Посадить всех!
30.11.2011 11:19
...аресте высокопоставленных чиновников. Ширящаяся в Украине кампания по борьбе с коррупцией, беспрецедентная по своему размаху, почему-то не вызывает у населения оптимизма...

«Себе, себе, только и знаешь, что себе… Вот ты бая собакой называешь,
а сам баем хочешь стать. Наймешь батраков, будешь их нагайкой стегать…
Будешь! Это, брат, марксизм, от него никуда не денешься – наука!»

Егор Шилов


Отсутствие этого самого оптимизма понять не трудно. За двадцать лет независимости коррупция не просто пронизала всю государственную машину Украины, словно плесень французский сыр. Она стала основой системы, в которой живут сорок шесть миллионов человек, стала основой их менталитета. Как бы кто ни ругал чиновников-взяточников, однако следует признать, что коррупция существует не только в кабинетах власти и офисах бизнеса.

Продавец на рынке обвешивает покупателей, чтобы собрать деньги на учебу сына в институте МВД, надеясь, что тот получит хлебную должность следователя и будет приносить домой доллары пачками. Студенты уже давно готовят к экзаменам не шпаргалки, а зеленые бумажки с портретами американских президентов. В украинских кабаках, гордо именующих себя барами и ресторанами, пьяные посетители бахвалятся друг перед другом уже даже не размером своего кошелька, а тем, у кого более обширные связи в прокуратуре, исполкоме, налоговой. Мы сами считаем совершенно нормальным давать взятку инспектору ГАИ и делать подношения врачам. Более того, кое-где взятки и поборы уже легализованы в виде «платных услуг». Вы действительно считаете, что в этой стране можно бороться с коррупцией? Ну, разве что загнав её население в гигантские концлагеря. Вот только где же взять охранников!

Тем не менее, все мы любим возмущаться «невиданной коррупцией» и от души ругать тех, кому сами же несем деньги даже тогда, когда нас об этом не просят. Более того, мы желаем, чтобы с ними поступали по всей строгости закона, как в Китае, а еще лучше – как во времена Сталина. И очень расстраиваемся, что в Украине борьба с коррупцией всегда принимала лишь опереточный характер.

Действительно, добрых два десятилетия в Украине практически не было громких коррупционных дел, доведенных до логического завершения. Отдельные, вроде ареста Павла Лазаренко, можно пересчитать по пальцам – да и то они относятся к разряду криминально-политических. А ведь все эти годы страну делили, потрошили и нарезали огромными кусками! Причем делали это люди, которых все мы хорошо знаем: накопив огромные состояния, они регулярно мелькают на публике в качестве политиков или «видных бизнесменов».

Даже во время президентства Ющенко, который пошел на «оранжевую революцию» под лозунгом борьбы с «бандитами», коррупция лишь окрепла, подкормленная принесенным во власть кумовством. Добрый «народный президент» милосердно прощал своим «любим друзям» всё, даже колоссальные растраты государственного бюджета. Именно при нём в стране окончательно сформировался высший слой общества и на публику вышли такие «князья и бояре», как Балога, Порошенко, Пинчук, Ахметов, Фирташ и еще множество обладателей таких крупных состояний, что их происхождение просто трудно объяснить.

И именно в эти годы «свободы и демократии» в Украине появилось такое явление, как беспредел «элиты». Давящей людей джипами, устраивающая на них охоту в своих угодьях, насилующая детей в пионерских лагерях – и всё совершенно безнаказанно. Более того, бояться заставили жертв. Бояться того, что они из потерпевших станут обвиняемыми, что их достанут угрозами, покалечат, убьют. Именно при Ющенко в Украине завершилось формирование этой гнусной системы, в которой каждый занял своё место в зависимости от своих возможностей в сфере коррупции и криминала. Кто-то лишь обвешивал покупателей или вымогал деньги за выдачу справок, а кто-то за год делал многомиллионные состояния или путем рейдерства отнимал завод у конкурентов.

Тем не менее, власти регулярно отчитывались перед населением о том, что борьба с коррупцией идет полным ходом и будет усилена. Регулярно увеличивали штаты МВД, СБУ и прокуратуры, пока их общая численность не превысила в разы штатный состав всего советского НКВД в 1937 году. А те, соответственно, рапортовали через свои пресс-службы об успешном разоблачении «конвертационных центров», взятии с поличным преподавателя-взяточника или аресте банды кавказцев, изготавливавших паленую водку.

