Виктор Фёдорович, пропало всё!
07.09.2011 10:51
...а показателя доверия среди важнейших институтов государства. Так, по данным Лаборатории законодательных инициатив и компании TNS в Украине, и Верховная Рада, и Президент оказались в аутсайдерах исследования, посвященного выяснению индекса доверия украинцев.

Ничего особенного, ведь ментальность нашего народа традиционно «оппозиционна». В том смысле, что мало приемлет любую власть и стойко хранит в своих глубинах некое анархичное начало. Но в преддверии парламентских выборов это похоже на проблему. Как избирать руководящий представительный орган при таком низком показателе доверия общества к нему? Что нужно делать политическим силам, потерявшим опору в голосах избирателей?

С этими вопросами From-UA отправилась на поиски компетентных мнений. И они, естественно, нашлись в изобилии…

Эксперт корпорации стратегического развития «Гардарика» Константин Матвиенко считает, что ресурс поднятия рейтинга у всех политических сил исчерпан: власти надо идти на непопулярные меры и повышать тарифы, а оппозиция не предлагает качественной альтернативы тому порядку вещей, который наблюдается в политике, судах, милиции и т. д. «Поэтому эти политические силы и эти властные институты себя действительно исчерпали. Если говорить более широко, то жизненные силы государства подошли к своему пределу. Осознания и со стороны оппозиции, и со стороны власти этого факта нет. Таким образом, общество остается один на один со своими проблемами, и одной из главных проблем общества является эта власть. Наибольшую опасность для страны Украина представляет государство Украина», – выносит приговор эксперт.

По его словам, общество уже понимает, что оно не является источником власти. «Тенденции предстоящих выборов – это низкая явка и тотальная фальсификация. Сейчас единственным генеральным источником власти для всех чиновников является персонально Президент Украины. Институт президентства превратился в источник власти», – сокрушается Матвиенко.

Тоже весьма масштабно, но в собственном ключе объясняет данные социологов глава центра «Третий сектор», политолог Андрей Золотарев. «За 20 лет независимости у нас произошла «инфляция слова», когда люди перестают верить даже самым красивым, самым правильным словам, и тогда у людей включаются совершенно другие мотивации. Пока говорить о каких-то реформах, серьезной стратегии не приходится, поскольку в политике, как и в бизнесе, доверие – главный элемент. Нет доверия – даже любая самая красивая экономическая программа останется только набором букв на бумаге, и не более», – заметил он.

По словам эксперта, сейчас украинцы очень циничны и прагматичны в оценке политиков. «Власть за год потеряла ¾ своих показателей, оппозиция не выросла – то есть у нас происходит очень тревожная тенденция, когда в обществе нет политических институтов, пользующихся доверием. Это говорит о том, что украинцы устали от действующих актеров украинского политического театра и смотрят по сторонам, но иных пока нет. Поэтому выборы в 2012 году будут по принципу «на манеже все те же». Если будет принята смешанная система, у мажоритарщиков будут действовать схема: сделал доброе дело – спасибо. То есть будут действовать конкретные предметные мотивации выбора», – заметил Золотарев.

Продолжает развивать «циничную линию» директор Международного института демократии Сергей Таран. «Единственный способ как-то получить дивиденды во время избирательной кампании у тех партий, к которым дискредитировано доверие, это делать две вещи. Во-первых, использовать админресурс, если есть власть, а во-вторых, покупать голоса избирателей», – считает он.

Как-то по-другому радикально усилить доверие к органам власти, в том числе к партиям и политикам, за оставшееся время, по мнению эксперта, уже невозможно. «Единственно, есть еще третий ресурс для оппозиции – просто собирать протестные голоса тех людей, которые недовольны, то есть это будет голосование не «за», а «против», – добавил Таран.

Еще проще смотрит на ситуацию политолог Игорь Попов. По его мнению, обе стороны политического процесса, власть и оппозиция, изучают общественное мнение и полны решимости бороться за тот сегмент избирателей, которые не определились, но которые активны и готовы голосовать. «У власти главный инструмент – это все-таки реальные действия, и поэтому можно ожидать 2-3 волны кадровых чисток, можно ожидать увеличения социальных выплат», – допускает он.

Есть свои козыри и у оппонентов, вот только стране в целом от этого не легче. «У оппозиции это, конечно, радикальная критика, попытка сыграть на настроении обиженных. После нескольких смен власти у некоторых избирателей нет авторитетов вообще, но появление новой третьей силы в течение года явно нереально», – резюмирует Попов.

