Тени исчезают?
27.07.2004 18:19
Министерство финансов Украины предложило три метода финансирования структурных реформ национальной экономики Украины. Новации коснулись проведения амнистии капитала, а также покупки НБУ и банками государственных ценных бумаг. Если реализация этих планов окажется успешной, то только за 2004-й год бюджет получит 47 млрд. гривен.

Предполагается, что возвращенные из-за рубежа теневые деньги можно будет легализовать без уплаты каких-либо налогов и сборов. Для этого достаточно вложить их в двухгодичные облигации государственного внутреннего займа (ОВГЗ). Тем же «исправляющимся теневикам», кто не желает покупать госбумаги, Минфин предлагает уплатить сбор в бюджет – 25% от ввезенного капитала, а не предполагаемые ранее 10%.

Такая схема, по мнению чиновников, является абсолютно справедливой. «Число 25% соответствует новой ставке налога на прибыль предприятий», – прокомментировал начальник одного из департаментов Минфина.

Ранее заявлялось, что в результате легализации ожидается только до конца этого года привлечь в госбюджет минимум 4 млрд. грн., но эта цифра, по словам специалистов, явно занижена. Ведь ее огласил директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Петр Андреев, когда говорил о взимании 10% с ввезенного капитала. С учетом новых предложений министерства эта сумма будет несравнимо выше.

Дополнительно Минфин предлагает возродить практику середины 1990-х годов прошлого века – покупку ОВГЗ Нацбанком. Недавно Президент Украины Леонид Кучма указал на значительное снижение объема вложений НБУ в госбумаги за последние годы. Чиновники сочли это руководством к действию и собираются лоббировать в Верховной Раде внесение изменений в ряд нормативных актов. Прежде всего речь идет о корректировке Закона «О Национальном банке Украины», в котором запрещается финансирование бюджетных расходов.

Радикальных перемен не предвидится, и с международными организациями осложнений возникнуть не должно. «Никто не настаивает на осуществлении непокрытой кредитной эмиссии – мы предлагаем к покупке ОВГЗ, то есть берем деньги в долг», – прокомментировал этот шаг представитель Минфина.

Также он сообщил, что одновременно будет предложено ввести требование о формировании не менее 50% обязательных резервов банков в ОВГЗ. Поскольку такое решение полномочен принять только НБУ, именно за ним решающее слово. Зато успешность двух первых инициатив зависит от оперативности Верховной Рады. А на нее рассчитывать не приходится.

Судите сами. Законопроект «О легализации доходов физических лиц, по которым не оплачены налоги, сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды» находится в Верховной Раде еще с июня прошлого года, но не прошел и первого чтения. С изменениями к закону о НБУ и другими профильными нормативными актами ситуация не столь запущена. Они уже готовы и в ближайшее время будут зарегистрированы в Верховной Раде. Одновременно с этим законопроектом Минфин предлагает разрешить Нацбанку покупать ОВГЗ. Также до конца лета планируется обсудить с НБУ внедрение порядка формирования части резервов в ОВГЗ.

Как будут тратиться привлеченные 47 млрд. грн.? Представитель Минфина убежден, что деньги пойдут на финансирование структурных реформ в экономике. Среди них наиболее приоритетны три: жилищно-хозяйственный комплекс, Вооруженные силы и угольная промышленность. «За несколько лет правительство получит возможность осуществить преобразования, на которые из-за недостатка денег сегодня отводится минимум шесть лет», – подчеркнул он.

Реформирование наиболее проблемных отраслей позволит резко подстегнуть рост ВВП за счет стимулирования внутреннего спроса и инвестиций. Кроме того, после этого резко уменьшатся расходы сводного бюджета, связанные с их неэффективной работой. Это, кстати, позволит выделять больше средств на социальные нужды.

Задачей ближайших трех лет станет удвоение ВВП Украины. Его уровень сегодня все еще ниже, чем в 1990 году, и потенциал роста огромен. Особенно примечательно, что стремительный рывок возможен без ускорения инфляции. Экономический рост является самым эффективным механизмом противодействия повышению цен, что подтверждается относительно низкими темпами удорожания потребительских товаров в мае-июне этого года – несмотря на топливный кризис.

Александр Ферапонтов