Словом, время от времени ловили мелкую рыбешку. Те, кто тырил миллионы, иногда арестовывали тех, кто воровал и вымогал тысячи. В основном для отчетности перед избирателями, поскольку время ожесточенных драк за ресурсы тогда еще не наступило.

Вообще, в коррупционной системе Украины сложилась эдакая пирамида, в которой стоящие на более высоких ступеньках люди имеют меньший шанс оказаться за решеткой. Вот украл мужик пару мешков картошки с чьей-то дачи, или взяли студента с коробком травы в кармане – и три года общего режима им обеспечено. Еще и навешают на них по несколько нераскрытых дел. Если же человек при деньгах задавил пешехода или забил до полусмерти прохожего, то у него появляется возможность откупиться на стадии следствия или за энную сумму отделаться условным сроком. А высокое положение в обществе и нужные связи вообще могут гарантировать закрытие дела за отсутствием состава преступления. Если, конечно, человека не выбрали в качестве показательной жертвы в рамках спектакля «смотрите, мы и богатых сажаем!». Или же у него отбирают должность и бизнес более сильные конкуренты. Ведь на каждой ступеньке идет постоянная междоусобица – и чем выше, тем она ожесточеннее. А на самом верху дерутся уже не только за деньги, но и за власть, поэтому эти редкие громкие дела являются именно криминально-политическими.

Вот почему когда пришедшие к власти регионалы начали очередную политическую кампанию по борьбе с коррупцией, население только лениво зевнуло – ведь всё это оно слышало уже много раз. Но вот посадили одного, второго, десятого крупного чиновника, за решеткой оказались Юлия Тимошенко и Юрий Луценко, уголовные дела открыли даже на членов Партии регионов или их родственников! За каких-то полтора года под пресс органов попало больше «крупной рыбы», чем за всё предыдущее десятилетие. Об очередном громком деле новости сообщают практически еженедельно. Вот недавно арестовали главу Государственной службы занятости, у которого только из банковских ячеек наковыряли золота и бриллиантов на несколько миллионов! Того самого, чья дочка в Монте-Карло на своем «Бентли» протаранила четыре шикарных лимузина. Арест самого главы аукнулся задержанием его замов, а также массовыми проверками региональных отделений, где также не исключены новые аресты.

Неужели новая власть и правда решила искоренить коррупцию? Конечно, если наказывать всех, у кого в глазу торчит бревно, то в госучреждениях останутся одни секретарши и уборщицы, а частный бизнес исчезнет как вид. Но, может быть, регионалы решили действовать по методу Калинина: «Мы не можем наказать десять человек, но мы можем наказать одного и заставить бояться девять остальных»?

Почему-то народ в такое чудо не верит. Ни суровые рабочие мужики, изрекающие в адрес власти ернические выражения. Ни вышедшие из этого же народа разного рода политологи, аналитики и директора разных общественных институтов, выдвигающие заумные гипотезы. Видимо, хорошо понимая, что бороться с коррупцией и казнокрадством в Украине уже невозможно, а потому бесполезно. Больше шансов обратить всех украинцев в ислам или буддизм! Потому что система уже сложилась, и её не сломать. А если начать всё-таки ломать, то рухнет само государство, на этой самой коррупции построенное и стоящее. А население, привыкшее жить кто «па панятиям», а кто при помощи взяток и знакомств, начнет растерянно метаться, не зная, как же решать свои проблемы честным законным путем. Наступит хаос, можно даже сказать апокалипсис!

И то верно. Вот, к примеру, вы ежедневно видите припаркованный прямо на тротуаре шикарный такой джип-паркетник. На просьбы к его владельцу убрать автомобиль с пешеходной дорожки он вам грубо отвечает, что видал вас в одном очень нехорошем месте. На ваше обещание пожаловаться в милицию лишь смеется – у него там работают родственники или друзья. Вы представляете, что случится, если его «связи» вдруг не будут иметь никакого значения, равно как и его деньги? Сможет ли это человек пережить то, что он вдруг стал равен перед законом вместе с «быдлом», каковым он считает сограждан без денег и нужных знакомств, что он будет вынужден соблюдать общие правила и парковать свою машину там, где положено? Почему-то кажется, что данный гражданин предпочтет, чтобы Украина оставалась коррупционной системой, ибо только в ней он может чувствовать себя «крутым».

