В. Олийнык: «Многие оппозиционеры, защищая Тимошенко, на самом деле мечтают, чтобы она сидела»
01.11.2011 11:35
...From-UA рассказал о том, почему власть не отпускает Юлию Тимошенко после критической резолюции Европарламента и есть ли в стране настоящая политическая оппозиция.

From-UA: – Владимир Николаевич, в резолюции Европарламента по Украине сказано, что если экс-премьера Юлию Тимошенко не освободят, тогда нашей стране очень сложно будет продвигаться по пути евроинтеграции. Как во власти восприняли это заявление?

В. Олийнык: – (Задумался. – Авт.) Это просто двойные стандарты. И сейчас объясню почему. Ведь Лазаренко и Тимошенко были в свое время партнерами, но суд его (Лазаренко. – Авт.) осудил и все. Возникает тогда вопрос: а почему американский суд не дал оценку другим? Тут явно были политические мотивы, поскольку Лазаренко тогда был реальным кандидатом в президенты. Посмотрите еще один пример: Доминик Стросс-Кан (бывший глава МВФ. – Авт). Французы убеждены, что его подвинули специально, потому что он реальный претендент на пост президента. Так что здесь получается?..

Тем более, если завтра по другим уголовным делам выяснится, что Тимошенко причастна к убийству или еще что-нибудь такое... Здесь что – политика тоже должна оправдать человека? Что это за такое табу «не трогать»? И вы посмотрите, какие двойные стандарты. Если Европа ведет себя по-европейски, значит и мы должны вести себя по-европейски. А еще – к кому адресована их резолюция? К президенту? Тогда что – он должен встать и сказать публично судье: «Освобождай Тимошенко»? Как это будет выглядеть? Разве это нормально, демократично?

From-UA: – Как тогда правильно и грамотно должна поступить власть в этой ситуации?

В. Олийнык: – Представьте себе, что кто-то сейчас вмешивается, Тимошенко спокойно отпускают. И тогда уже речь идет не о европейской перспективе страны. Речь идет о перспективе Украины как государства. Ведь встает вопрос: здесь, в стране, будет закон действовать или нет? Или будет только политика? Тогда давайте напишем список, кого нельзя трогать. Должен же быть хоть какой-то порядок у нас (возмутился. – Авт.).

К тому же, почему раньше предыдущая власть не декриминализировала статью 365 Уголовно-процессуального кодекса, не ввели новый кодекс? Почему этого не делали?! А теперь к нам какие-то претензии…

Еще один момент. Газовое соглашение 2009 года показало, что выиграла Россия, потому что мы покупаем газ дороже, чем, скажем, Германия. Выиграла Европа, которую устраивает транзит, и проиграла Украина. И в этом случае с Тимошенко опять проиграет Украина. Почему? А потому что Европа, когда лезет в судебный процесс, вмешивается в наши внутренние дела. А кто дал право кому-то что-то диктовать? Кто дал право выяснять, кто диктатор, а кто не диктатор? Я вообще смотрю, что Югославию, Ливию бомбили, где пострадало и мирное население, все спокойно было. Никакой особой критики со стороны Европы не было.

From-UA: – То есть Вы хотите сказать, что с Украиной поступают по принципу двойных стандартов? Зачем, кому это выгодно?

В. Олийнык: – Я недавно в Берлине был на круглом столе. И представитель Европарламента от Венгрии говорит, что давайте скажем честно Украине, что мы не готовы ее принимать к себе. И, мол, не надо ничего придумывать. Давайте скажем публично об этом. И как это так – то, что дозволено странам старой Европы, не позволено молодым? Это уже какая-то дедовщина... И еще этот депутат из Венгрии сказал мне интересную вещь. Мол, когда вы в одностороннем порядке сделали безвизовый режим, вас не поняли европейцы. А я спрашиваю, в чем же не поняли? А в том, что основной принцип Европы – это взаимность. То есть если вы сделали, то и мы должны сделать так же. А вышло так, что наша страна открыла двери, а сама стоит и стучится в закрытую дверь Европы. И он говорит, что если вмешиваются в вашу судебную систему, вы должны противостоять этому. Но с умом. Так-то... И не надо подыгрывать Европе. Если умные, грамотные предложения – нужно их внедрять. А если вмешательство – нужно защищать территориальную целостность и говорить, что не лезьте в наш дом. Мы будем сами понемногу изменять законодательство. Демократичность начинается с нас самих. Если мы чувствуем себя европейцами, рано или поздно мы там будем. А если мы холопы, мы такими и останемся...

From-UA: – А разве это по-европейски, демократично, когда власть в стране открыто уничтожает оппозицию?

В. Олийнык: – (Улыбнулся. – Авт). Когда люди сами о себе говорят, что они демократы – это преувеличение. Ведь нужно, чтобы люди со стороны сказали, что ты являешься демократом, чтобы твои поступки оценили как демократические. И когда так называемые демократы пришли к власти, то вместо того, чтобы системно укрепить институты демократии, принять нужные для этого законы, которые бы могли укрепить правосудие, они начали демонстрировать то, что лежит в основе их сущности. Они думали, что если оденут вышиванки и поменяют одного начальника на другого, сразу же все изменится. Вопрос в том, что эти люди не поняли сути самой демократии. Ведь надо изменять демократические институты. И я сейчас им говорю, что если вы не можете объединиться между собой, как вы объедините Украину? Если сегодня отдельные демократы на теме Юлии Тимошенко пиарятся и забирают электорат – разве это честно, демократично?

From-UA: – Что Вы имеете в виду?

В. Олийнык: – Многие оппозиционеры одевают мантии защитников Тимошенко и рассказывают о том, как они ее защищают и хотят освободить. А на самом деле мечтают о том, чтобы Тимошенко сидела. Это марионетки. И как по-другому их оценить, когда отдельные политики пришли под Печерский суд, подписались под созданием Комитета сопротивления диктатуре и поехали за границу отдыхать. Это нормально? К тому же оппозицию нельзя уничтожить, если она есть. Ее нельзя уничтожить, если ее поддерживает народ. Это тогда сделать невозможно. Но когда народ ближе посмотрел на оппозицию, которая уже была при власти, он понял, что это такое.

Но если бы меня спросили, а нынешняя власть демократическая? Я бы ответил, что нет! Но процесс демократизации нужно проводить не пустыми разговорами, а укреплением системы, институтами демократии. А что было во время лжедемократии? Она (Тимошенко. – Авт.) показывает на него, он (Ющенко. – Авт.) на нее. А крайним оказывается народ. А сегодня, несмотря на монополизацию, не на кого переложить ответственность за ситуацию.

From-UA: – А скажите, возможно ли такое, что в будущем в Украине вообще не будет оппозиции?

В. Олийнык: – Нет, пусть Господь милует. Ведь власть и оппозиция – это как теща и жена. Они всегда скажут друг другу, что думают. Это только на пользу. Но одно дело – конструктивно показывать пример, а другое дело – обманывать.
Беседовала Елена Шевченко