И понеслись они объединяться...
01.11.2011 12:07
...не об этом. Забродил в нашем случае – это принялся бродить. Не ходить, потому что такой процесс подразумевает цель и четкость направления, а именно бродить, «намацывая» в окружающей темноте что придется.

Нащупал, к примеру, какую-то партию – о, уже можно объединяться. Пусть результата от такого объединения на выборах будет чуть менее, чем ноль, но ведь можно лишний раз засветиться с «сенсационной» информацией в СМИ. А то и в «топ» новостей попасть в иной не очень насыщенный событиями день.

Партия регионов вроде как обсуждает детали брачного контракта с «Сильной Украиной», прежде чем слиться в едином политическом экстазе. СПУ и вовсе конкретно потянуло «налево». Соцпартия собралась создавать альянс из немыслимого числа участников со схожими политическими взглядами. Как тут не заговорить о пресловутом «объединении украинской оппозиции», ведь словосочетание на все лады талдычат еще с 2010 года?

Вот и поговорим. О тенденциях, причинах и прочих аспектах происходящего. Благо, собеседники у From-UA подобрались интересные – люди, сведущие в подобного рода вопросах.

Например, политолог Евгений Филиндаш сразу же с энтузиазмом взялся объяснять нюансы процессов, происходящих в левой нише украинского политикума. По его мнению, объединение лево-центристских сил с участием Соцпартии при правильной постановке дела может стать реальным объединением оппозиции – причем не просто враждебных к Президенту и правительству партий, а альтернативой всей системе кланового капитализма, которая сложилась в Украине. «У нас есть два формата оппозиции. Есть оппозиция, которая хочет оставить все, как есть, только поменять людей во главе власти. У нас в последние десятилетия так и происходило, что вчерашняя оппозиция приходила к власти и меняла только людей во главе этой системы. И есть системная оппозиция, которая выступает с требованием смены вообще существующей системы. По-настоящему левые партии выступают как раз оппозицией не кадровой, а системной, можно сказать даже антисистемной – той, которая хочет смены системы, сложившейся в стране», – уверен он.

При этом эксперт констатирует, что на практике такое видение политического призвания реализовывалось далеко не всегда, что и стало причиной проблем в этой нише. «Как показывает печальный опыт Соцпартии, Компартии, если пытаться идейным левым партиям встраиваться в существующую систему, то все равно повлиять на нее толком не удается, а клановая система просто съедает левых, и они теряют авторитет у избирателей. Поэтому тут важно для будущего возможного объединения левых и лево-центристов понимание того, что с этой системой надо бороться, а не пытаться в нее встроиться», – замечает Филиндаш.

О движениях в противоположном лагере рассуждает депутат от НУ-НС и глава УНП Юрий Костенко. «Наиболее полезным для развития Украины является объединение правых политических партий, потому что за все годы независимости отсутствие правого большинства в парламенте и правого правительства не позволило провести системные экономические реформы, как в Польше, Прибалтике и всех посткоммунистических странах, и действительно создать рыночную экономику в Украине, где доминировал бы средний класс и малое и среднее предпринимательство», – видит рецепт успеха он.

По мнению политика, союз должны заключать только идеологически близкие партии, а не просто все те, кто декларирует патриотические цели. «Простое объединение оппозиции, про которое говорят, которое складывается из либералов – Яценюк, лево-центристов – БЮТ, других партий, ничего не даст в плане изменения государственной политики в пользу национального производителя и национальных интересов. Необходимо укрупнение правых партий в одну – тогда Украина наконец-то получит ту политику, на основе которой будет обеспечен продолжительный экономический рост», – уверен Костенко.

А вот директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин позволил себе поиронизировать на заданную тему. «Те объединительные проекты, которые мы уже наблюдаем, производят впечатление чисто украинского объединения. То есть чаще всего имеют место громкие заявления, но нет реальных действий – в результате можно предполагать, что появится еще по одной новой партии: все те, которые были до объединения, плюс та, которая создана в результате объединения. Это украинская традиция», – отметил он.

Относительно реальных поводов эксперт был достаточно жестким: переговоры ПР с «Сильной Украиной», по его информации, застопорились из-за непомерных амбиций Сергея Тигипко, а СПУ Александра Мороза заявила о слиянии с партиями, неизвестными даже искушенным политологам. «Скорее всего, количество партий у нас перед выборами действительно уменьшится. Вряд ли это будет иметь какое-то значение. У нас полторы сотни партий, и если из них убрать треть, это никак не отразится на политическом климате в стране, но все-таки какая-то видимость работы в этом направлении будет проведена. А действительно реальным может быть объединение оппозиционных сил ближе президентским выборам. Будут включены реальные факторы, которые будут заставлять политиков объединяться, если они, конечно, определятся с общей кандидатурой», – заметил Стоякин.

Директор Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала предупреждает: укрупнение выгодно партии власти, но не всегда приемлемо для оппозиции. «Сегменты электорального поля, на котором работает оппозиция, не всегда пересекаются, и так можно потерять сторонников. Это может быть только в случае с партиями, которые реально на одном поле и имеют 5-7 % – условно говоря, речь может идти о партии Гриценко, Катеринчука. В то же время тому же Яценюку, БЮТ с кем-то объединяться – я не вижу логического оправдания, потому что лучше координировать и согласовывать на мажоритарных выборах. Вот в этом случае я бы советовал заниматься координацией», – отмечает он.

Касательно левого фланга, политолог отметил на нем определенные тенденции, которые связаны с непростым социально-экономическим состоянием и возможностью второго экономического кризиса. «Эта риторика в защиту социальных прав граждан для левых партий абсолютно понятна, и они будут это использовать. И объединение Социалистической партии с другими партиями такого же толка, конечно же, выглядит логично. Сейчас все в руках власти: если власть сможет показать какую-то положительную тенденцию, то серьезных предпосылок у них для волнений нет», – заявил Бала.

Политолог Анатолий Луценко и вовсе призвал не воспринимать информацию об объединении украинских политиков всерьез. По его мнению, слишком рано – подлинных оснований о чем-то говорить еще нет. «Все эти заявления носят предварительный характер, потому что непонятно, под какой закон про выборы объединяться. Если будет ныне действующий закон, то, соответственно, будет эффективнее сделать блоки для проведения кампании. Если будет изменен закон про выборы, то надо будет придумывать какие-то иные формы слияния», – рассуждает он.

При этом эксперт уверен, что, кроме Партии регионов, иные политические силы не имеют резона для укрупнения. «Даже если будут открытые списки и сохранены блоки, то все равно блок как объединение будет эффективнее с точки зрения электората и получения электоральных симпатий, чем моно-партия, для среды, которая не относится к ПР и партии власти», – заявил Луценко.

В общем, разговор получился занятный. Но тема закрыта, несмотря на приближение выборов. Похоже, что толку от нынешних объединений будет не больше, чем от всех остальных, которые мы имели возможность наблюдать ранее. А если вдруг нет – то организаторы единства всех очень сильно удивят. Компетентных политологов – в первую очередь.