А ведь это очень простой, почти невинный пример обыкновенного хамства. Что уж говорить за тех, кто использует эту систему для того, чтобы сколотить состояние, пробиться во власть, удержать свой бизнес! Да они недели без неё не проживут!

Поэтому было бы странным предположить, что регионалы станут рубить не просто сук, а целое дерево, на которое они взгромоздились. Но чем же тогда можно пояснить такую действительно беспрецедентную по размаху кампанию арестов и посадок? Причин будет несколько.

Если говорить о делах Тимошенко или Луценко, то они, бесспорно, относятся к криминально-политическим. Политическая составляющая в них – это борьба за власть, вывод из строя своих основных политических противников. Но их дела не высосаны из пальца, а основаны на конкурентных криминальных фактах. Которые, впрочем, можно накопать у любого украинского политика. Даже у Виктора Ющенко с его кристально чистыми руками. Вот только Виктор Андреевич регионалам совершенно не мешает. Сидит себе в окружении пчел, лепит свистульки, думает про голодомор. Зачем же его трогать?

Однако таких дел немного, буквально по пальцам пересчитать, и то они вызывают большой международный резонанс. Что, вообще-то, вызывает здоровое возмущение – ведь мы же не лезем с претензиями, скажем, к Италии по проводу её посадок лидеров мафиозных группировок! Тем не менее, регионалы пытаются продемонстрировать, что жертвами борьбы с коррупцией становятся не только их явные политические противники. Именно этим, например, объясняют громкие уголовные дела, заведенные в отношении «аполитических» чиновников и даже членов Партии регионов. Мол, в Украине перед законом все равны!

Однако куда более правдоподобно выглядит иная версия, утверждающая, что попытки ввести в заблуждение западных бандерлогов, наблюдающих за нами со своих веток, не являются целью нынешней власти. Что есть куда более веская причина этих массовых «чисток», и называется она ожесточенной борьбой за ресурсы, а также внутренними трениями в рядах ПР.

Что касается ресурсов, то тут спору нет. Ведь к 2010 году в Украине были разделено и оприходовано все мало-мальски ценное. Поэтому говорить нужно уже не о разделе, а только о переделе собственности, что часто сопровождается возбуждением уголовных дел. К тому же в украинской экономике явно наметился курс на поглощение и монополизацию. Проще говоря, миллиардеры начали отнимать бизнес у миллионеров, в том силе и руками правоохранительных органов.

Не будем также забывать, что к ресурсам относятся и хлебные должности, которые нужно освободить для своих людей. Например, Виктор Ющенко уволил по политическим мотивам почти 20 000 госчиновников, чтобы отдать их места «патриотам и демократам», да еще и публично хвалился этим. Вполне логично, что регионалы сейчас делают то же самое, но молча. А порой засидевшиеся в них люди настолько крепко цепляются за своё место, что вырвать их из кресла можно только с помощью налоговой полиции или «Альфы».

К тому же препровождение в СИЗО таких больших людей, как экс-начальник Государственной службы занятости, позволяет избежать их перехода в оппозиционный лагерь со всем своим капиталом, заработанным непосильным трудом. Ведь у нас есть такая традиция: как только чиновника увольняют с работы, он тут же бежит записываться в ряды оппозиции. Так что есть смысл, как минимум, припугнуть их открытием уголовного дела.

Возбуждение дел в отношении некоторых членов Партии регионов поясняется просто: мы воспринимаем партию как некое целое, а между тем она разрослась настолько, что конкурентная борьба за ресурсы и власть началась уже внутри неё самой. И побеждают в ней «донецкие», которые успешно громят все другие территориальные группировки ПР. А некоторым еще и вспоминают старые грешки – таким может быть дело Ландыка-младшего, чей папа несколько лет назад слишком уж открыто стремился к сближению с БЮТ, да и вообще вел себя довольно независимо в отношении «донецкого политбюро».

Всё это, как говорят в народе, есть возня пауков в банке, которую можно представить публике как пример самоотверженной борьбы с коррупцией в собственных рядах. Вот только на народной памяти это уже чуть ли не десятая подобная кампания. Между тем коррупционная система Украины с каждым разом лишь расцветает еще сильнее…