Не считает, что все потеряно для власти, директор Европейского института политической культуры Александр Булавин. «Никаких новых решений не нужно. Главный кредит доверия возникает тогда, когда у людей в сознании объединяются планы и их реализация. Пока что очень много планов, глобальных реформ, но пока люди не ощущают их результатов. Сейчас все политические силы в «яме» – и властные, и невластные. Что касается оппозиционных сил, я думаю, для них главным инструментом, к сожалению, останется критика власти без выдвижения каких-то альтернативных, новых действенных проектов. А что касается власти, то ей просто необходимо засучить рукава и приложить максимум усилий к тому, чтобы реализовать то, о чем они заявили», – разъяснил он.

И привел пример: обещание поднять на 300 грн. зарплаты в сентябре. «Я думаю, что в ПР, находясь в сложнейшей ситуации, тем не менее рассчитывают, что эти реформы рано или поздно дадут результат, а главное, что благодаря всем инвестициям и выполнению тех проектов, которые готовятся к Евро-2012, рейтинг неизмеримо возрастет. Я не думаю, что неизмеримо, но тем не менее, рейтинг после Евро-2012 возрастет, поэтому никакого смысла откладывать парламентские выборы, например, для ПР нет. Я должен сказать, что уже что-то делается. Я езжу по трассе Киев - Симферополь, и дороги такого качества, как сейчас, за последние 25 лет не было. Я думаю, что вот так постепенно рейтинг будет отрабатываться. Могу сказать, что в истории европейской и американской были случаи, когда рейтинги были столь же низкие, а потом они возрастали», – аргументировал свой оптимизм Булавин.

Никакой катастрофы в цифрах социологов нет, уверяет директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин. «В Украине традиционно была низкая поддержка органов власти, Президента и в особенности ВР на протяжении десятилетий, и только на краткие периоды (непосредственно после президентских выборов) обычно рейтинг у органов власти повышается. Поэтому ничего катастрофичного в этой ситуации я не вижу, это нормальные условия функционирования власти в Украине. Это раз. Второе – до последнего времени эти низкие рейтинги органов власти довольно слабо отражались на рейтингах политических сил и политиков. Проблема заключается в том, что людям в любом случае все равно, но надо за кого-то голосовать. Когда человек уже дошел до избирательного участка, там уже срабатывает момент, который российский социолог Грушин назвал реакцией карандаша на бумагу. Можно, конечно, написать слово из трех букв, но чаще ставят галочку», – объяснил он.

По мнению эксперта, сегодня больше шансов найти политические симпатии у тех, кто делает что-то конкретное. Впрочем, и это далеко не всегда гарантированный рецепт успеха на выборах. «Наилучшие возможности здесь, разумеется, у исполнительной власти, у глав администраций, у депутатов от ПР. Но, с другой стороны, они ограничены тем, что, делая что-то конкретное в русле своих предвыборных обещаний, они, с другой стороны, выполняют очень много такого, чего они не обещали. Конкретный пример из обещаний, которое они хоть как-то пытаются реализовать, это закон о языках. Но опять-таки такое впечатление, что в действительности принимать его никто не собирается, а проекты, которые сменяют один другой, просто служат для того, чтобы показывать, что ПР что-то делает для реализации своего предвыборного обещания. Это уже становится некрасивым. Возможно, оно еще сыграет на выборах 2012 года, но в 2015 году упоминать о таких вещах будет уже просто неприлично», – считает Стоякин.

Мнения разных специалистов объединяют несколько ключевых моментов. Во-первых, подтверждение данных социологов – с доверием украинцев к власти и политике все плохо. Во-вторых, как-то исправить ситуацию на выборах может исключительно «практичный» аспект, конкретные действия. Лавочки поставить, детские площадки, дорогу сделать – вот залог того, что люди по принципу «с поганой собаки хоть шерсти клок» придут и проголосуют.

А в целом, конечно, ситуация пугающая. Как жить дальше обществу с политиками и политикам с обществом в условиях реального дефолта доверия, когда стороны все понимают, но демонстративно делают вид, будто ничего не происходит? Атмосфера лжи вечно длиться не может. А какими катаклизмами это напряжение разрядится – остается только гадать. Рецепта же кардинального изменения ситуации не видят даже самые компетентные эксперты...