Мир и Украина. Двадцать лет терпения
26.08.2011 10:35
...встретилась с 21-м годом независимой жизни и понемногу возвращается к привычному рабочему ритму. Погуляли кто хорошо, кто просто нормально, кто вообще никак. У каждого осталось свое собственное мнение относительно юбилея государственности, объединяет которые лишь одно – это мнения участников процесса. Граждан независимой Украины.

А как она выглядит извне? Вот это уже и интересно, с учетом особой, наверное, в генах заложенной славянской показушности – когда сознание, в общем-то, смиряется с реалиями жизни «в дерьме», но при этом с огромным энтузиазмом строит для приезжих «потёмкинские деревни». Чтобы если уж не быть, то хоть казаться счастливыми, успешными и благополучными – а по большому счету, всего лишь нормальными работящими людьми, а не какими-то засранцами…

Впрочем, речь сейчас не об особенностях украинской ментальности, а о том, что она всегда остро настроена на слух, если среди иностранцев речь заходит об Украине. А о нашей стране в юбилей независимости в мире и говорили, и писали. Причем далеко не последние люди планеты. Выделяя как приятные и ласкающие слух моменты, так и явные причины для покраснения и стремления отвести взгляд подальше от глаз собеседника.

Ничего, по сути, нового, но, как всегда, узнать интересно. Кому-то из обыкновенного любопытства, другим – дабы получить лишний повод огрызнуться и покритиковать «цивилизованное сообщество», а умным людям – чтобы сделать свои собственные выводы. Ведь некоторые вещи со стороны действительно бывают виднее.

Успехи

Первый – сам факт наличия государства спустя 20 лет после его провозглашения. «Украинцам никогда раньше за свою историю, несмотря на несколько предпринятых попыток, не удавалось сохранить государственность дольше», – напоминает публицист польской «Gazeta Wyborcza» Марчин Войчеховский.

Второй – это прогресс в развитии демократии. Только не спешите смеяться, Войчеховский сразу сделал ремарку: в сравнении с большинством других республик бывшего СССР. В таком контексте – да, какой-то прогресс может иметь место. И выборы у нас сравнительно честные, и свобода слова сравнительно полная, и вообще… Только до европейских стандартов демократии, как и уровня жизни – далековато. Деликатно выражаясь. Но ничего, движемся, так сказать, пусть и медленно, но в правильном направлении – взбадривают нас из-за рубежа. Мол, все у вас получится. Возможно. Когда-нибудь…

Далее по курсу традиционно следует направление, куда движемся. Нет-нет, это у нас так думают, а там говорят «евроинтеграция». Ее присутствие в политическом дискурсе отмечают практически все спикеры, заводя речь о достижениях Украины, правда, конкретных примеров при этом избегая – что абсолютно объяснимо, ввиду их отсутствия. Плюсом, по всей видимости, нужно считать сам факт существования некой евроинтеграции после всех обломов, провалов и прочих «достижений» украинской внешней и внутренней политики. Не более того, пока что.

Впрочем, именно в этом виднеется и еще один позитив – возможности. Перспектива что-либо изменить в лучшую сторону – то, чем также оперируют мировые аналитики, заводя речь о будущем Украины. И не только аналитики. «Двадцатую годовщину независимости можно отпраздновать по-разному. Но лучше всего, если в этот юбилейный год Украина предпримет решительные шаги для собственной консолидации, как современной и успешной державы, и если в этом году можно будет говорить о ее реальном сближении с Европейским Союзом», – более чем прозрачно намекнул председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. «Украина только начала реализовывать свой потенциал, и на этом пути ее еще ждет большая, трудная работа. В частности, внимания требуют такие направления, как верховенство права, борьба с коррупцией, независимость судебной системы и свобода СМИ. Именно эти ценности лежат в основе долговременных отношений, которые ЕС хотел бы установить с Украиной, и они же являются столпами, на которых зиждутся зрелая демократия и процветающая экономика», – подчеркнул он.

Баррозу также отметил положительные плоды присутствия Украины в международных структурах, в частности, ООН. К достижениям председатель европейского правительства отнес активное участие нашей страны в миротворческих инициативах и деле ядерного разоружения планеты. Помимо этого, в мире говорят о появлении украинской общности, способной преодолеть внутренний раскол, и шансах усилить свое реноме в ЕС при проведении Евро-2012. Это – что касается позитивных тенденций 20 лет украинской независимости.

