ПАСЕгательство на Украину
30.01.2012 13:10
...украинского парламента, но и другие депутаты, дочь Юлии Тимошенко Евгения, министр иностранных дел Константин Грищенко и другие. В общем, было на кого посмотреть и кого послушать.

События и их комментарии оказались настолько любопытными, что впору думать, будто в одно и то же время прошло несколько мероприятий с аналогичным названием, каждое из которых приняло собственные резолюции. Ну, или, как минимум, сессия ПАСЕ проголосовала сразу несколько текстов, оценивающих положение дел в Украине, поэтому регионалы оперируют одним документом, а оппозиция – другим. На самом деле, конечно, все проще. Но давайте по порядку…

Делегация

Итак, еще до официального старта сессии ПАСЕ, на которой планировалось рассмотрение «украинского вопроса», наши умудрились внести интригу. Лидеры фракций БЮТ и НУ-НС в Верховной Раде отправили руководству Совета Европы письмо, в котором просили пересмотреть полномочия ряда членов делегации украинского парламента. Речь шла о нардепах, избранных в свое время по квотам фракций, однако позже перешедших из оппозиции в провластные депутатские группы. Таким образом якобы был нарушен баланс представительства сил ВР в составе делегации, и она де-факто потеряла свою легитимность, что и должна была подтвердить ассамблея де-юре.

Претензии украинской оппозиции на неполноценное представительство поддержали в Европейской народной партии. Дело передали в Комитет по вопросам правил процедуры, иммунитета и институциональных дел ПАСЕ. «Запахло» приостановкой полномочий всей украинской делегации, то есть нешуточным скандалом. Разрешилась проблема дипломатично: кардинальных мер не принято, но спикеру ВР Владимиру Литвину предложено объяснить возникшие коллизии и впредь формировать состав делегации по более понятным европейцам принципам, обеспечив при этом «достаточную коммуникацию» между ПАСЕ и украинским парламентом.

Регионалы объявили такое решение «поражением тех сил, которые задумали нехорошую игру» в отношении украинской делегации. Однако, скорее всего, в этом формальном вопросе победивших и проигравших нет. Вряд ли оппозиция всерьез собиралась добиться дисквалификации делегации ВР – ей политически важнее было озвучить сам факт проблемы перед европейским политикумом и украинскими избирателями. Нет причин считать вердикт ПАСЕ проблемой и для ПР. По сути, проблему «проехали», но при надобности могут снова поднять в ряду других спорных вопросов касательно нашей страны.

Перестановки

В то же время в ПАСЕ произошли глобальные и локальные кадровые изменения. Во-первых, поменялся руководитель организации. Вместо два года пробывшего в должности президента турка Мевута Чавушоглу, ПАСЕ возглавил 61-летний француз Жан-Клод Миньон. Президент Виктор Янукович поспешно поздравил его с избранием на этот пост. «Хочу заверить Вас, что Украина и в дальнейшем будет прилагать целенаправленные усилия для продолжения конструктивного диалога и взаимодействия с ПАСЕ в деле укрепления и развития общеевропейских демократических ценностей», – отметил Глава украинского государства, что в свете последующих событий и заявлений нынче звучит уже не так однозначно, как в минувший понедельник.

Украинская часть перемен обозначилось заменой Сергея Головатого на посту члена Мониторингового комитета ассамблеи. В голосовании он набрал всего на один голос меньше своей соперницы. 15 против 14 – с таким результатом бюро ПАСЕ утвердило в должности представителя Партии регионов Юлию Лёвочкину. Теперь в этом органе у нашей страны сугубо женское представительство – вместе с сестрой руководителя Администрации Президента Сергея Лёвочкина эту работу выполняет депутат от НУ-НС Ольга Герасимьюк.

