В. Суслов: «США сознательно проводят политику обесценивания доллара»
11.08.2011 11:34
...евро – об этом и многом другом в интервью From-UA рассказал заслуженный экономист Украины, бывший министр экономики и дважды экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов.

From-UA: – Виктор Иванович, США увеличили объем государственного долга, при этом сокращение государственных расходов будет растянуто на 10 лет. Документ не содержит пунктов относительно повышения налогов. Несмотря на все это, кредитный рейтинг США был понижен. Как Вы считаете, это было неизбежно или правительство просто не все сделало, чтобы этого не произошло?

В. Суслов: – Что касается процедуры назначения рейтингов, то эти процедуры, конечно, должны комментировать сами рейтинговые агентства. Кстати, уместно напомнить, что рейтинговые агентства подвергались в свою очередь на протяжении предыдущих нескольких лет очень острой критике, в том числе и со стороны администрации США. Президент США Обама неоднократно высказывался негативно в адрес рейтинговых агентств, возлагая на них вину за разразившийся мировой финансовый кризис. Некоторые финансовые учреждения, которые испытали большие сложности или даже обанкротились в период финансового кризиса, в том числе американские, перед кризисом имели высшие рейтинги – ААА. Поэтому там есть своя история взаимоотношений между администрацией и рейтинговыми агентствами.

Надо сказать, что основные четыре мировые рейтинговые агентства – это американские агентства. И то, что одно из этих рейтинговых агентств – Standart & Poors – на одну ступеньку понизило кредитный рейтинг США, на самом деле, само по себе ничего катастрофического для США не означает. Но факт остается фактом: это произошло, резонанс в мире достаточно большой, в том числе и потому, что об этом часто рассуждают люди, которые не до конца понимают, что такое рейтинговые агентства и как они работают. Пока это только удар по самолюбию американцев и, конечно, сильный политический удар по репутации президентской администрации Обамы.

Реально на чем это скажется? Теоретически, это, конечно, должно привести к повышению процентных ставок по государственным облигациям США. Но пока этого не происходит, спрос на ценные бумаги казначейства США не падает, а процентные ставки по ним даже снижаются. Просто инвесторы не видят более надежных объектов для вложения своих денежных средств.

Паника охватила фондовые рынки, падают биржевые индексы. Скорее всего, это отражение общей неуверенности инвесторов. А в такой обстановке резко активизируются биржевые спекулянты, пытаясь сразу и много заработать на панике.

Многие эксперты прогнозируют дальнейшее понижение доллара относительно других мировых валют. Но это зависит не только от США, но и от политики стран-эмитентов этих мировых валют. Многие страны стремятся к девальвации своих валют, пресса пишет о валютных войнах, а реально падают те валюты, которые обесцениваются быстрее других.

Но мне кажется, что здесь недооценивается один факт: США сознательно проводят политику обесценивания доллара. Им это нужно делать, потому что у них колоссальные внешние и внутренние долги, выраженные не только в реализованных ценных бумагах правительства, но и в тех триллионах долларов, которые они выпустили для обслуживания мировой системы денежного обращения. Для того, чтобы иметь возможность рассчитаться с этими долгами, США, конечно, заинтересованы в обесценивании доллара. И однозначно (я просто акцентирую на этом внимание, мне кажется, в комментариях этот факт недооценивают) можно утверждать, что правительство и Федеральная резервная система США сознательно проводят политику обесценивания доллара. Это необходимая профилактика угрозы будущего дефолта США. Они действуют разумно и правильно. Уже ясно, что США не смогут рассчитаться по своим обязательствам в будущем, они постепенно утрачивают свою ведущую роль в мировой экономике. Кроме того, нарастают требования реформирования мировой валютно-финансовой системы и лишения доллара США функции мировой резервной валюты. И это в будущем неизбежно случится. Поэтому, пока США остаются ведущей мировой державой, они имеют возможность под собственным контролем провести управляемый процесс обесценения собственных обязательств, по сути списать значительную часть собственных долгов.

