Штурмовали сгоряча в Киеве «афганцы»...
21.09.2011 10:26
...властью, позорно бежавшей от толпы разгневанных «маленьких украинцев» через подземный ход.

Впрочем, победа, которая практически упала с неба в руки дебоширившим под стенами парламента «льготникам», так же легко и ускользнула из их рук. Причиной чему стал, во-первых, типичный украинский эгоизм, а во-вторых, потрясающее незнание уроков истории. Судя по всему, несколько тысяч человек были настолько взволнованы риском лишения социальных льгот и дополнительных выплат, что никто из них не вспомнил ни о стрелецких бунтах, ни о «Хованщине». За бортом черепной коробки остались и результаты многочисленных шахтерских забастовок 90-х годов.

Вообще, создается впечатление, что историю украинцы воспринимают исключительно в виде набора лекций о Мазепе, Бандере и Голодоморе – увлекательных, но совершенно бесполезных для употребления в современной жизни. То, что история нужна не только для политических споров, переименования улиц и воздвижения мемориалов, но и для того, дабы учиться на ошибках и успехах предшественников, они словно не понимают. А зря!

Что же произошло 20 сентября 2011 года под стенами Верховной Рады? Вначале – ничего особенного. Типичный социальный протест узкой группы населения, в данном случае – представителей шестнадцати льготных категорий граждан, которых власть решила этих самых льгот лишить. Наиболее всего этому возмутились две из шестнадцати категорий, так называемые «афганцы» и «чернобыльцы», которые, по словам очевидцев, и составляли большинство протестующих.

Отдельные ветераны Афганской войны (они так утверждали) даже надели камуфляжную форму, очевидно, дабы подчеркнуть свою принадлежность к данной категории, что, впрочем, вызвало лишь некоторое недоумение. Поясним: советский контингент в республике Афганистан носил однотонную форму, «песочного» или «глиняного» цвета, а вот пестрый лесной камуфляж там был так же неуместен, как и белый маскхалат. Что касается отечественных «хибакуша», то они решили обойтись без маскарада.

В общем-то, подобные протесты для Киева давно стали привычными. То шахтеры требовали повышения зарплаты и гремели касками, то старушки требовали увеличить прожиточный минимум и грюкали кастрюльками, потом снова были шахтеры, которые уже просто просили выплатить им хоть какую-то зарплату и стучали об асфальт пустыми пластиковыми бутылками. Приходили учителя, приходили рабочие, врачи… Недавно вот протестовали «лавочники» – то есть представители малого бизнеса, недовольные новым Налоговым кодексом. В общем, всех и не упомнишь. И у всех было кое-что общее: жлобский эгоизм и то, что большевики называли «политической близорукостью». А мы от себя добавим: и экономической тоже.

Почему же сразу жлобский? А потому что рвать горло под стенами парламента или дома правительства наши соотечественники привыкли токмо ради собственных интересов. Шахтер требовал повысить зарплату себе любимому, учитель – себе, гремящая посудой старушка думала только о собственной пенсии, малый бизнес посыпал голову пеплом и оплакивал исключительно собственные убытки. Вот и нынешнее восстание льготников произошло потому, что власть покусилась на их деньги.

А вот пошел бы шахтер защищать интересы «чернобыльца»? Заступился бы предприниматель за нищую старушку? Протянул бы рабочий НПЗ руку помощи крестьянину? В Украине это выглядит невозможным. Здесь даже представители одной отрасли не всегда поддерживают другу друга – вспомним, что пока одни «чэпэшники» бастовали, другие в это время работали, как ни в чем не бывало.

Мы, увы, не Франция, где на всеобщие забастовки и демонстрации выходят миллионы людей разных профессий: от дворников до банковских клерков. И потому эти акции имеют хоть какой-то результат. В Украине понятие всеобщей забастовки забыли еще в 90-е, когда безуспешно пытались её инициировать несколько раз. Поэтому в Украине во время социально-экономических споров власть никогда не имеет дело с народом. Она имеет дело только с представителями определенных профессий или социальных категорий – либо шахтерами, либо предпринимателями, либо «льготниками», которые даже не объединены между собой в четкую организацию. Это только толпа, неорганизованная и плохо соображающая, что нужно делать.