Заявления

Практически сразу после вступления в должность президента ПАСЕ Миньон сделал ряд заявлений по Украине. «Я уважаю Украину, но я не могу понять и воспринять способ, которым была осуждена Тимошенко», – отметил он. Если Украина хочет стать более европейской, отметил Миньон, она должна научиться соответствовать нормам, принятым в Европе, то есть уважать демократию и верховенство права.

Бютовцы и вовсе распространили реплику генерального секретаря Совета Европы Торбйорна Ягланда, якобы произнесенную им на встрече с дочерью Тимошенко и оппозиционными депутатами ВР: «События в Украине развиваются в вопиюще неправильном направлении, что представляет угрозу для развития вашего государства и европейской интеграции Украины». Регионалы обвинили оппонентов в искажении слов генсека. Однако общий фон отношения к нашей стране прорисовался и без уточнений тонкостей перевода высказываний европейских политиков.

Идеи европейцев возникли не на пустом месте – к определенным выводам подталкивали докладчики ПАСЕ. Свою лепту в такой настрой, конечно же, внесла и украинская оппозиция. От имени ее представителей, например, депутатам ПАСЕ было роздано письменное обращение с изложением особого взгляда на происходящие в Украине события. Похоже, оно впечатлило их куда больше, чем личные ораторские упражнения министра Грищенко на встречах с руководством Совета Европы. Визит украинского дипломата вообще воспринимался, скорее, как еще одна возможность передать Украине позицию Европы, чем как попытка хоть как-то услышать мнение официального Киева. Понятно, что в таких условиях МИД страны надеялся лишь на какое-то смягчение жесткого характера итоговой резолюции, а не позитивный для страны вердикт. И украинская власть, и украинская оппозиция подготовили на рассмотрение депутатов ПАСЕ ряд поправок к проекту резолюции. В ожидании этого документа минула едва ли не половина недели.

Резолюция

26 января содокладчицы ПАСЕ по Украине Майлис Репс из Эстонии и Мариэтта де Пурбе-Линден из Швеции презентовали свои замечания на рассмотрение организации. Итоговую резолюцию «Функционирование демократических институтов в Украине» поддержали 69 депутатов, против нее было подано 8 голосов, 14 человек воздержались.

В документе отмечены позитивные перемены в стране. В частности, систематические консультации украинских властей с Венецианской комиссией в ходе подготовки к рассмотрению разнообразных законов, внесение Президентом в Верховную Раду проекта нового Уголовно-процессуального кодекса, совместное принятие властью и оппозицией закона о выборах и т. д.

Среди заданий для Украины депутаты назвали неотложную реформу Конституции, более тщательное воплощение уже полученных рекомендаций Венецианской комиссии, реформирование органов прокуратуры, уменьшение проходного барьера на выборах в Раду и снятие запретов на блоки.

Нарекания организации вызвала судебная система нашей страны. По мнению депутатов, о независимости украинского правосудия сегодня не может быть и речи. Реформа сферы юстиции определена одной из важнейших предпосылок для дальнейшего европейского пути развития Украины. При этом ПАСЕ выразила обеспокоенность состоянием здоровья арестованных бывшего министра внутренних дел Юрия Луценко и бывшего исполняющего обязанности министра обороны Валерия Иващенко, призвав по соображениям гуманности к их освобождению до вынесения Фемидой вердикта. Не обошли вниманием евродепутаты и аналогичные проблем с Тимошенко, предложив украинской власти без оговорок разрешить проведение медицинского обследования и при необходимости предоставление лечения независимыми врачами.

ПАСЕ выразила несогласие с уголовным преследованием украинских оппозиционеров и отметила, что статьи обвинения являются сомнительными с точки зрения принципа верховенства права. Помимо этого, депутаты констатировали многочисленные нарушения в ходе процессов над Тимошенко, Луценко и другими представителями украинского политикума. Президенту Януковичу предложено лично поспособствовать освобождению арестованных и осужденных бывших членов правительства, а также найти легальные возможности обеспечить их участие в парламентских выборах-2012.