Потери понесут все, кто имеет денежные накопления в долларах. Больше всех потерь понесет, наверно, Китай, который имеет самые большие валютные резервы в долларах и в облигациях казначейства США. Не случайно именно Китай последние дни настойчиво выступает с предложением найти возможность заменить доллар как средство международных резервов другими денежными единицами, в том числе имея в виду и свою денежную единицу. Они, наверно, понесут больше всех потерь, если не считать те потери, которые понесут сами США. А остальные потери распределятся. У России большие долларовые резервы, у Японии и т. д. Но надо понимать, что и каждый украинец, у которого есть хотя бы несколько долларов, тоже на сколько-то процентов понесет потери, потому что покупательная способность доллара падает. И очень четко это проявляется в повышении цен на золото. Если в начале июля цена на золото достигла 1600 долларов за унцию и об этом писали как о беспрецедентном повышении цен, то сегодня цены на золото превысили 1700 доллара за унцию, то есть быстрый рост цены золота продолжается, а это доказывает, что доллар обесценивается. Но одновременно обесценивается большая часть мировых валют. Обесценивается евро, потому что ЕС вынужден тоже проводить дополнительные эмиссии евро, покрывать долги Греции. И принято решение о том, что Европейский центральный банк должен покупать облигации стран ЕС, в том числе и тех, которые испытывают сложности, таких как Испания, Италия. Очень много прогнозов, что на грани резкого ухудшения ситуации Португалия, за ней пойдет Испания, дальше Италия и т. д. Поэтому евро тоже падает, то есть основные мировые валюты падают. В чем это отражается в мире? Это – тотальная инфляция, общий рост цен на сырьевые товары, энергоносители, продовольствие, следовательно, и на многие виды промышленной продукции. Последние дни говорят о росте цен на хлопок и о том, что одежда подорожает быстро. Кожа дорожает быстро, будет дорожать железная руда и другие виды руд. То есть темпы роста цен этих товаров очень четко показывают, что валюты обесцениваются.

Результатом станет новая мировая экономика. Мир в целом станет беднее. Бедные станут нищими. Владельцы сырья и ограниченных ресурсов разбогатеют, если смогут удержать собственный контроль над этими ресурсами. Протекционизм станет господствующей политикой государств.

From-UA: – Отвязка курса национальной валюты от курса доллара спасет ситуацию? Возможно ли это в принципе?

В. Суслов: – Такая рекомендация высказывалась настойчиво и года два назад со стороны МВФ для Украины. Тогда они настойчиво говорили о том, что нужно переходить от привязки к доллару, перейти к политике, как они ее называют, таргетирования инфляции, т. е. с помощью инструментов денежно-кредитной политики воздействовать на темпы инфляции. Но это и предполагало отвязку от доллара. Почему все-таки сейчас меньше об этом говорят и Национальный банк так и не перешел к системе таргетирования инфляции и вряд ли будет переходить? Во-первых, это намного более сложная система в управлении, чем система привязки к доллару. И, скорее всего, Национальный банк в условиях современной ситуации, когда очень много факторов влияет на валютный курс, когда очень сложно сориентироваться во влиянии этих факторов, справедливо опасается, что не сможет валютной системой управлять.

Кроме того, надо же понимать, какая у нас ситуация с национальной валютой. Если бы у нас бурно развивалась экономика, если бы у нас рос экспорт, если бы у нас были значительные валютные поступления, был бы смысл отвязаться от доллара, был бы смысл даже пойти на ревальвацию своей национальной валюты. Экономически Украина могла бы выиграть. Но ситуация в Украине не такая. В Украине продолжается кризис, потому что на докризисный уровень развития 2008 года по объему производства ВВП Украина до сих пор так и не вышла, так как у Украины достаточно серьезные проблемы с платежным балансом. Последние сообщения Национального банка как раз были связаны с тем, что платежный баланс стал дефицитен, то есть нужно покрывать дефицитное сальдо валютными резервами Национального банка. Хотя кое-кто считает, что они сказочно большие, но большая часть этих резервов сформированы все-таки за счет кредитов МВФ, поскольку и те кредиты, которые брались правительством Тимошенко, и те, которые брались правительством Азарова у МВФ, эти кредиты поступали на формирование валютных резервов Национального банка. Значительная часть этих резервов была вложена в те же самые ценные бумаги США, которые сейчас под угрозой обесценивания. Поэтому, я думаю, сейчас нет смысла отвязываться от доллара.

Надо также понимать, что когда сохраняется отрицательное сальдо торгового баланса и появляется негативное сальдо платежного баланса, конечно, опасность и вероятность девальвации гривны относительно доллара возрастает. Пока сохраняется привязка гривны к доллару, доллар и гривна падают рядом одним темпом, но в перспективе вследствие названных дисбалансов гривна может начать падать быстрее доллара, и тогда ее курс относительно доллара понизится. И эта опасность не преодолена. Мало того, она усиливается. Тем более, что для того, чтобы сбалансировать наш негативный торговый баланс, Украине приходится прибегать к постоянным внешним и внутренним займам, поэтому государственный долг Украины растет, валовой долг Украины растет – и вот здесь и содержится угроза и будущей девальвации, и угроза дефолта тоже есть, потому что эта угроза будет всегда, пока не удастся сбалансировать баланс товаров и услуг, пока наш экспорт товаров и услуг не достигнет, по крайней мере, величины импорта.

Кроме того, постоянное наращивание внешних заимствований потенциально тоже создает угрозу дефолта, потому что ясно, что бесконечно жить в долг нельзя. Рано или поздно такая долговая финансовая пирамида упадет.

From-UA: – Ранее Вы говорили, что отказ Украины от сотрудничества с Таможенным Союзом может привести к серьезному ухудшению торгового баланса. Есть мнение, что ТС уже начал выстраивать барьеры для украинской продукции, я имею в виду приостановку поставок украинской мясо-молочной продукции, которую некоторые эксперты уже расценили как попытку давления. Если так будет продолжаться и дальше по другим категориям товаров, как правительство будет вынуждено выходить из этой ситуации?

