А. Парубий: «По Западной Украине от власти будут идти бизнесмены, которые главный упор сделают на подкуп избирателей»
10.02.2012 13:21
... о том, что мешает оппозиции объединиться, как властьбудет бороться с оппонентами на местах во время парламентской кампании, почему он покинул ряды «Нашей Украины», и о многом другом.

From-UA: – Андрей Владимирович, эксперты говорят о том, что 2012 год – решающий как для власти, так и для оппозиции. Насколько в оппозиционном лагере это осознают? Готовы ли к единству? Потому что сейчас это единство мы больше видим на словах, чем на деле.

А. Парубий: – Несмотря на то, что оппозиционные силы различаются между собой, есть фундаментальные, общие вещи. Скажем, европейский выбор, украинский язык, государственность. И хотя бы ради них стоит объединиться и забыть мелкие обиды и разногласия между собой. И подписание соглашения 22 января – это большой шаг и продвижение вперед. Это принцип взаимного непротивостояния и координации действий. И даже согласование единого кандидата по мажоритарным округам.

From-UA: – Но сразу после 22 января Анатолий Гриценко заявил, что оппозиционное соглашение «писали на колене», возмущался, что Александр Турчинов даже не дал его почитать. Разве это единство, координация позиций? Что все-таки мешает оппозиционным силам нормально работать?

А. Парубий: – (Задумался. – Ред.) Чаще всего дело в амбициях. Но даже несмотря на то, что не все соглашение подписали, это серьезный шаг вперед. Я не сказал, что этот процесс завершен. Но раньше это была борьба друг против друга. И на этом выигрывала власть. Теперь есть единый Комитет сопротивления диктатуре, который объединил практически все оппозиционные политсилы. И хотя этот процесс объединения идет с большим боем, трудностями, он лишь способствует уточнению позиций оппозиционных сил.

From-UA: – Насколько это сотрудничество укрепится с приближением парламентских выборов?

А. Парубий: – На сегодня есть реальное желание объединяться и работать совместно. Если бы этого не было, тогда бы не было 22 января, соглашения об объединении усилий оппозиции. Более того, здесь уже не стоит вопрос желания. Здесь вопрос общественных ожиданий. И политики понимают, что живут не в вакууме. Здесь уже или ты чувствуешь общественный запрос и идешь вперед, или же сходишь с дистанции.



Понятно, что власть будет делать все возможное, чтобы оппозиция воевала между собой. Более того, я убежден, что Закон о выборах, который принимался с подачи Януковича, по своей сути является технологией раскола именно оппозиции. Предложенная там смешанная система (пропорционально-мажоритарная) – она что предусматривает? А то, что политической силе, которая будет идти по списку, по политической логике выгодно выставить своего кандидата в каждом округе для того, чтобы взять больше голосов. То есть власть своим законом просто провоцирует и соблазняет на поход многими колоннами, что приведет к борьбе между собой не только по списочной части, но и на мажоритарных округах. Логика в том, что там оппозиционеры будут воевать между собой, будут бороться за одно электоральное поле, забыв о партии власти. Вот этого и добивается Янукович. Потому что в такой борьбе победит представитель власти. И на те вызовы, которые сегодня есть, оппозиция может ответить только единством и совместными действиями. И если это будет, если удастся согласовать свои позиции и по мажоритарке, и по списочной части, это будет идеально. И тогда это действительно даст результат.

Ведь иногда электоральная ситуация определяется 1-2 % голосов. Поэтому критический предел в 1-2 % может быть решающим. И социология показывает, что рейтинг власти не только низкий, он стремительно падает. И сегодня если оппозиция не пойдет шатким путем взаимной борьбы, атаманщины, есть все шансы, по крайней мере, на законодательном уровне устранить команду Януковича от влияния на политику в стране.

From-UA: – Но уже есть заявления того же Арсения Яценюка о том, что оппозиционные силы пойдут по спискам несколькими колоннами..

А. Парубий: – Решение по спискам не окончательное. Переговоры еще продолжаются. Я надеюсь, что еще есть шанс...

From-UA: – Каким образом будет определяться кандидат по мажоритарке от оппозиции? Например, в одном округе представитель партии Яценюка, во втором – «Батькивщины», в третьем – «За Украину!»?

А. Парубий: – Очевидно, будут определяться представители разных политсил. Это будет местная элита, активные местные деятели. Но я думаю, что будет очень важно, чтобы этот вопрос решался не только в Киеве, но и на местах, в контакте, в диалоге с местной общиной. И было бы очень опасно, если бы опять там появились «темные лошадки», ведь это бы дискредитировало саму идею единого кандидата от оппозиции. Но в целом это не такой уж фантастический сценарий. Мы это все видели и проходили в 2002 году, когда в объединенной «Нашей Украине» на каждом округе шел единый кандидат, и была достигнута победа. Амбиций тогда было не меньше, чем сейчас. Но сегодня вызовы намного серьезнее, чем были тогда. И даже то, что оппозиционные деятели – Тимошенко и Луценко – в тюрьме, власть занимается политическим преследованием, это дает основания думать, что у кого-то амбиции уменьшатся и появится больше понимания опасности, в которой оказалось государство.



From-UA: – Но 2010 год, год президентских выборов, тоже был ответственным и важным для оппозиции. Но вы тогда потеряли свой шанс...