Квинтэссенция резолюции – упоминание о возможности применения санкций в отношении Украины. «Ассамблея предлагает Мониторинговому комитету внимательно следить за ситуацией и предлагать дальнейшие мероприятия, которые могут быть осуществлены Ассамблеей в соответствии с ситуацией, включая возможное рассмотрение санкций, если требования Ассамблеи не будут выполнены. Ассамблея считает, что реализация ее рекомендаций и, в частности, тех, что касаются криминального преследования членов бывшего правительства, будет сигнализировать о преданности власти нормам и ценностям Совета Европы», – сказано в документе.

Последствия

Удивительно, как один и тот же текст можно прочитать настолько по-разному. Украинский МИД назвал резолюцию «победой сбалансированных оценок и здравого смысла над очередными попытками перенести внутриполитическую борьбу на европейскую площадку». Руководитель оппозиционного правительства Сергей Соболев назвал документ «последним гвоздем в гроб авторитарного режима, который возглавляет Виктор Янукович». Вице-президент ПАСЕ, представитель украинского парламента от ПР Иван Попеску обрадовался, что «нет никаких конкретных прямых санкций, на которых настаивала украинская оппозиция», зато «прошли те поправки, которые признают наши европейские перспективы».

В свою очередь заместитель лидера партии «Батькивщина» Григорий Немыря отметил, что уже в марте состоится очередной визит в Украину Мониторингового комитета с тем, чтобы представить результаты выполнения или невыполнения принятой резолюции уже на апрельской сессии ПАСЕ. Поэтому, по мнению Немыри, вопрос о санкциях может быть поднят и реализован уже через считанные месяцы, причем последствия затронут не государство, а отдельных представителей власти. Это может быть лишение полномочий украинских делегаций, замораживание финансовых активов и запрет на выдачу виз определенному кругу лиц: работникам прокуратуры, судьям, руководителям местных органов власти и высшим должностным лицам, вплоть до Президента и членов правительства.

«Я вообще считаю, что решение ПАСЕ является полезным», – бросил на ходу в Давосе Президент Виктор Янукович. И других комментариев пока не давал.

Зато свой ответ дала система. Луценко попытался «срубить» быстрые дивиденды с резолюции ПАСЕ, заявив 30 января ходатайство об освобождении из-под ареста по состоянию здоровья. И тут же нарвался на официальную отповедь Печерского суда: оснований для выполнения прошения нет, а давление на правосудие, будь то со стороны ПАСЕ или кого бы то ни было, запрещено украинскими законами…

Общая тенденция отношений Украины с Европой и ее официальными организациями очевидна – эти отношения постепенно портятся. И чем дальше – тем жестче звучит голос континентальных институций и тем реже они хотят слышать очередные оправдания и объяснения Киева. Однако диалог все равно в какой-то форме сохраняется, что не связывает украинским властям руки. Ведь, по сути, дальше слов не зашло и на этот раз. И вряд ли зайдет в апреле, мае или любом другом месяце до выборов-2012. А там уже и будет по-настоящему видно, перейдет ли ЕС, ПАСЕ и другой структурированный «цивилизованный мир» к активным действиям, или жесткая политика так и останется риторическим оборотом. Подтолкнет ли Европа Украину в сторону безальтернативного сближения с Россией или же оставит Киеву пространство для маневра. Ведь если речь идет не о ценностях, идеях и принципах, а о глобальной геополитической игре, то вряд ли уместно всерьез говорить о санкциях.

Впрочем, поживем – увидим. До выборов тоже еще надо дожить, пусть даже предупреждения со стороны Европы с каждым новым месяцем будут все более походить на угрозы и даже шантаж. Не менее очевидно, чем охлаждение в отношениях Киева и с Россией, и с Европой, также то, что центром принятия решений остается все равно именно Киев. Только от Украины сегодня зависит, с кем и как она будет строить свое будущее.