Законом по выборам
21.11.2011 11:15
...и пожрать электорат своих менее удачливых конкурентов с помощью нового закона о выборах.

Итак, новая система выборов в Верховную Раду была узаконена ею же 17 ноября 2011 года. За соответствующие изменения, предусматривающие формирование парламента по мажоритарно-пропорциональному (50 на 50) методу, пятипроцентный проходной барьер и запрет избирательных блоков, проголосовали 366 народных депутатов. Из них: 187 депутатов от фракции Партии регионов, 62 от БЮТ, 36 от НУ-НС, 24 от КПУ, 19 от группировки «Реформы ради будущего», 20 от Народной партии и 18 «внефракционных».

Возвращение живых «хозяйственников»

Первое, что удивляет в данной статистике, – это огромное количество депутатов, голосовавших за невыгодный для них законопроект. Действительно, переход к смешанной системе выборов урезает количество мест в партийных списках наполовину. Мест, которые для подавляющего большинства нынешних нардепов обошлись очень недешево. Ведь эти малоизвестные бизнесмены и чиновники были лишь вагонами, которые на выборах тянули паровозы известных политиков. Избираться по спискам все эти годы для них было легко и просто, без всякой головной боли: достаточно получить «проходной» номер, оплатив его взносом в партийный котел выборов.

Теперь попасть в партийный список стало гораздо дороже и труднее, а для некоторых и вовсе невозможно. Под «некоторыми», конечно же, подразумеваются члены мелких партий, которые в прошлый раз были объединены в избирательные блоки. А оные новое избирательное законодательство упраздняет. Кто от этого пострадал? Да чего уж там скрывать: это мега-блок НУ-НС и Блок Литвина, а также мелкие союзники «Батькивщины», которым теперь придется пробиваться в Верховную Раду поодиночке.

Но сделать это целой ораве «политических головастиков» будет очень непросто, практически невозможно. Ведь эти партии испытывают те же самые проблемы, что и большинство отдельных парламентариев-списочников – они малоизвестны или малопопулярны в народе и в прошлом получали на выборах в среднем полтора-два процента голосов. Их нынешнее пребывание в Раде поясняется исключительно тем, что они въехали верхом на горбу Виктора Ющенко или Юлии Тимошенко, в составе их избирательных блоков, которые теперь, повторим, упразднены.

Последним же гвоздем в крышку их гроба стало повышение проходного барьера до 5 %. Ведь ранее для многих непреодолимыми были даже 3 % – именно о них в своё время споткнулись и вылетели из парламента сначала прогрессивные, а потом и обыкновенные социалисты. А с каким трудом, лишь со второго раза, его переполз Блок Литвина! Но теперь никаких блоков не будет, а до рейтинга в 5 % не дотягивает не только «Народная партия» того же Литвина, но даже коммунисты, растерявшие остатки своей былой популярности упорным бездействием за пазухой у «донецких».

Вот и получается, что, кроме фракций ПР и БЮТ, все остальные депутаты, поддержавшие законопроект, фактически голосовали против того, чтобы в следующем году вновь вернуться в родные стены Верховной Рады привычным для себя способом. То есть по единой пропорциональной системе, с 3-процентным проходным барьером, лениво ковыряя носы в партийных списках.

Честно говоря, в наше время довольно непросто уговорить человека (и не просто человека, а нардепа!) добровольно отказаться от подобных благ. Более того, уговорить его изменить выборное законодательство своими же руками! Так что можно лишь догадываться, какие именно пряники и кнуты использовала для их убеждения заинтересованная сторона.

Впрочем, в такой ситуации всегда предлагается что-то взамен – в виде награды или хотя бы компенсации. Можно предположить, что для самых безнадежных такой компенсацией будут какие-то должности в Киеве или на местах, какая-то помощь в их бизнесе, а может быть, даже непосредственное «вспоможение». Таким образом, могли довольно быстро уговорить два-три десятка лишних людей, популярно объяснив, что в случае отказа они не получат вообще ничего (кроме неприятностей).

Их противоположность – крупные бизнесмены и более-менее известные политики – могли получить предложение вступить в ряды Партии регионов (или «Батькивщины») с предоставлением гарантированно проходного места на следующих выборах. Согласимся, что это предложение тоже относится к разряду тех, от которых не стоит отказываться. Подобным образом могли уговорить еще пару десятков человек.

Что же касается остальных, то их, видимо, решили послать. И не куда-нибудь, а заново осваивать ниву мажоритарных округов, которые, возможно, уже поделены между нынешними нардепами, которые застолбили за собой наиболее перспективные участки. Если это так, то тут и гадать нечего: наверняка регионалы и коммунисты выбрали Юго-Восток, Народная партия будет поднимать голоса глубинки Центра, а осколки НУ-НС пойдут возбуждать умы национально-сознательного населения западных областей, создавая там большую конкуренцию той же «Свободе», которая уже раскритиковала данный закон.