А. Парубий: – С этого и нужно вынести урок.

From-UA: – Эксперты заявляют о появлении с приближением выборов псевдооппозиции. К такой, например, относят проект вчерашней «бютовки» Натальи Королевской...

А. Парубий: – Конкретно этот случай не хочу комментировать. Хотя мы прекрасно понимаем, что власть будет делать все возможное, чтобы дезорганизовать оппозицию. Будут разных «казачков» засылать, создавать конфликтные ситуации. Но все зависит от того, насколько оппозиция будет сильна, чтобы не поддаться на провокации, и насколько общество будет здоровым, чтобы отделить «зерна от плевел».

From-UA: – Люди сегодня разочаровались как во власти, так и в оппозиции. И в обществе сформировался запрос на «третью силу». Но, видимо, она так и не появится до выборов. Так что борьба будет опять-таки между властью и оппозицией. Где, по Вашему мнению, будут главные поля сражений?

А. Парубий: – Главная борьба развернется на мажоритарке. Власть попытается выжать там по максимуму. Насколько я знаю, например, по Западной Украине не будут идти активисты Партии регионов с флагами. Там будут идти бизнесмены, которые главный упор сделают на подкуп избирателей. Это киевляне могли наблюдать во времена Черновецкого. И будут говорить, что мы не власть, не оппозиция, а «третья сила». Вот где попробуют манипулировать. Но эти люди сразу же, как только зайдут в парламент, будут сотрудничать с властью, потому что будут ею поддержаны. И здесь тоже важно, насколько мы сможем донести до общества мессидж, что миллионы, подачки, которые будут бросать на округа, делаются с одной целью – чтобы, придя в парламент, из госбюджета можно было сорвать намного больше.

Если бы не было исторических примеров, я бы сказал, что ситуацию невозможно изменить. Но мы прошли 2002 год, 2004 год, когда людям перед выборами давали подачки, добавляли пенсии. Людям просто надо объяснять. Они все прекрасно поймут, что жить надо не сегодняшним, а завтрашним днем. И когда они увидят, что оппозиция способна объединиться, побороть амбиции внутри себя, общество воспримет это. А когда общество видит, что идет борьба друг против друга, разочарование только нарастает. А где разочарование, там легче подкупить человека. Но если оппозиция будет себя достойно вести, общество даст достойную оценку и оппозиции, и власти.

From-UA: – Еще один момент. Не будет ли такого, что сейчас оппозиционеры продемонстрируют людям свое единство, а после выборов опять разбегутся в разные стороны?

А. Парубий: – Все может быть... Но оппозиция идет с определенными лозунгами, поддерживает определенные ценности. И если люди вернут оппозицию к власти, они вернут и европейский выбор.



From-UA: – Если гипотетически представить, что под давлением международной общественности Юлии Тимошенко и Юрию Луценко удастся выйти из тюрьмы и принять участие в парламентских выборах, как это может изменить нынешние расклады в оппозиционном лагере?

А. Парубий: – Думаю, что выход из тюрьмы Тимошенко и Луценко мог бы только ускорить процесс объединения оппозиции и формирования единого списка как по мажоритарке, так и по пропорциональной части.

From-UA: – Если этого не будет, кто будет во главе оппозиции? Яценюк? Турчинов? Кто может реально возглавить ее сейчас?

А. Парубий: – Главное не фамилии. Главное – координация оппозиционных сил.

From-UA: – Вы были одним из верных «солдатов» Виктора Ющенко. Почему Вы все-таки решили уйти из «Нашей Украины»? Объясните свою позицию.

А. Парубий: – Во-первых, я никогда не был «солдатом» определенного человека. Я был и остаюсь «солдатом» Украины. А что касается «Нашей Украины», я уже давно веду дискуссию внутри партии и публично говорил, что перед теми вызовами, которые сегодня есть перед страной, очень важно, чтобы оппозиционные силы объединились в противостоянии и противодействии антиукраинским действиям команды Януковича. Как только Янукович пришел к власти, я написал статью, что нам надо придерживаться хотя бы двух позиций: это взаимное непротивостояние внутри оппозиции и координация действий. Потому что сама история Украины показывает, что эти факторы постоянно приводят не только к поражению оппозиционного лагеря, но и к поражению государственности в целом. Исходя из этого, я ни разу не подвергал критике действия оппозиции и считал неправильной позицию, когда это делают представители партии, к которой я принадлежал. В частности, Виктор Ющенко. Я считал, что на этом этапе нельзя заниматься борьбой между собой. Я публично выразил несогласие и тогда, когда Виктор Ющенко пришел в суд давать показания по делу Тимошенко. Тогда президиум партии призвал своих представителей не делать этого.

Также я уверен, что 22 января, в День Соборности, Виктор Ющенко должен был быть вместе с объединенной оппозицией на Софийской площади, а не у Януковича.

From-UA: – В списке какой партии мы увидим Вас на парламентских выборах? Или это будет какой-то мажоритарный округ?

А. Парубий: – Пока я беспартийный. Но все зависит от того, насколько активным будет форматирование оппозиции. Если будут идти интеграционные процессы, мое место будет там, где будет объединенная оппозиция.
Беседовала Елена Шевченко