В. Суслов: – Я в последнее время выступал за возможность участия Украины в Таможенном союзе, исходя из чисто прагматических соображений, а не политических. Участие в ТС однозначно позволило бы Украине улучшить торговый баланс и, возможно, преодолеть свой дефицит. Если правильны расчеты, которые представила российская сторона, оценивая выгоды Украины от участия в ТС, а это выигрыш от 6 до 9 млрд. долл. в год, то, конечно, такая сумма экономии по текущему счету платежного баланса полностью бы перекрыла отрицательное сальдо торгового баланса, и Украина, выравняв торговый баланс, точно уже ушла бы из опасной зоны девальвации, дефолта и т. п.

Но, видимо, победили все же соображения политические, а не экономические, потому что никто в Украине так и не представил других расчетов, не доказал, что Украине участие в ТС невыгодно. Звучат только утверждения политического плана о том, что это цивилизационный выбор, что пусть у нас ухудшится торговый баланс, ухудшится платежный баланс, произойдет девальвация, мы окончательно утратим высокотехнологичные отрасли промышленности, но мы все равно не пойдем в ТС, а пойдем в сторону Евросоюза.

Скорее всего, этот политический выбор ухудшит экономическую ситуацию в стране. Ну а ТС сделает то, что он обещал. А обещал он отнестись к Украине так же, как и к другим странам, если она не будет членом ТС. Поскольку средний уровень таможенных пошлин в ТС 10,5 %, а в Украине 4,5 %, то во взаимной торговле со странами ТС Украина будет и дальше проигрывать, на украинские товары будут увеличены таможенные пошлины, а в ряде случаев будут введены прямые ограничения. В связи с этим начаты некоторые антидемпинговые расследования, будут вводиться и другие ограничения.

From-UA: – Недавно Президент ветировал закон, запрещающий выдачу потребительских кредитов в иностранной валюте, о необходимости которого много говорили эксперты. Чем, по-Вашему, руководствовался Янукович и не опасно ли это для украинской экономики?

В. Суслов: – Я должен сказать честно – я не видел текста вето. Президент, очевидно, четко расписал, почему он ветировал этот закон. В тех комментариях, которые уже появлялись в прессе, говорилось о том, что как раз предметом ветирования явился не запрет на выдачу кредитов в иностранной валюте, а другие нормы закона. Я могу только сказать, что, безусловно, запрет на выдачу потребительских кредитов в иностранной валюте правильный, потому что если граждане имеют доходы в гривне, то и обязательства они должны нести тоже в гривне. Если им выдаются валютные кредиты и они начинают нести обязательства в валюте, то в этом случае они берут на себя валютный риск. И события 2008 года очень четко показали, к чему это ведет. Многие, соблазнившись тем, что по кредитам в валюте были более низкие проценты, взяли эти кредиты, а после того, как гривна девальвировала вдвое, оказалось, что нужно вдвое больше расходовать гривен для того, чтобы рассчитываться по кредитам. Естественно, это нанесло очень серьезный удар по очень многим гражданам, которые эти кредиты получали. Общее правило таково, что валютные риски должны нести финансовые учреждения, они знают, как от этих рисков защититься. Поэтому решение о запрете выдачи валютных кредитов гражданам совершенно верное.

From-UA: – Мнения экспертов относительно курса доллара в Украине в последнее время расходятся. После того, как Конгресс и Сенат США приняли решение об увеличении потолка государственного долга США, будет ли меняться курс доллара? Что делать людям, стоит ли покупать доллары?

В. Суслов: – США, очевидно, политику обесценения доллара будут продолжать длительный период времени. Поэтому те, кто вкладывает свои средства в доллары, должны понимать, что они несут довольно серьезные риски курсовых потерь. Но отсюда не следует, что, допустим, гривна или рубль более надежны. Гривна может упасть еще больше, чем доллар. Поэтому держать деньги в гривне еще опаснее, потому что там риски выше. Сейчас много говорят об обесценивании доллара, но тот же российский рубль уже начал обесцениваться быстрее. То есть вопрос, в какой валюте держать средства, это вопрос из области валютных спекуляций. Для тех, кто не занимается валютными спекуляциями, обычно эксперты выдают универсальный совет: разделите свои деньги на части – в долларах, в евро, в гривне, в швейцарском франке, к примеру, – сделайте такую корзину в равных пропорциях. И когда у вас одна часть корзины будет обесцениваться, другая будет расти, а в третьей стоимость ваших денег, может быть, сохранится. Сфера валютных спекуляций очень сложна, там ситуация меняется каждый день, беспрерывно нужно покупать деньги и продавать, и это не для рядовых граждан. А универсального совета здесь выдать невозможно.
Беседовала Инна Ивершень