Впрочем, как раз о политике на мажоритарных округах будут говорить меньше всего. Поскольку на местах, во время лицезрения кандидата в депутаты, народ тут же начинает кричать о наболевшем: протекающих крышах, разбитых дорогах, закрытом заводе, маленькой пенсии у бабушки. В общем, об экономических, социальных и бытовых проблемах. И вот тут кандидатам придется забыть о политических лозунгах и достать из чуланов пропылившиеся красные пиджаки «крепких хозяйственников», в качестве которых кандидаты и вернутся к нам перед следующими выборами…

Вообще, между всем этим есть прямая связь. На пропорциональных выборах по партийным спискам лучше морочить избирателям голову политикой – Мазепой, языком, «евроинтеграцией» и «сближением с Россией». На мажоритарных же обещать сделать капитальный ремонт и подарить городу несколько машин «скорой». А чередование этих систем удобно тем, что, разочаровав своих избирателей в качестве «хозяйственника» (так и не починив дорогу), вы прячетесь в кусты избирательного списка, чьи агитаторы начинают рассыпать политические обещания.

Когда же партии облажаются на политической ниве, есть смысл разбежаться по мажоритарным округам и добывать мандаты за счет голосов наивных провинциалов, которых вновь можно охмурить речами из 90-х годов. Мол, дорогие земляки, я не политик, и вообще ну её в баню эту политику, я крепкий хозяйственник и хочу превратить ваш Урюпинск в город-сад!

И ведь поверят. Раньше же верили! Ну а сомнения скептиков развеют пакеты с гречкой и яркие красочные календарики. Так что у кандидатов-мажоритарщиков есть шанс, и шанс хороший. Единственно, данный способ переизбрания в Раду отнимает массу личного времени, поскольку требует личного внимания. Если раньше за кандидатов-списочников всё делала партия, то теперь каждый из них должен будет устраивать собственную избирательную кампанию и нанимать целую ораву юристов, имиджмейкеров, журналистов, всевозможных «представителей» и агитаторов.

Меньше партий – больше власти!

Собственно говоря, ни для кого и не было секретом, что новый закон о выборах власть будет подстраивать под собственные интересы. Сейчас у Партии регионов, давно забывшей о своих политических обещаниях, есть определенные проблемы с рейтингом. Но ведь это лишь рейтинг партии! А если на выборы пойдут отдельные кандидаты по мажоритарным округам?

Где-то они будут подчеркивать свою принадлежность к ПР, где-то помалкивать об этом и называть себя «беспартийными, вне политики». Всё зависит от специфики каждого округа, по которой, возможно, нанятые люди уже составляют рекомендательные отчеты, сверяясь с которыми, имиджмейкеры решат, что будут говорить и обещать будущие кандидаты, какие подарки делать, кого ругать и чем восхищаться. Благо, специалистов в данной области в Украине развелось немало, и у всех дипломы столичных вузов и большой опыт работы в избирательных штабах. Это толкового токаря или электрика в этой стране найти проблема…

Итак, ПР распределяет свои яйца в две корзины, тем самым снижая риск недобора мандатов на следующих выборах, что грозит ей, как минимум, повторением ситуации 2002-2004 годов. Напомним: тогда в Верховной Раде оказалось слишком много оппозиционеров, почти половина личного состава депутатского корпуса. И это были не разобщенные оппозиционеры, а организованная толпа с мандатами, координируемые штабом подготовки будущего Майдана, которая за два года серьезно потрепали нервы тогдашней власти. Регионалы помнят те шумные, полные событий годы и не хотят их повторения.

С целью укрепления своего положения был поднят и проходной барьер. Конечно, с одной стороны, регионалы очень даже рискуют потерять своих союзников – коммунистов и «Народную партию», у которых невелик шанс перескочить через пятипроцентный забор. Скажем даже больше: у Литвина сотоварищи его нет вообще. Однако, может быть, Регионам уже и не нужен Литвин? Слишком уж дорого всем обходилась эта капризная требовательная фигура, возомнившая себя «золотой акцией», которая соглашалась войти в коалиции со своей весьма скромной по численности фракцией только в обмен не меньше как на кресло спикера.

