотсон-младший был послом Соединенных Штатов в Советском Союзе.

Имя IBM неразрывно связано с космической программой США. Оборудование и программное обеспечение, разработанные корпорацией, использовались в «лунных» миссиях «Аполлон», а в последующие десятилетия IBM помогала отправлять в космос шаттлы.

В 1981 году появился компьютер IBM PC. Базовая модель, оснащенная 16 килобайтами памяти, флоппи-дисководом и монохромным монитором, по характеристикам уступала многим другим персональным компьютерам на рынке. Однако IBM PC имел одну важную, как показало время, особенность – он не был «от и до» собственной разработкой IBM. Процессоры для него делала Intel, а операционную систему DOS – малоизвестная компания Microsoft со штатом в 32 сотрудника. IBM не стала защищать свое детище патентами, что породило множество недорогих клонов, известных как «IBM PC – совместимые» машины, и сыграло огромную роль в популяризации идеи «персонального компьютера».

Проиграв битву за рынок ПК другим компаниям, IBM в 1990-е оказалась в состоянии кризиса. Для выхода из него компании потребовалось собрать волю в кулак и переориентироваться с «пользовательского» сегмента рынка на бизнес-сегмент и научные разработки. В результате в начале нулевых корпорация продала предприятие по производству жестких дисков компании Hitachi (кстати, слову «винчестер» в качестве обозначения HDD мы тоже обязаны IBM). Предприятие IBM по производству ноутбуков ThinkPad купила китайская Lenovo. Взамен IBM приобрела у аудиторского гиганта PricewaterhouseCoopers консалтинговое подразделение и превратила его в прибыльный для себя бизнес.

Еще одной сферой, в которой в начале нового века «нашла себя» IBM, стали мощные суперкомпьютеры – поселившийся в крупных научных лабораториях Blue Gene, затем Deep Blue, в 1997 году обыгравший в шахматы действующего чемпиона мира Гарри Каспарова (шутка «Ищу кряк к Deep Blue. Г. Каспаров» ходила по Интернету еще несколько лет) и Watson, получивший свое имя в честь основателя компании Томаса Уотсона. Последний был разработан IBM для американской телевикторины «Jeopardy!». В феврале 2011 года компьютер участвовал в игре наравне с двумя «живыми» игроками и вышел из нее победителем, получив приз в миллион долларов. Выигранные своим детищем деньги IBM потратила на благотворительность.

Феномен IBM заключается отчасти в том, что в биографии компании отразилась не только вся история развития компьютерной техники – от перфокарт через ламповые ЭВМ, мейнфреймы и первые ПК до современных суперкомпьютеров, но и просто история ХХ века – Великая депрессия, Вторая мировая война и «холодная война», покорение космоса.

Но удивительней всего то, что IBM, основанная в год спуска на воду «Титаника», не выглядит в ряду молодых IT-компаний – семилетнего Facebook, тринадцатилетнего Google, а также Apple и Microsoft, которым за тридцать, – этакой бабушкой, чье мнение вежливо выслушивают и потом поступают по-своему. И вообще – разве бабушки разрабатывают процессоры для Wii, PlayStation и Xbox?
Светлана Чистякова
Lenta.Ru