Белые начинают и… проигрывают
26.07.2004 13:13
…– с тех пор Виктор Андреевич приобрел в лице Петра Николаевича если уж и не непримиримого «классового» врага, то уж непримиримого конкурента в борьбе за президентский пост – точно. К тому же, чем бы не закончились выборы, вряд ли «наши» теперь смогут рассчитывать на бесплатное «пушечное мясо» уличных шоу – электорат КПУ.



Выступая в воскресенье, 25 июля, в Ивано-Франковске по случаю 60-й годовщины со дня освобождения этого города, Петр Симоненко обрушился с критикой на некоторые загадочные политические силы, которые «преследуют ветеранов Великой Отечественной войны и проповедуют ксенофобские идеи».

По его словам, «именно здесь, в Пьемонте демократии, ежегодно 9 мая бьют ветеранов. Вы же показываете пример всей Украине. Я не говорю об Ивано-Франковщине. Я говорю о Западных регионах».

Лидер украинских коммунистов прокомментировал действия «некоторых» политических сил. «Каждый из нас должен нести ответственность. Разве не знали, например, кто во Львове вручал хлеб-соль немцам. Знаете, кто вручал? (Слава) Стецько вручала. Разве не знали, на что способен Тягнибок? Знали. Разве не знали, на что способны другие политические силы, которые входят (в состав блока)? Знали и все равно формировали блок».

«Какую уже политику проводят – это их право, но я имею также право сказать, что это не политика для народа Украины», – подчеркнул П. Симоненко.

К счастью, на сей раз печальные прогнозы главного коммуниста страны не оправдались – юбилейная дата изгнания немецко-фашитских войск и их добровольных «національно-свідомих» помощников прошла в регионе без особых эксцессов, однако вряд ли это стало свидетельством укрепления дружбы между коммунистами и национал демократами…

Красно-белое кино

Прежде всего, констатируем странное изменение амплуа политиков П.Симоненко и В.Ющенко. Если сравнить избирательные программы Петра Николаевича и Виктора Андреевича, то можно придти к интересному выводу: вождь коммунистов более либерален и менее голословен, чем лидер украинских национал-демократов.

Например, Петр Николаевич ставит задачей в случае своего избрания создать в Украине миллион новых рабочих мест. Цифра довольно большая и потому вызывает некоторые сомнения. Однако Виктор Андреевич обещает не один, а целых пять миллионов рабочих мест. Да и еще и привлечь зарубежных инвестиций «в 10 раз больше, чем сегодня». Каким образом Ющенко собирается все это делать, очевидно, знает только он один. Может быть с помощью волшебной палочки? Или расплатившись с «добрыми» западными инвесторами целыми отраслями отечественной промышленности? Скорее всего, Виктор Андреевич решил побить рекорд не только по количество восхождений на Говерлу, но и по объему предвыборных обещаний. Что может говорить о неуверенности в своем положении – ведь если народ в тебя верит, то зачем его так надувать?

Интересны пункты о собственности. Здесь Петр Симоненко не стал требовать банальной и всеобщей экспроприации, а выдвинул такой план: национализация стратегических предприятий путем компенсации владельцам их инвестиций. Метод вполне европейский. Хотя предусматривается и конфискация предприятий, приватизированных в обход законодательства. Но теперь вчитаемся в программу Виктора Ющенко: «олигархи заплатят настоящую цену за предприятия». Каким образом, на основании чего, кто будет определять эту самую «настоящую цену», что будет с теми, кто ее не заплатит? Опять без пояснений, которые, наверное, автор программы считает лишними. А эта оригинальная идея, очевидно, возникла у Виктора Андреевича после знакомства с методами работы Михаила Саакашвили, который пополняет бюджет Грузии банальными вымогательствами многомиллионных сумм с состоятельных подданных.

Наконец, один из острых, но не слишком афишируемых вопросов – языковый. Отношение Виктора Ющенко, а тем более – его окружения к русскому языку известно. Причем оно сформировано на основе узкопартийных идеологий правых партий. От Симоненко можно было ожидать, что он выступит с однозначным обещанием сделать русский вторым государственным. Но Петр Николаевич и тут отказывается от радикализма. Он говорит о необходимости проведения по этому вопросу референдума, уже по результатам которого будет приниматься решение. И добавляет, что он за использование этого метода для решения и других острых вопросов: «Мы ничего не хотим навязывать, пусть за это проголосует народ».

Интересно коснуться и бюджетной темы программ этих кандидатов. Несколько лет работы главой Нацбанка и полтора года премьерства Виктору Ющенко на пользу очевидно не пошли. Потому что его программа предусматривает одновременное снижение налогов и резкое увеличение социальных расходов. Каждый грамотный избиратель знает, что это нонсенс – ведь социальная сфера как раз за счет налогов и финансируется. В Западной Европе и даже в США Виктора Андреевича непременно освистали бы как дешевого популиста. На кого рассчитаны эти невыполнимые обещания в Украине?