Неудачи

«Нет никаких сомнений в том, что Украина не сумела развиться настолько, как мы надеялись в 1991 году», – выражает общее мнение старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям Эндрю Уилсон. По его словам, моменты надежд на позитивные перемены в стране, вроде тех, которые были после «оранжевой революции» 2004 года, оказывались «ложными рассветами», погружавшими страну обратно во мрак собственного, далекого от принятого в цивилизованном мире общественно-политического уклада жизни. На фоне вырвавшихся вперед при относительно равных стартовых возможностях маленьких прибалтийских республик, нерасторопность огромной по европейским меркам Украины выглядит особенно удручающе. И украинцам не стесняются об этом напомнить даже в годовщину их главного национального праздника. Заслужили.

Негативных моментов в новейшей украинской истории было предостаточно. Все их перечислять в торжественные дни смысла нет, но отдельные проблемы не упомянуть было просто невозможно. Например, коррупцию, кланово-олигархическое устройство общества и немотивированно заторможенное для западного восприятия продвижение Украины по пути реформ.

«Большая проблема Украины в том, что личные и корпоративные интересы опережают национальные. Это, следовательно, является проблемой для демократии. Многие политические силы в Украине вообще не интересуются демократическими вопросами, их цель – это личная выгода, а также корпоративная выгода», – рассказал «Radio Liberty» аналитик одного из самых престижных политологических центров Вашингтона «Brookings Institution» и бывший посол США в Украине Стивен Пайфер. Он уверен, что для преодоления коррупции нужны работающие не только в отношении представителей оппозиции законы. Плюс понимание олигархов, что подлинно демократическая система политически и экономически защитит их капиталы намного эффективнее, чем личные договоренности с каждой новой командой на Банковой. Но ни того, ни другого пока нет, а значит, в ключевой вопросе, тормозящем развитие страны, Украина топчется на месте в мучительных поисках очевидного для всех решения.

К сложным Пайфер отнес также проблему разнопрочтения украинцами собственной истории. «Даже у такого болезненного вопроса, как Голодомор, еще нет однозначного толкования и виденья. Относительно наследства, то в 1991 году перед Украиной стояли три важные вызова: построить современную экономику, построить открытое, демократическое общество и построить международные отношения со странами, с которыми Украина таких отношений вообще не имела. Эти три направления строились под тенью советского прошлого Украины, эта перестройка продолжается и еще будет длиться», – сказал экс-посол, подчеркнув при этом, что наша страна «идет своим не совсем решительным путем уже долго» и все еще внушает беспокойство относительно своего будущего.

Вопросы

Уилсон ожидает от Украины окончательных итогов дела Тимошенко и ставит будущее страны в зависимость от них. «Украине при Януковиче грозит превращение в «конкурентное авторитарное государство», как выражаются ученые. Это такое государство, в котором существует явная борьба за власть, однако правила этой борьбы подтасовываются. Сейчас новая власть сосредоточилась на подтасовке правил; но если твоего главного соперника выводят из игры, то никакой значимой конкуренции не будет. При всем уважении к мелким оппонентам и исключая возможность того, что Тимошенко обладает богоданным правом оставаться лидером оппозиции, следует признать, что в настоящий момент именно таким лидером она и является», – объясняет он.

По Тимошенко у Запада действительно много вопросов. Именно вопросов – напрямую никто не говорит, как именно должно работать украинское правосудие, но неприличное количество странностей в этой работе отмечают как политики, так и независимые эксперты. По общему мнению, процесс «очень похож» на сведение политических счетов, а реализация плана по устранению Тимошенко с политического поля, если таковой план существует, обернется для Януковича большими трудностями в реализации заявленных им европейских интеграционных целей. А значит – сузит поле для политического маневра и усилит зависимость от России. Поэтому предупреждение звучит внятно: ключ к внешнеполитическим успехам лежит сейчас не в Брюсселе, а во внутренней политике Украины. Ее готовности не в теории, а на практике реализовываться в качестве государства с европейскими стандартами демократии.

«Отношения Украины с ЕС обусловлены, таким образом, политической эволюцией Украины. Несложно критиковать пройденный ею путь, с его взлетами и падениями, а порой и хаотическими моментами. За двадцать лет правящая украинская элита не смогла установить стабильный и эффективный механизм управления, который бы не зависел от отдельных личностей, политического волюнтаризма. Довольно часто построение правового государства не выглядело приоритетной сферой ее забот. Именно так обстоят дела и сегодня», – отметила в комментарии «Зеркалу недели» эксперт Национального центра научных исследований Франции Анн де Тенги. «Процесс самоутверждения не был для нее безоблачным и гарантированным от ошибочных шагов в сфере внешней политики. Украина сразу же заявила о стремлении к политической многовекторности и «возвращению» в Европу, от которой она так долго была искусственно отлучена. Данный дискурс не менялся с течением времени, но долгие годы украинское руководство не увязывает его с конкретными мерами по достижению заявленной цели: интеграция в Европу подразумевает продвижение страны по пути структурных реформ и присоединение к европейскому проекту, основанному на верховенстве права и общих демократических ценностях», – добавила она.

