Песня Партии регионов: нам не страшен больше рейтинг – где ты бродишь, низкий рейтинг...
18.11.2011 11:05
...«Рейтинга», расстояние между Партией регионов и «Батькивщиной» Юлии Тимошенко сократилось до 2 %. Если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, БЮТ на них получил бы 19,9 % голосов, тогда как ПР – 22 %. Тенденция не столько роста популярности оппозиции, сколько падения доверия к власти.

Это в украинских реалиях не новость. Равно как не является неожиданным и достаточно значительный процент граждан, недовольных как властью, так и оппозицией. В таких условиях правящие круги будут ориентироваться на нейтральную часть электората, уверяет руководитель Агентства моделирования ситуаций Виталий Бала. «Власть будет решать вопрос таким образом, чтобы эта часть, как минимум, не голосовала за оппонентов власти, а это можно сделать, только введя мажоритарную систему, то есть смешанную систему на выборах в парламент, и попытаться таким образом нивелировать эти риски, которые могут быть», – заметил он. Справедливость догадок эксперта частично подтвердило и голосование ВР по данному законопроекту. Частично, потому что «за» документ высказалось и немалое количество бютовцев и нунсовцев.

Впрочем, у Балы есть объяснение и этому факту. «Та же смешанная система в данный момент дает хотя бы теоретическую возможность захода новых политических деятелей в парламент. При жесткой пропорциональной системе такой возможности практически нет», – считает он.

Введение частичной мажоритарки как формы борьбы с падением популярности упомянул и директор Центра социальной аналитики Евгений Филиндаш. «Плюс будет использоваться классическая для любой украинской власти тактика «Разделяй и властвуй» относительно непровластных сил, то есть тактика ПР будет строиться на том, чтобы было как можно больше разных оппозиционных партий, которые будут конкурировать между собой за избирателя и тем самым разрывать оппозиционное поле», – уверен он.

Неожиданных мер по спасению рейтинга регионалов ждать не стоит, считает политолог. Работать партия власти будет традиционно: жесткий контроль информационного пространства и перекупка народных депутатов, которые попадут в будущий парламент не по протекции ПР. При этом сами электоральные показатели крупнейшей партии страны могут падать и дальше. «Я думаю, что разрыв может сократиться, причем не за счет рейтинга «Батькивщины», а за счет падения рейтинга ПР, потому что мы видим, что, в принципе, БЮТ тоже не набрал, а потерял по сравнению со своими высшими результатами. У Тимошенко сформировался свой круг сторонников, достаточно твердый, и новые избиратели вряд ли появятся. А вот ПР и дальше будет терять, потому что их политика не приносит тех результатов, которые ожидали избиратели ПР, причем ни в экономическом отношении нет улучшений, нет более справедливого перераспределения доходов, и нет даже каких-то гуманитарных деяний, которые ожидались избирателями юга и востока», – прогнозирует Филиндаш.

Насчитанные 22 % поддержки Партии регионов – это даже много, уверен политолог Александр Палий. «Я думаю, что значительная часть избирателей ПР растеряны, они просто не видят ничего лучше, поэтому многие высказываются по инерции», – заметил он. И добавил, что такому рейтингу, несомненно, есть куда падать.

Критический рубеж для власти эксперт высчитал на примере предыдущих президентов – Леонида Кучмы и Виктора Ющенко. Палий считает, что если индекс популярности опускается ниже уровня в 8-10 %, это значит, что на политическом будущем власти и действующего руководителя можно смело ставить крест. Понимая это, у правления государства будет очень серьезное искушение задействовать нечестные правила игры ради сохранения своей власти. По мнению политолога, для Партии регионов этот вопрос даже не стоит остро – какое там искушение, если технологии давно опробованы! «ПР может выиграть выборы, если будет их проводить так, как привыкла, как прошлые выборы в местные власти. Там была очевидная фальсификация. Очень интересные торги вокруг закона о выборах, где технология вбрасывания, судя по всему, остается одной из базовых. Раньше если обнаруживалось 10 % лишних бюллетеней, то выборы признавались недействительными. Сейчас эта норма снимается… Поэтому я не исключаю, что выборы будут проходить довольно жестко и с проблемой для их легитимности», – заявил Палий.

Видит возможность даже вернуть рейтинг ПР руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. «Все будет зависеть от тенденций развития социально-экономической ситуации, потому что избиратели ПР реагируют, в первую очередь, на свое социально-экономическое положение. Если произойдет хотя бы относительное улучшение жизни, то, конечно, часть избирателей ПР вернется на сторону своей партии. Если ситуация будет ухудшаться, то возможны новые потери», – считает он.

Предвыборный опрос, по словам политолога – это, скорее, оценка симпатий, а не предсказывание результата, потому что итог будет зависеть от конфигурации выборов и эффективности избирательной кампании. «Но тенденция общественного мнения очень интересная: растет рейтинг «Фронта змин», немного поднимается Гриценко – он обошел Тягныбока и Тигипко. Если он будет демонстрировать свою оппозиционную своеобразность, то возможно, что он тоже сможет подтянуть свою политическую силу до числа потенциальных соискателей парламентских мандатов. У нас очень много избирателей либо не определились, либо против всех, либо колеблются. Социологи, которые используют дифференцированный инструментарий, знают, что избиратели Кличко, «Батькивщины», «Фронта змин» колеблются и могут в итоге проголосовать за какую-то другую оппозиционную силу», – прогнозирует Фесенко.

Между украинскими партиями сейчас борьба пойдет не за рейтинг, а за преодоление нового 5-процентного барьера, отмечает эксперт Украинского независимого центра политических исследований Светлана Конончук. «Я не вижу никакой особой проблемы ни для ПР, ни для «Батькивщины», если они обе имеют порядка 10 %, они обе проходят. Просто уже в парламенте большинство будет формироваться за счет депутатов, которые пройдут в парламент по одномандатным округам, потому что очевидно, что институт президентства является доминирующим фактором в формировании парламентского большинства», – отмечает она.

«Учитывая тактику ПР на то, чтобы ее одномандатные сателлиты шли как самовыдвиженцы, не будучи при этом символически привязанными к партии (но при этом они будут получать административную поддержку), ясно, что тут имеет значение не сам рейтинг, а те факторы, которые будут влиять на формирование большинства. И очевидно, что на данный момент у «Батькивщины» не прослеживаются факторы усиления ее фракции уже после выборов», – оценивает ситуацию Конончук.

Политолог Анатолий Луценко тоже уверен, что кардинального значения на расклад сил в государстве ни текущие рейтинги партий, ни даже результаты будущих выборов не окажут. «Главную перестраховку власть совершила, когда была возвращена система 1996 года. При этой политической системе даже негативное большинство по отношению к Президенту в парламенте не есть определяющим, как то большинство и коалиция, которая была после изменений 2004 года», – сказал он.

Эксперт считает, что в такой ситуации парламент более зависим от Президента, чем Глава государства от ВР. И искать диалога будут вынуждены именно законодатели, потому что реальных рычагов власти больше у Гаранта Конституции. «И какое бы большинство ни сформировалось, оно будет вынуждено договариваться с Президентом, потому что именно он по Конституции 1996 года, которая у нас сейчас действует, вносит кандидатуры на премьер-министра, на всех министров, на глав администраций и т. д. Мы понимаем, что при такой системе любое большинство будет вынуждено торговаться с Президентом и идти на компромисс», – заверил Луценко.