Демократия по законам шариата
27.10.2011 10:49
...взялись за преобразование страны, начав с легализации многоженства. Теперь основой законодательства Ливии станут исламские традиции, а сама она, похоже, превратится в исламскую республику со всеми соответствующими атрибутами.

А мы-то думали, ну чего же все эти годы так не хватало ливийцам? Оказалось, что возможности на законных основаниях иметь две, три и даже четыре жены, которых можно эксплуатировать, прикрываясь заповедями Пророка, а самому целый день валять дурака в тени пальмы, попивая чай и балагуря с соседями. Вот он – земной рай в представлении правоверного борца с тиранией!

Вообще, что-то именно этого и следовало ожидать от «повстанцев», которые по своей сути оказались обыкновенными мародерами. Да, сейчас их «полевые командиры» уже становятся респектабельными политиками и начинают формировать собственное правительство, а также делить зарубежные вклады Каддафи. А личный состав разъезжается по домам, везя с собой гордое имя «борцов за свободу» и богатые трофеи. Может, они даже начеканят себе медалей и напечатают удостоверения ветеранов ливийского Майдана, и будут размахивать ими, требуя должности и персональной нефтяной скважины.

Почему бы и нет? Ливийская контрреволюция, свергнувшая режим революционной Джамахирии, представляла собой такой же абсурд, как и украинские события 2004-го года. Ну разве что со стрельбой и бомбардировками вместо музыкальной сцены. Неудивительно, что результат получился аналогичным: вместе обещанной демократии в Ливии воцарился бардак с исламистским уклоном. Остается только гадать, будет ли Европа неприятно удивлена этим фактом или же там именно к этому и стремились.

Несомненно, по каким-то причинам Западу вдруг потребовалось срочно свергнуть Муаммара Каддафи. Что само по себе вызывает довольно большую загадку, ведь тот в последние годы своего правления не только никому не пакостил, но даже активно способствовал развитию экономических отношений с Европой. Так сказать, в рамках программы «мы вам нефть – вы нам евро». Судя по всему, кто-то усмотрел в этом угрозу превращения Каддафи в эдакого североафриканского Путина.

Действительно, опасно иметь под самым боком страну, которая хоть и является нефтегазовым придатком Европы, но всё же не входит в число союзников или сателлитов Запада. Мало ли что взбредет ей в голову! В лучшем случае, её руководство будет частично складировать вырученные миллиарды на своих счетах, а частично зарывать в пески пустыни, тратя на бессмысленные прожекты, просто проедать всем народом. А в худшем – существовала реальная угроза того, что Джамахирия использует годы экономического благоденствия для собственного укрепления, особенно военного. И когда бы она обновила свой парк ударной авиации и ракетный арсенал, на её прицеле оказались бы и Европа, и Ближний Восток, и даже 6-й флот США.

Думается, именно поэтому Америка и большинство стран Европы проявили в данном вопросе давно подзабытое единодушие, какого у них не было, пожалуй, со времен разрушения СССР и Югославии.

Повода для прямого вторжения сил НАТО (или отдельных членов этого блока) Ливийская Джамахирия не давала. Да и не модно это уже давно! Со времен Гитлера агрессии прикрываются высокопарными словами о миссиях освобождения угнетаемых народов от ярма тирании. А чтобы эти народы не терзали сомнения, их непосредственно привлекали к миссиям собственного освобождения.

Вот и ливийцев решили тоже привлечь. Однако граждане Джамахирии, даром что имели право на хранение и ношение стрелкового оружия, воевать толком вообще не умели. Собранные наспех банды «повстанцев» в военном плане были столь же бесперспективны, как и их чернокожие коллеги из кварталов Лос-Анджелеса. Всё, что они умели – это с дикими криками выпускать в белый свет весь рожок автомата, лихо мародерствовать и непрестанно заниматься позерством. Вся т. н. фотохроника «ливийского восстания» – это сплошная липа и лапша, потому что на кадрах мы видим лишь позеров, иногда позеров вместе с мародерами.

Судя по всему, «повстанцы» в основном играли роль массовки. Так же, как Майдан-2004 был массовкой для политического переворота в Украине, осуществлявшегося вовсе не на заснеженной площади, а в кабинетах правительственных зданий и западных посольств. Западу нужно было показать, что «народ Ливии восстал против тирании». Это не только должно было благословить начало операции по свержению Каддафи в глазах «мировой общественности», но и стать поводом для вторжения в Ливию сил стран НАТО. Так сказать, протянувших ливийскому народу братскую руку помощи.

Сам «ливийский народ» использовался еще и как дешевое пушечное мясо для разведки боем. Профессиональные гапоны вдохновляли «повстанцев» взять штурмом очередной оплот тирании, а толпа, в предвкушении богатой добычи, с ликующими криками садилась в пикапы и устремлялась в центр города, где для её разгона разворачивались подразделения правительственных войск. Увидев танки и нацеленные на себя ДШК, «повстанцы» с воплями разбегались кто куда, но тут дислокацию войск Каддафи засекали американские разведчики, и через несколько минут на кварталы, в которых стояли правительственные войска, обрушивались «томогавки» и управляемые бомбы. Подобным образом ливийские мотострелковые и бронетанковые части просто уничтожались одна за другой. Когда же правительственные войска попытались было рассредоточиться по джипам и пикапам, то без тяжелого вооружения они оказались неспособными дать отпор главной наземной силе «демократической коалиции» – профессиональным наемникам и переодетым в «повстанцев» спецназовцам из США и европейских стран.