В большинстве случаев на эту толпу просто не обращают внимание. Ну, кричат себе что-то – и пускай! К вечеру разойдутся. А если поставят на Майдане десяток палаток, то их легко уберет милиция. Иногда власть делала вид, что внимательно прислушивается к пожеланиям протестующих. Обещала рассмотреть их требования, внести поправки и принять новый закон. Либо найти денег на выплату задолженности. Деньги, правда, как правило, находили в карманах у других категорий граждан. Чтобы удовлетворить требования одних, сокращали пайку другим. Но сейчас с деньгами в Украине туго, и они нужны, прежде всего, олигархам и чиновникам, которые так спешно набивают свои закрома, такими ударными темпами строят свои дворцы, словно готовятся к чему-то нехорошему, неминуемому и скорому. Поэтому сейчас власть предпочитает ограничиться обещаниями. Благо, при таком доверчивом народе это несложно.

В общем, возмущенные попыткой отобрать у них льготы и деньги, несколько тысяч человек, преимущественно «афганцев» и «чернобыльцев», собрались для обыденной, казалось бы, акции протеста под стенами Верховной Рады. И вот тут вдруг всё пошло не так, как привыкла наша власть. Возможно, льготы и увеличенные пенсии для этих категорий граждан значили гораздо больше, чем копейки для простых немощных стариков. Возможно, свою роль сыграла молодецкая удаль еще далеко не старых льготных пенсионеров. В общем, толпа начала шуметь, а потом ринулась ломать двери парламента.

Подобного развития событий никто не ожидал – ведь подобного в Киеве не было, пожалуй, с начала 90-х годов, даже во время «оранжевой» революции люди на Майдане вели себя мирно и больше напоминали собравшихся на какой-то фестиваль зевак (эдакий украинский Вудсток). Поэтому нынче у здания парламента даже не было достаточного количества милиции – лишь столько, сколько необходимо для стояния вдоль «периметра» и недопущения единичных хулиганств. И когда толпа пошла на прорыв, милицию просто смяли. Наши защитники правопорядка едва сумели отойти и защитить двери Верховной Рады.

Небольшое столкновение (не чета погромам парламентов в Молдавии и Киргизстане) завершилось небольшой потасовкой, несколькими синяками и выбитым стеклом. Однако даже этого хватило, чтобы часть народных избранников с бледными лицами спешно бежали из здания Рады через некий подземный ход (коих в столь важном госучреждении, видимо, предостаточно). Наверное, они всерьез решили, что сейчас их будут бить, и не только ногами. Оставшиеся в зале депутаты были настроены так, словно готовились стать мучениками.

Интересно, отчего это у наших народных избранников вдруг возник такой страх перед своими избирателям? Да и только ли у депутатов? Власть нервничает, и не только потому, что у неё всё валится из рук, падает рейтинг и катастрофически не хватает денег. Похоже, что опасения власти относительно социального бунта – это не пустые слова. Как видим, нынче в Киеве такой бунт чуть было не произошел, пусть число его участников и было ограничено 6-8 тысячами недовольных «льготников». Правда, он быстро потух в самом своем зародыше и оказался совершенно бессмысленным и бестолковым.

А ведь мы не зря вспомнили о стрелецких бунтах в Москве. Особенно результативным было восстание 1682 года, когда возмущенные задержкой жалования стрельцы перешли от социально-экономических требований к политическим: растерзали нескольких знатных бояр, потребовали раздела власти между Петром и Иваном, а также выбили себе ряд привилегий. Как видим, даже относительно небольшая толпа решительно настроенных и организованных людей в условиях растерянности и слабости власти (к Кремлю еще не подтянули дворянское ополчение) может добиться от этой растерянной власти весьма многого. Даже если и является лишь орудием политических игр элиты (стрельцы – рода Милославских, наши «льготники» – украинской оппозиции).

Но даже увлеченно кроша бояр бердышами, стрельцы в своей горячке бунта не забыли сразу же потребовать себе индульгенцию – то есть клятвенное обещание власти не преследовать участников смуты. Кстати говоря, стрельцы, а затем императорская гвардия, никогда не забывали про этот пункт. Они вообще не страдали «близорукостью» в отличие от украинских льготников.

