Причуды одного владыки
23.07.2004 13:25
…улиц, заводов и школ, названных в честь туркменского кормчего, до многочисленных портретов и памятников, аккуратно расставленных по всей стране. Вдобавок добродушный лик Сапармурата Ниязова лукаво выглядывает с туркменских манатов (местная денежная единица).

Отец всех туркмен, он же Туркменбаши (именно такое имя постановлением меджлиса присвоено Ниязову), пожалуй, единственный на просторах бывшего СССР диктатор в полном смысле этого слова. Еще в 2002 году Народный Совет Туркменистана во второй раз (!) принял решение о необходимости сделать президентский срок Ниязова пожизненным. Вот у кого нужно учиться Лукашенко!

Имперские причуды Ниязова – лакомый кусочек для информагентств. Ну а изобретательности Великого туркмена позавидовали бы, наверное, все арабские шейхи, вместе взятые.

Переименовав названия всех месяцев года на свой лад, включая пару месяцев в честь своей матери – Гурбансолтан (апрель), и себя, любимого, - Туркменбаши (январь), Ниязов запретил бороды, балет, цирк, и даже… золотые зубы, доселе считавшиеся показателем престижа и достатка в Туркменистане.

История с зубами как нельзя лучше характеризует спонтанность решений президента. На одной из встреч со студентами Ниязову не понравилось, что у одной студентки чуть ли не все зубы были золотые. Туркменбаши тут же заметил, что девушка с белыми зубами смотрится красивее, а золотые зубы – пережиток прошлого. «Здесь присутствует министр здравоохранения – он сам дантист. Он вставит тебе белые зубы», – незатейливо предложил глава государства.

Впрочем, диктатура Ниязова весьма специфична – ни о каких кровавых репрессиях и гонениях неугодных речь не идет (хотя оппозиция здесь не приветствуется). Все в основном ограничиваются необычными указами и распоряжениями.

Так, согласно указу президента, жизнь туркмена делится на 12-летние циклы, а молодость официально длится до 37 лет. Сам Сапармурат Атаевич, которому пошел седьмой десяток, находится на том отрезке жизненного пути, который называется «периодом вдохновения».

В начале весны туркменский лидер, решив поспорить с природой, распорядился соорудить в Ашхабаде русло искусственной реки, соединив его со строящимся в пустыне Каракумы «Туркменским озером». Тем самым, по задумке президента, столица должна не отставать от ведущих городов мира, большинство из которых стоят на берегах рек.

Остается только гадать, откуда у сироты (отец погиб на фронте, мать и братья - при землетрясении), начинавшего свой трудовой путь формовщиком на одном из ленинградских предприятий и прошедшего партийную школу от «А» до «Я», такие султанские замашки.

Судя по всему, одно другому не мешает. По крайней мере, любви 6-миллионного народа ему не занимать. И это не удивительно – средняя зарплата в Туркменистане составляет около 340 долларов (сравните с нашими!). Сам Туркменбаши, по его же заверениям, вовсе не в восторге от возведения ему памятников и пения осанн в его честь местными СМИ. Правда, как же теперь быть с 12-метровой золотой статуей Ниязова в центре Ашхабада, может, снести?

В одном из своих выступлений президент заявил, что ему стыдно за создателей музыкальной программы, которая содержит лишь песни, посвященные ему (!!!). И теперь, дабы ограничить популяризацию самого себя, президент постановил, что для присвоения его имени чему бы то ни было, необходимо специальное разрешение.

Бытует легенда, а может, это и действительно так, что время от времени Туркменбаши гримируется до неузнаваемости и гуляет по улицам Ашхабада, наблюдая воочию жизнь народа. Однажды Сапармурата Атаевича не узнал даже собственный министр внутренних дел!

Но не стоит думать, что деятельность Ниязова – сплошные причуды без пользы для общества. Так, например, Туркменбаши распорядился, чтобы в считанные годы страна была обеспечена своим хлебом. И это несмотря на маловодье, пустынность и утрату крестьянами за долгие годы хлопчатой кампании навыков хлебопашцев!

Однако работа хлебного конвейера в кратчайшие сроки была налажена, закуплена необходимая техника, построены современные элеваторы и перерабатывающие предприятия. Так может, все-таки Туркменбаши в чем-то прав?