Продуманным было использование толп ливийских «демократов» и в штурме Триполи. Пока эти позеры усердно отвлекали войска Каддафи на одной окраине столицы, британские и американские профессионалы быстрым броском проникли в город с другой стороны.

В конце концов, нещадно избиваемые с воздуха и суши правительственные войска просто не выдержали и рассеялись, отдав страну на разграбление ликующей толпе мародеров. «Демократия» победила. Правда, у «повстанцев», которые теперь уже сами стали властями Ливии, хватило ума осознать полную беспомощность и непригодность своих «борцов за свободу». Поэтому глава т. н. «переходного национального совета» Мустафа Абдель Джалиль призвал войска НАТО остаться для защиты страны от внешних и внутренних врагов. Разумеется, про внешних врагов он загнул (уж не собирается ли напасть на Ливию Чад?), а вот насчет внутренних – не соврал. Только вряд ли он имел в виду недобитков старого режима. Проблема, видимо, в ином – этот «переходный совет» настолько не уверен в своей власти, что собирается удерживать её с помощью иностранных войск. Как президент Афганистана Хамид Карзай.

Вот только прося у НАТО войска для своей защиты, новое ливийское правительство совершенно позабыло про лозунги, с которыми начинало свою «борьбу за свободу». В итоге оказалось, что в Ливии победила вовсе не демократия, о которой так долго пели западные СМИ, проклиная Каддафи и славя «повстанцев». В Ливии победил исламизм, о чем красноречиво свидетельствуют первые заявления и решения новой власти.

«Как мусульманская страна, мы приняли исламские законы шариата в качестве основы законодательства, поэтому любой закон, противоречащий принципам ислама, отменяется», – провозгласил на днях новый ливийский вождь Абдель Джалиль. И тут же объявил ликующим согражданам, что отныне в стране вновь вводится многоженство – как в старые добрые времена отцов и дедов, живших по заповедям Пророка. В общем, вместо движения Ливии в сторону Европы, она, похоже, решила повернуть в сторону Мекки.

«Мы ожидаем от новой Ливии, что она будет основана на соблюдении прав человека и демократических принципов», – только и смогли робко пробормотать в Евросоюзе, выставив себя, пардон, полными идиотами. Как будто они не знали, что «лидеры восстания» были вовсе не проевропейские демократы, а шейхи кланов и проповедники исламизма, включая даже членов «Аль-Каиды».

А ведь наверняка знали! Более того, именно из расчета на превращение Ливии в исламскую республику и могли строиться планы свержения Джамахирии.

Почему же именно ислам? Думается, причина в том, что альтернативы ему в Ливии нет. Конечно, в городах этой страны можно найти значительное количество образованных современных людей, однако они разобщены и не имеют общих идей. Они чем-то напоминают советских работников умственного труда времен «перестройки», которые с азартом кидались в политику и занимались тем, что бессмысленно спорили друг с другом на совершенно бесполезные темы. А вот простой народ, особенно из глубинки, не отягощенный высшим образованием, более склонен к единению под понятными простыми лозунгами. Будь то исламизм в Ливии или национализм в Украине.

И то верно: когда в 1991 году мы выходили из Союза и провозглашали себя независимыми, то единственной идеологией, хоть как-то объясняющей эти действия, был украинский национализм. За него и ухватились, когда начали создавать основы державности. Потому что ничего другого придумать не смогли, да и не было на это времени. Вот так до сих пор на догмах этого национализма нэнька и держится.

Такая же ситуация сейчас наблюдается и в Ливии: единственной идеологией, способной массово компостировать мозги населения страны, является реанимированный исламизм. Он позволит объединить значительную часть народа, который до сих пор разделен на племена и кланы, в котором «люди пустыни» до сих пор ненавидят «людей портовых городов». Причем этот исламизм должен породить организованное движение, которое и возьмет власть в стране, в противном случае её ожидает долгая гражданская война, в ходе которой она расколется на десятки самостийных городов и оазисов.

Что получит Европа? Она получит государство по типу Саудовской Аравии, что само по себе не так уж и плохо. Да, еще в одной стране не удастся установить демократию западного типа. Не будет там гей-парадов и кандидаток в парламент от партии воинственных феминисток – вместо этого на улицах Триполи появятся бородатые правоверные ливийцы в сопровождении четырех жен, закутанных в хиджабы. Однако это гораздо лучше, чем страна, дымящаяся в руинах гражданской войны и не способная по этой причине поставлять в Европу нефть. К тому же та же Саудовская Аравия является старым и надежным союзником Запада на Ближнем Востоке – то есть исламское государство не обязательно бывает антизападным.

Единственное, что искренне удручает в этой истории – откровенный откат Ливии назад на полвека, а то и более. Ведь Джамахирия всё-таки была большим шагом вперед, она превратила отсталую страну бедуинов в более-менее развитую цивилизованную страну. Развитую не только экономически, но и ментально. Теперь же начинается обратный процесс, откат в эпоху дедов, возможно, к верблюдам и лепешкам, выпеченным в очаге на кизяках. Нечто похожее совсем недавно пережили и мы, когда после Майдана команда Ющенко стремительно тянула Украину в село 18 века. Но даже если Триполи со временем превратится в новый Дубай, никакие небоскребы и чудеса технологий не сделают Ливию современной, если в их тени религиозные фанатики будут побивать камнями грешников.