Петр Симоненко тоже за увеличение социальных выплат. Однако его программа в этом вопросе сбалансирована (НДС он предлагает заменить налогом с оборота, увеличить налог на сверхприбыль). Таким образом, лидер коммунистов выходит на выборы с экономически грамотной программой, которая: имеет разумный «размах» обещаний и не предусматривает «тоталитарных» методов.

Конечно, программа – это только программа. Но в значительной степени она и лицо кандидата. Поэтому, как не парадоксально, Петр Симоненко оказался гораздо ближе к стандарту «европейского политика», чем много обещающий (еще как много!) Виктор Ющенко. А если еще сравнить итоги их работы в Верховной Раде… Что ж, такие перемены произошли неспроста.

Учиться на ошибках товарищей

Перед компартией Украины существует печальный пример их российских товарищей, как начали в начале 1990-х годов бороться с «антинародным режимом», так и продолжали делать это даже тогда, когда глава этого «режима» дважды побеждал на выборах в первом же туре – пользуясь небывалой в постсоветском пространстве поддержкой избирателей. Но при этом не брезговали брать помощь от своих классовых врагов в обмен на лоббирование их интересов.

В итоге в настоящее время КПРФ переживает крупнейший в своей истории кризис. Сначала на выборах в Думу от них отделилось национально-патриотическое крыло, затем партия получила довольно скромный результат на выборах президента, а после попытка переизбрания Зюганова расколола ее на две части, каждая из которых называет себя «истинной». Теперь ожидается либо упразднение Минюстом одной из спорящих сторон, либо образование сразу двух компартий, что, конечно, не способствует ни имиджу партии, ни популяризации коммунистической идеологии.

Ленин завещал учиться на ошибках. Очевидно украинские коммунисты, в отличие от российских, заветами основателя не пренебрегли. Так, КПУ вовремя отстранилась от союза с национал-демократами. Ведь сегодня было бы трудно пояснить левому электорату пусть и «вынужденное», тактическое, но сотрудничество с фракцией, чей депутат О.Тягнибок столь своевременно призывал вспомнить «славные» времена ОУН-УПА и «очистить Украину от москальско-жидовской мафии». Теперь с этим проблем нет, зато тактический союз с парламентским большинством помог левым (и КПУ, и СПУ) принять выгодный им закон о выборах и избрать вице-спикером коммуниста Адама Мартынюка. Чуть-чуть не была принята также необходимая левым политреформа.

При этом КПУ не зашла в дружбе с властью «слишком далеко», что могло бы послужить причиной для обвинения в измене интересам избирателей. Впрочем, такие реплики звучали – из уст обиженных «наших украинцев», по вполне понятным причинам. Но те как раз призывали компартию вернуться назад, к уличным «кастрюльным» акциям пенсионеров, которые на большую политику никакого влияния не оказывали. В то время, как гораздо больших результатов приносит работа в парламенте – в чем коммунисты преуспели, а также в профсоюзах, горсоветах – пока что позиции их там слабы. То есть от борьбы с «режимом», вместо того чтобы дудеть в дудку и скакать по Говерле, как это делает «Наша Украина», компартия перешла к борьбе с проблемами – путем политической работы.

Насколько успешной будет такая работа – покажет время и рейтинги левых. Однако есть признаки начала трансформации КПУ в партию европейского типа. Что принесет для партии самую главную пользу – не остаться в 20 веке, а уверенно шагать в 21-ом, приспособившись к новым условиям, а значит – выжить...

Новый Коминтерн?

Однако можно предположить, что «засветка» к парламентским выборам –2006 года – это не все, что может получить в качестве дивидендов даже проигравший в первом туре Симоненко. Ведь у него на руках останется два важных козыря: прочная работоспособная партия и 15-16% голосов избирателей, которые он сможет эффективно использовать.

Во-первых, вышедший во второй тур Виктор Янукович, так или иначе, получит голоса левого электората. Но если перед этим Симоненко призовет свой электорат голосовать «против всех», то он расстроит нормальный политический диалог между коммунистами и центристами. Ради чего? Зато если он хотя бы промолчит, а еще лучше в продуманной форме проагитирует голосовать за премьера (как пример – сотрудничество на выборах во Франции левых и центристов против правого Ли Пена), то центристы будут ему «благодарны».

Во-вторых, после кризиса КПРФ на пространстве СНГ останется только одна достаточно крупная парламентская компартия с хорошим рейтингом и вождем «нового типа» – КПУ. А это значит, что центр постсоветского коммунистического движения может переместиться из Москвы в Киев. Думается что Путин (который, кстати, встречался с Симоненко) по этому поводу не возражал бы. Дойдет ли дело до создания нового Коминтерна неизвестно, но в любом случае Петр Николаевич имеет шансы стать главным коммунистом СНГ – а это принесет политические очки не только КПУ, но Украине в целом…