Войчеховский в вопросе продвижения Украины в ЕС и вовсе прямолинеен до неприличия: хватит слов – делайте то, о чем говорите! «Иначе Украина так и не будет иметь доверия в Европе, а люди, не желающие добра украинской независимости, будут потирать руки», – предупреждает польский обозреватель.

Наблюдения

И от абстрактной политики – к бытовой конкретике. В США был переиздан путеводитель Эндрю Эванса по Украине. Весьма забавный и очень характеризующий восприятие наших граждан заморским менталитетом. «Выживание у граждан Украины – в крови. Они познали множество бед, отведенных человечеству, но сумели выжить. Мировой финансовый кризис этому подтверждение. Чувство уверенности коренится в понимании одной простой истины: если вдруг еще что-то случится – украинцы возьмут в руки лопаты, тяпки и грабли, чтобы выращивать на своих «дача» картошку и выживать в самую голодную зиму», – подметил автор.

Он увидел огромное количество пожилых женщин на улицах страны, которые «повсюду и всегда чем-то заняты», и объяснил это итогами Второй мировой войны, в которой СССР потерял 20 миллионов человек, преимущественно молодых мужчин. «Их жены, сестры и матери выжили, а теперь составляют большую часть населения. Они старенькие, но жилистые, так как вышли на пенсию при независимости и хлебнули лиха», – констатирует американец.

Эванс отмечает в целом уважительное отношение украинцев по отношению к «бабушкам» и призывает туристов покупать у них цветы, семечки и прочие товары, чтобы поддержать этих живых свидетелей истории материально. И предупреждает, что в Украине людей встречают по одежке. «Выходя в люди, украинцы одеваются во все самое лучшее – независимо от того, насколько они бедные. Если вы приедете зимой, то можете собственными глазами увидеть, как женщины на высоченных каблуках умудряются не падать на льду, а мужчины – ходить в чистых штанах целый день, не смотря на слякоть», – пишет он.

В путеводителе также сказано о гостеприимстве украинцев, их философском характере, уживающемся с предрассудками о нечистой силе, сглазе, порче и других бедах. «Украинцы умеют стоять в очереди. При этом они не уважают остальных людей в ней. Может получиться так, что вы будете стоять в ней 20 минут, а то и больше, пока перед вами не влезет без извинений кто-нибудь наглый. С такими лучше не связываться. Если перед окошком вы ищите деньги или билеты, то украинцы думают, что это дает им право занять ваше место. Берегитесь! Можете попасть в самый конец очереди», – предупреждает американец.

Иностранцев часто шокирует убежденность украинцев в том, что в преступлении виновата сама жертва. А также неумение наших граждан улыбаться – например, когда их фотографируют, каждый норовит скорчить как можно более сложное лицо. Непонятным осталось для автора практически полное отсутствие инфраструктуры для инвалидов. Несколько дикой, по мнению Эванса, выглядит привычка местных жителей круглый год пить пиво и есть мороженое. Особенно на улице. «Если хотите вернуться из Украины живым – не пейте воду из крана. Она ужасная на вкус и от нее страшная диарея», – предупреждает он.

И резюмирует, что увидеть настоящую Украину можно не в стандартных наборах экскурсионных точек, а в поездах, на рынках и за столами в жилищах самих украинцев. Это непросто выдержать человеку иной культуры и бытовых привычек, но это того стоит.
«Украина все больше приспосабливается для организованного группового туризма. Если хотите увидеть что-то конкретное – лучше избрать этот вариант. Но тогда вы не узнаете, что такое настоящая Украина. Невероятно грубые женщины в кассах, ночные поезда и вылазки на природу останутся за окном туристического автобуса. Самостоятельно же вы будете иметь чудесную возможность пообщаться с местными, а это ценнее всего и наиболее интересно в путешествии по Украине», – считает Эванс.

***

Чуткость украинцев к тому, что о них говорят другие – это интересная возможность. Интересная, потому что ярко иллюстрирует тезис о том, что нация страдает комплексом неполноценности. По-настоящему уверенному в себе человеку (и обществу) незачем настолько болезненно и чутко соизмерять самооценку с мнением окружающих – он сам себе исчерпывающий критерий. Возможность, потому что умение слушать можно использовать с пользой, если быть открытым к конструктивной критике и оставлять за собой право на совершенствование. В сравнении с самодовольным закостенением в зачастую необъективном сознании собственной «опупенности» – это очень хорошее свойство.