Украл, выпил – в тюрьму и... в отпуск?
25.01.2012 08:33
...прибывшем домой в краткосрочный отпуск, потеряла свою актуальность. И вовсе не потому, что военно-морской флот Украины пребывает преимущественно в теоретическом состоянии.

Все дело в шокировавшем добропорядочных граждан приказе Минюста Украины, зарегистрированном 29 ноября 2011 года. В переводе с государственного юридического языка на общедоступный он называется «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления осужденным кратковременных выездов за пределы учреждений исполнения наказаний». Подписан приказ, как и положено, министром юстиции Александром Лавриновичем.

Еще в советские времена в Украине существовали колонии-поселения, называемые в народе «химией». Есть они и сейчас, правда, их название сменилось на исправительные центры. И наказание там отбывают не в виде лишения, а в виде ограничения свободы, то есть в состоянии контроля, но без изоляции от общества. Что-то вроде «зоны-лайт» получается. В общем, живут в общежитиях, семейным даже квартиры снимать позволено. Вход и выход с территории по пропускам с позволения начальства без особых проблем – на работу-то надо ходить. Такие осужденные, как и при СССР, могут осуществлять кратковременные выезды для лечения, в вуз на сессию, по вызову судебных или следственных органов и даже для решения вопросов с трудоустройством и жильем перед окончанием срока наказания. Впрочем, последним пунктом в законе значится и «в случае возникновения других жизненно необходимых обстоятельств, которые требуют присутствия осужденного». Можно раз в месяц и на выходные к родственникам съездить.

Примерно то же самое распространяется и на воспитательные колонии для несовершеннолетних. Но не достигшие 16-ти лет подростки ездить могут лишь с сопровождающим или передаются из рук в руки родителям или опекунам.

В общем, с советских времен ничего практически не изменилось. Впрочем, исправительные центры и воспитательные колонии немногочисленны, народу наказание в них отбывает, по сравнению с обычными зонами, не так уж и много, да и ограничение свободы у судей популярностью не пользуется. У них все больше лишение свободы условно, с отсрочкой или реально выходит. Тем не менее, на сто тысяч населения у нас приходится четыре тысячи сидельцев.

С 2004 года шансы попасть домой получили и осужденные, которые содержатся в исправительных колониях минимального уровня безопасности и в участках соцреабилитации исправительных колоний среднего уровня безопасности. Они получили возможность съездить в отпуск на срок до 7 суток, не считая времени на дорогу. Однако для этого нужны исключительные личные обстоятельства, к которым относятся смерть или тяжелая, угрожающая жизни болезнь близкого родственника, либо стихийное бедствие, которое причинило значительный ущерб осужденному или его семье.

С 2010 года к «отпускникам» добавились осужденные женщины, дети которых содержатся в домах ребенка и исправительных колониях. Им позволили выезды на срок до 10 дней, чтобы устроить детей у родных, опекунов или в детских домах.

И вот теперь, начиная с 1 января 2012 года, в соответствии с изменениями в законодательстве осужденные получили право на ежегодный двухнедельный отпуск с выездом за пределы зоны. Но это только для тех, кто отбывает наказание в исправительных колониях минимального уровня безопасности с облегченными условиями содержания. Там содержатся лица, осужденные впервые к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, за преступления небольшой и средней тяжести, а также переведенные из колоний минимального уровня безопасности с общими условиями содержания за примерное поведение.

Принятое народными депутатами дополнение в Уголовно-исполнительный кодекс Украины о двухнедельном отпуске (при условии примерного поведения, конечно же) украинским сидельцам названо одним из коллег-журналистов «настоящим прорывом на пути к демократическим ценностям» и «сокрушительным ударом по наследию тоталитарного советского строя».

Однако, кроме квалифицированных юристов, мало кто знает, что впервые «тюремный отпуск» появился вовсе не в заокеанской «колыбели демократии» и не в демократической Европе, где голландского зэка, опоздавшего вечером из «увольнения», подвергли «нечеловеческой пытке» – не пустили в зону, и ему пришлось ночевать в парке на лавочке. Появились они именно в Советском Союзе. 21 апреля 1925 года постановлением ВЦИК было разрешено отпускать заключенных крестьян на полевые работы на целых три месяца. Количество таких отпускников исчислялось тысячами. Исключение составляли, как правило, лишь осужденные за конокрадство, поджог, грабеж, разбой и бандитизм.

Как ни странно, больше всего инструкция от Лавриновича воодушевила сторонников и сторонниц Юлии Тимошенко. Но все же их радость оказалась преждевременной, потому что в Качановской исправительной колонии № 54 в Харькове, где предстоит провести ЮВТ если не семь лет, то какое-то время, условия содержания общие, а не облегченные. Так что отпуск ей не светит.