Когда к стрельцам вышли для увещевания сначала бояре, а затем царица с царевичами, ярость толпы не утихала. Их даже не охладило выполнение их требования об «отставке» некоторых представителей власти, коих туда тут же и отправили, нанизав на пики. Стрельцы не верили обещаниям «подумать» и «рассмотреть», они требовали немедленного принятия решений, а также деньги на бочку. Для пополнения казны, кстати, российской элите (царской семье, боярам, монастырям) пришлось срочно собирать и переплавлять в звонкую монету золотую и серебряную посуду, кресты, оклады икон, дедовские гривны. Великолепный (и редчайший) пример того, как требование народа было удовлетворено за счет «олигархов». Сегодня в Украине, как известно, идет совершенно обратный процесс: за счет сокращения расходов на народ растет благосостояние «элиты».

И это неудивительно, поскольку запала украинских бунтовщиков хватило лишь на то, чтобы поломать ручки на дверях и разбить пару стекол. Далее толпа то ли не додумалась, то ли побоялась, а может, и вообще не захотела воспользоваться своей политической победой над властью. Инициатива была в руках протестующих – но они вдруг без сопротивления передали её вышедшим к ним народным избранникам.

Толпа довольно приветливо встретила вышедших к ним депутатов от БЮТ и Партии регионов, не выдвигая требований выдать им для линчевания главу комитета или парочку министров. Напротив, толпа, как говорится, развесила уши и стала внимать обещаниям создать комиссию, пересмотреть законопроект, учесть пожелания народа. В общем, на этом бунт прекратился, а власть с облегчением вздохнула: пронесло!

А ведь не просто пронесло, а несказанно повезло! Потому что не пришлось выполнять ни одного требования протестующих, которые, собственно, не особо и выдвигали. Так, кричали непонятно что, размахивали плакатами, слабо понимая, в чем именно заключается социально-экономическая политика власти, почему их лишают льгот и куда пойдут сэкономленные таким образом деньги. Да и интересно ли им это? «Верніть наші гроші!» – этим воплем ограничен кругозор украинского протестующего обывателя.

Давайте подумаем, чего добились эти люди? Ничего! Их «развели» элементарным приемом, который всегда использует власть и милиция при общении с «агрессивными субъектами»: с доброжелательным выражением лица пообещали рассмотреть их проблему и попросили разойтись. Прием такой же стандартный и затертый, как «плохой и хороший полицейский».

Представьте себе, толпа клюнула на этот элементарный трюк! Как будто не полгода назад власть точно так же не «развела» протестующих предпринимателей, а потом всё равно приняла Налоговый кодекс в таком варианте, в каком хотела. Знаете, это просто умилительная картина неслыханного доверия избирателей к своим избранникам! А еще говорят, что у власти рейтинг падает…

Но самое смешное, что, внимая с разинутыми ртами слову «великих бояр», наши бунтари совершенно забыли о главном: вытребовать себе помилование за этот небольшой погром у входа в парламент. А между тем власть подобное никогда не забывает и не прощает. Можно быть уверенным, что с записей камер видеонаблюдения уже печатаются фотографии людей, подлежащих задержанию, а с организаторами акции будут очень плотно работать прокуратура, а может быть, и СБУ.

Ну и вдобавок к этому, Киевсовет оперативно, в тот же вечер, составил проект постановления, которым ужесточается процедура получения разрешения на проведение акций протеста, а также запрещается устраивать митинги и пикеты вблизи зданий госучреждений. Нарушил – плати штраф или садись на 15 суток!

Что тут можно сказать? Разговоры о том, что народ доведен до точки кипения, оказались реальностью. Вот только оказалось, что кипит народ недолго и несильно, и его всё ещё можно успокоить и распустись по домам ласковым обещанием. Даже не нужно никого бить дубинками и кричать страшным голосом «на колени!». Поэтому украинской элите не стоит торопливо бежать через подземный ход к своим лимузинам и срочно рвать когти в аэропорт, а оттуда без оглядки лететь в Лондон и Нью-Йорк. Нет, как говорится в анекдоте, социальной революции в Украине не будет! Во всяком случае, в ближайшее время...