Быть или не быть революции?
10.01.2012 13:47
...для реализации права честным трудом обеспечить себе достойную жизнь, отсутствие перспектив для карьерного и профессионального роста, коррупция, недоверие к системе правосудия и невозможность защитить себя и свои доходы от посягательств более влиятельных и обеспеченных людей. Туда же относится и недовольство властью – не только нынешними чиновниками, но всеми представителями так называемого «первого эшелона» украинской политики, мелькавшими последние несколько лет на экранах телевизоров, обеспечивших себя, свои семьи, «любых друзив» и т. д., но так толком ничего и не сделавших для процветания государства и его граждан.

Поэтому вопрос в экспертной среде стоит остро: доколе? Сколько еще украинское бедное большинство будет терпеть господство богатого меньшинства? Ситуация почти классическая, а вот во что она выльется – бунт, мятеж, революцию, погромы, войну или же просто заглохнет сама собой, – оценки и прогнозы расходятся.

Если революции в полном ее понимании не будет, то минимум массовые бунты практически неизбежны. Лидер ПСПУ Наталья Витренко считает, что в эпоху информационных технологий скрыть то, что есть очень богатые люди с просто сказочными доходами и ненасытными потребностями, невозможно. «На фоне основной массы людей нищих, которые не могут удовлетворить свои самые необходимые жизненные потребности, конечно же, такая ситуация обязательно приведет к возмущению народных масс. А вот в чем оно будет выражено – или это бунты слепые, беспощадные, с погромами, с поджогами машин, с разрушениями домов, с убийствами, либо это революция как смена политической элиты, как смена экономической модели – вот в этом вопрос», – отмечает она.

Корень зла, и тут политик отсылает думающих людей к работам философов, состоит в расслоении общества по имущественному цензу. Лидер прогрессивных социалистов убеждает, что это недопустимо. «Для стабилизации ситуации очень важно, чтобы не было градации. Считается, что если разрыв между 10 % доходов богатых и 10 % доходов бедных не больше пяти, то это считается стабильным обществом. А так как в Украине этот разрыв составляет 45, то понятно, что это просто пороховая бочка», – объяснила Витренко.

Такая ситуация даже немного радует лидера КПУ Петра Симоненко. «Я хочу подчеркнуть, что эксперты начинают в конце концов возвращаться к тому, о чем коммунисты говорят все годы независимой Украины. Мы все время предупреждали, что имущественное расслоение, которое приобретает угрожающий характер, чревато социальными взрывами», – заметил он.

Капиталистическая система нацелена на такое расслоение, однако допускать такого разрыва между доходами богачей и остальной части населения нельзя, уверен политик. Особенно если учитывать, что имущественное расслоение определено не колоссальным различием в образовании, уровне интеллектуальных, профессиональных способностей, а также затрате трудовых ресурсов, а нечестными схемами. «Одни имеют право воровать и украденное использовать для эксплуатации, а другие почему-то должны на тех, кто является ворами, гнуть свою спину. Это имущественное расслоение в условиях кризиса резко усиливается, потому что государство, созданное в Украине, и институты власти работают на то, чтобы защитить и сохранить этот капитал. Поэтому вопрос должен решаться радикально – смена политической системы. Это замена всей вертикали власти и политическая парадигма проводимых реформ по схеме, которую предлагают коммунисты: те, кто производит, и должны перераспределять общественные блага», – заверил Симоненко.

Разрыв между богатыми и бедными всегда кроет в себе возможность социального взрыва, что неоднократно доказывалось историей. Однако для начала волнений необходим какой-то толчок, рассуждает первый президент Украины Леонид Кравчук. «Например, передача власти семье или передача власти на длительный срок: 30 лет сидит президент и не собирается менять свою власть. Есть причины, которые могут подтолкнуть к этому – это, прежде всего, коррупция, узурпация власти, диктатура», – отметил он.

В Украине пока еще такой угрозы нет, потому что здесь власть все-таки избирается. «Что бы ни говорили про нарушения и тому подобное, Президент выбирается легитимно. Сейчас идет подготовка к выборам в парламент, принят ВР закон про выборы. Его критикуют, но он принят, за него проголосовали народные депутаты. Мы не можем сказать, что у нас узурпирована власть, что у нас не проводятся выборы, что все делается через диктатуру, через тоталитарные формы правления. Такого нет. Так что толчка, по моему мнению, для того, чтобы была создана социальная база конфликтов и противостояния, я пока не вижу. Думаю, что нынешняя власть будет делать все возможное, чтобы такого толчка не произошло», – отметил Кравчук.

Если бы между богатыми и бедными был внушительный средний класс – проблема не стояла бы остро. А может, и не стояла бы вовсе, считает нардеп-регионал Ян Табачник. «К сожалению, средний класс за все время, которое мы существуем, очень и очень туго у нас образовывается. Во всех цивилизованных странах средний класс содержит более бедный класс, богатый класс содержит средний класс. В США средний класс – это учителя, которые получают 3-5 тысяч. То же самое во Франции, потому что я знаю, там работают мои друзья. У нас со средним классом очень тяжело», – сокрушается депутат.

Парламентарий уверен, что причина отсутствия хорошо оплачиваемых рабочих – это угробленная промышленность. Из-за этого среднего класса нет – есть только богатые и бедные. «Существует категория олигархов. Для некоторых средний класс тоже является олигархом, а для бомжа, который ходит собирает бутылки, для него олигарх, извините, шофер, таксист, у которого есть дом и есть, что покушать. Поэтому если выйдут те, кто действительно работает и получает копейки – это будет справедливо. Но если выйдут те, кто не хотят работать и считаются бедными – такого нет ни в одной стране мира. И кого отнести к бедным, кого к средним и богатым – это в нашей стране еще очень большой вопрос. Если выйдут пенсионеры, которые получают копейки, то я согласен, это несправедливо, это тяжело. Если выйдут сироты, я согласен, это тоже справедливо. Но если выйдут просто те, кто не хочет работать и будет стоять на Майдане за 150 гривен, я считаю, что это бездельники», – заверил Табачник.

Трудно сказать, когда это произойдет, рассуждает политик Степан Хмара, но волнения будут – это объективно. «Безусловно, так бесконечно продолжаться не может, потому что когда люди будут доводиться до отчаяния, просто не видя перспективы и ощущая постоянно унижения от демонстрации роскоши той одиозной банды, которая сегодня господствует в стране, понятное дело, что протестные настроения будут расти, и когда-то эта волна их сметет», – отметил он.

«Так уже продолжаться не может: одни – в сумасшедшей роскоши, получают сверхприбыли, а другие – нищие, еле сводят концы с концами. Кроме того, люди нигде не могут найти справедливости. Суды у нас только власть обслуживают. Фактически суды у нас ликвидированы», – пояснил свою точку зрения Хмара.

Однако оппонирует такому мышлению лидер «Братства» Дмитрий Корчинский. «Революция бедных невозможна. Вообще, революции делают люди с достатком. Они являются инициаторами, а бедными могут разве что пользоваться», – сказал он.

При этом революция в Украине все-таки будет. И даже очень, отмечает политик. «Из-за разрыва не между богатыми и бедными, а между богатыми и менее богатыми. В принципе, в Украине куркульская революция возможна», – сказал Корчинский.