За что топят Волгу?
22.07.2011 10:27
...доставлен в СИЗО, а затем суд определил ему меру пресечения на время следствия – два месяца содержания под стражей. Что будет дальше, пока неясно. Но ответ на этот вопрос зависит, прежде всего, от подлинных мотивов задержания.

В том, что в нашем государстве они далеко не всегда идентичны официально озвученным, сомневаться может только очень недалекий человек. И эту очевидную истину подтвердил проведенный From-UA опрос мнений экспертов по поводу причин взятия под стражу видного представителя нынешней власти. Политики и политологи, знающие «кухню» нашего властного Олимпа, не верят в честность и неподкупность «органов» в их борьбе с коррупцией. Эксперты лишь разошлись в догадках, кому именно перешел дорогу Волга и зачем к нему была применена столь жесткая мера.

Политолог Сергей Таран не видит в произошедшем политического следа. «Речь, скорее, идет о внутреннем корпоративном конфликте на рынке ценных бумаг. И я думаю, что это довольно серьезный рынок, который в Украине имеет большие обороты, наверно, теневые», – полагает он.

Директор Международного института демократии допускает, что Волгу сдали силовым структурам недовольные его действиями другие участники этого рынка. «Но поскольку в Украине сейчас очень модно говорить о борьбе с коррупцией, то появилась эта якобы удачная формулировка и даже заговорили о политическом следе. Но о политике, я думаю, здесь речь не идет. Единственно, что здесь политическое, это то, что постепенно становится понятно, что самым главным капиталом для политика является не членство в ПР и не союз с ПР, а приближение к окружению Президента и силовым структурам. Вот это главное. А лояльность к ПР или к силам, которые когда-то были в ПР, это уже не имеет значения», – полагает Таран.

Сомневается в наличии политического следа в данной истории и директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин. «Хотя, конечно, соблазн очень велик, потому что Волга назначен по квоте коммунистов», – заметил он.

Однако эксперт склонен видеть причину в профессиональной деятельности Волги, в частности, касательно работы с кредитными союзами. «Поэтому, скорее всего, коммунисты Волгу морально поддержат, но я не думаю, что они предпримут какие-то политические демарши в этой связи. Волга не настолько ценный боец для Компартии, чтобы за него убиваться», – считает Стоякин.

Политический след нащупал нардеп и экс-коммунист Леонид Грач. Он считает, что коррупция настолько пропитала общественный организм, что посадить можно абсолютно любого чиновника. Поэтому обвинение кого-либо конкретно является признаком выборочного подхода к проблеме. «А то, что ПР и Виктор Янукович с «благодарностью» воспринимают финт Симоненко, когда они вдруг перед вторым туром побежали поддерживать Януковича, хотя он и без их поддержки тогда бы победил Тимошенко, и потом начал пируэты по выпрашиванию должности и так далее, это окончательно надоело Президенту, потому что без него ничего не происходит в этой сфере. И они начали вычищать: вначале креатуру Симоненко – Цушко убрали из Министерства экономики, затем взялись за Волгу», – предложил свое объяснение политик.

По мнению депутата, на этом «чистки» в рядах власти не закончатся. «Как мы видим, прошерстили сыновей Мармазова и Матвеева. Остались еще двое на поверхности, одному из которых – Калетнику, я думаю, недолго там быть, потому что если говорить в контексте борьбы с коррупцией, то коррупция сегодня олицетворяется в крупномасштабном деянии, которым занимается вся таможенная служба», – прогнозирует Грач.

Оспаривает такое мнение политолог Евгений Филиндаш. Его взгляд таков: для того, чтобы выжить Волгу или любую другую кандидатуру коммунистов, совершенно не нужно было задерживать Волгу и возбуждать уголовные дела. «Я думаю, что если ставилась только такая цель, то этого можно было достичь путем намека тем же коммунистам или Волге на негативные последствия, если он откажется уйти со своего поста. Я не думаю, что Волга стал бы цепляться за свое кресло и рисковать. Это слишком неадекватные действия для того, чтобы просто поменять человека во главе этого ведомства. За этим стоит что-то более серьезное», – подчеркнул он.

Что именно? С этим ясности нет. «Тут можно рассматривать несколько версий произошедшего: от той версии, что он действительно вступил в конфронтацию с рядом бизнес-структур, и до той версии, что со своими симпатиями к России и сближению с Россией он не совсем вписывался в нынешний курс украинской власти, который направлен на евроинтеграцию. Кроме того, возможно, Волга задержан в качестве иллюстрации для украинского общества, а также для Запада, того, что процессы над Тимошенко и Луценко – это не политическое давление на оппозицию, а такие же процессы, как и против представителей власти за коррупцию, примером чего является дело Волги. То есть как фон, как иллюстрация для показа, что во всех этих процессах нет политического мотива. Естественно, нельзя исключать и основную версию, которую выдвигает следствие. Поэтому много неясного, мы даже пока не знаем, что конкретно инкриминируют Волге. Я думаю, что прояснится все по мере хода следствия и судебного процесса», – пространно пояснил Филиндаш.

Категоричен в выводах оказался политолог Виктор Небоженко. По его мнению, Волга просто не вписался в «донецкую» систему власти. «Вне всякого сомнения, что здесь политика есть, ведь сейчас у нас назначают виновных в коррупции и злоупотреблениях, а не выявляют, и отсюда такая выборочность», – отметил он.

Эксперт допускает, что Волга стал слишком перспективным политиком левого спектра и весьма вероятным конкурентом для Партии регионов, поэтому власть решила провести упреждающий удар. «Я думаю, что один из политических мотивов, в плане которых был арестован Волга, это желание показать, что арестовывают не только чужих, но и своих. А второй мотив – это, конечно, придавить одного из самых перспективных политиков, который мог бы объединить вокруг себя левое движение. Освобождается место для кого-то из своих, донецких», – объяснил Небоженко.

Очень мало эксперты говорят о собственно коррупции. Очень много – о политике и мести за нарушение каких-то бизнес-интересов. Время действительно покажет. А пока что глава Госфинуслуг отстранен от работы. Но, вероятно, не от политики. Так что и о Волге, и самого Волгу мы еще услышим. К гадалке не ходи…