Думается, что Владимир Михайлович будет убеждать в своей необходимости жителей сельской Кировоградщины. А его коллеги – кто попытает счастья на других мажоритарных округах, а кто-то, возможно, добьется своего принятия в ряды Партии регионов и даже попадет в избирательный список партии. Это в том случае, если его будут формировать не только из «донецкой гвардии», что очень даже возможно, поскольку всё равно избирателям известны лишь первые пять фамилий этого списка. Вот и будут они голосовать, скажем, за Януковича (почетного лидера), Азарова, Тигипко, Табачника (или Колесниченко) и Ганну Герман. А кто там знает, кто такие остальные 60-80 кандидатов!

У регионалов нет необходимости также удерживать в парламенте КПУ. Свою функцию Петр Симоненко с соратниками уже выполнили: они вошли в коалицию, когда та была необходима, вели себя тихо все эти два года, исправно голосовали за законопроекты регионалов – даже тогда, когда регионалы отбирали у коммунистов Крым. И, честно говоря, доголосовались до своего самоуничтожения. Ведь мало того, что рейтинг Компартии настолько низок, что по пропорциональной системе ей в Раду уже, скорее всего, не пройти. Так ведь коммунисты наверняка с треском проиграют и в мажоритарных округах – в основном тем же регионалам! И если этого могут не понимать местечковые вожди ячеек КПУ, поющие песни с десятком старушек, то вряд ли этого не видят коммунисты, сидящие в Раде.

Думается, что они это прекрасно понимают. И даже не строят излишних иллюзий. Почему же они дружно поддержали этот губительный для себя законопроект? Видимо, по той же причине, по которой фракция КПУ вообще все эти годы тесно сотрудничала с Партией регионов…

Пятипроцентный барьер уменьшит число парламентских партий, и со стороны власти их, возможно, окажется всего одна – непомерно разросшаяся ПР, пожравшая своих бывших союзников и их электорат. Это даже не метафора: голоса, отданные за не прошедшие в парламент партии, распределяют между победителями. А победителей в пропорциональной системе будет, скорее всего, лишь двое: Партия регионов и «Батькивщина» (БЮТ без довесков). То есть соратникам сидящей Тимошенко подобные изменения в законе о выборах тоже очень даже выгодны – ведь они, по сути, становятся основной, а то и единственной парламентской оппозиционной партией. Даже те депутаты, которые пройдут в Раду по мажоритарным округам и, возможно, создадут какие-то крошечные минифракции, будут вынуждены либо подчиниться диктату «Батькивщины», либо превратиться в парламентских призраков, которые как бы числятся народными депутатами и чинно ходят на работу, но которых просто не замечают коллеги из больших фракций.

Собственно говоря, вот почему БЮТ дружно дал 62 голоса «за». О том, что ПР и БЮТ мечтают привести Украину к двухпартийной политической системе, говорили давно. Сейчас эти партии сделали навстречу этому большой шаг, раздавив при этом своих мелких конкурентов. Хотя бютовцы и пытались затем пояснить, что пошли на это исключительно ради того, чтобы власть не прибегла к фальсификации выборов. Вообще, очень интересное оправдание, не находите? Как и многие прочие речи соратников Юлии Владимировны…

В чем заключался интерес депутатов от НУ-НС, не нужно и гадать – блок давно уже числится только на бумаге, а составляющие его партии по одиночке не прошли бы и старый трехпроцентный барьер. Поэтому частичный переход на мажоритарную основу для них стал спасением. Появилась возможность поехать в галицкую глубинку, в накрахмаленной вышиванке выйти к избирателям, важно подкручивая вуса, и торжественно наобещать селянам с три короба.

Понятно, что этому оказались отнюдь не рады в ВО «Свобода», где сердито раскритиковали и сам новый закон о выборах, и голосование за него депутатов от оппозиции. И то верно: если пару лет назад «Свобода» уверенно двигалась вперед, завоевывая местную власть в новых и новых регионах Западной Украины, то теперь электорат несколько разочаровался в соратниках Тягныбока, которые лихо орудуют на политическом поприще (засыпая страну воззваниями облсоветов), но совершенно не способны решить элементарные коммунальные проблемы своих регионов. Вот народ и задумывается, что выбрать: проголосовать за «Свободу» и получить еще одну улицу имени дивизии СС или за кандидатов от партии, которые помогут эту улицу залатать?

Но зато такое дружное голосование и партий власти, и партий от оппозиции с большим одобрением восприняли в Европе, расценив это как «политический консенсус и большой шаг на пути к демократии». Словом, на Западе в подробности украинской политической системы, как всегда, не вникали. Увидели, что партии, называющие себя украинской оппозицией, не кричат в истерике о «наступлении диктатуры», не бьются в припадке о ворота западных посольств, что они даже голосуют за новый закон вместе с партией власти – значит, в Украине всё спокойно. Демократия, можно сказать, налаживается!