Милицейский перебор: убили, превысив полномочия
16.02.2012 13:31
Как правило, происходят такие досадные события в жизни правоохранителей из-за превышения служебных полномочий. В 2003 году два милиционера превысили их до такой степени, что… убили человека.

Попросили закурить

Жизненный опыт доказывает: когда неизвестные просят прохожего закурить, это, по меньшей мере, пахнет дракой. Житель портового крымского города Александр Николаенко (все имена и фамилии изменены) не раз видел такие ситуации в фильмах, но лично пережил подобное в злополучный вечер 7 октября 2003 года. Александр возвращался домой, идя от универсама через стадион школы. Возле гаражей, напротив одной из многоэтажек, четверо мужчин пили водку. Они, заметив проходящего мимо Николаенко, окликнули его и попросили закурить. Тот несмело подошел, но, увидев среди них знакомого – Николая Ковальчука, расслабился и подсел к пьющим. Очень скоро завязался разговор. Компания была не в восторге от прихода Николаенко, мол, дал бы закурить да шел себе дальше, но нет, теперь наливай и ему. В общем, слово за слово вспыхнула ссора. Кто-то из присутствующих нагрубил Александру, он ответил и тут же получил… удар кулаком в голову. Николаенко потерял сознание, а когда очнулся, обнаружил пропажу золотого обручального кольца, электронных часов и 120 гривен. Кое-как Александр поднялся на ноги и поплелся домой.



Николаенко пришел в себя только к вечеру следующего дня. Голова трещала то ли от выпитого, то ли от удара. Около восьми вечера он вышел на улицу покурить и разговорился с соседом. Николаенко рассказал ему о случившемся, и сосед подсказал, где искать Ковальчука (это был единственный человек из вчерашней компании, которого Александр хоть немного знал). Оказалось, что Ковальчук, по прозвищу Бармалей, жил в слободке (одном из районов города).

Почти всю ночь Александр обдумывал, как ему лучше поступить: разобраться во всем самому или пойти в милицию. Если искать обидчиков самостоятельно, можно опять нарваться на потасовку, и тогда вряд ли удастся отделаться одним ударом в висок. Оставалось обратиться в милицию…

На следующее утро, 11 октября, Александр Николаенко вместе с братом Юрием на автомобиле «Москвич» направился в милицию, чтобы написать заявление об избиении и ограблении. В отделение Николаенко пошел сам, брат остался в машине. Александр начал было рассказывать дежурному, что с ним случилось, но тут подошел участковый Сергей Иванов, который был знаком с Юрой, братом Александра, и сказал дежурному, что он сам во всем разберется. После этого Иванов вместе с Николаенко сели в машину Юры, где потерпевший в подробностях рассказал, что с ним произошло в тот злополучный вечер. Сергей Иванов успокоил братьев и уверил их в том, что похищенные вещи можно легко вернуть. Братья согласились не писать заявление и сделать все так, как предлагал Иванов. Троица поехала к Бармалею.

В гостях у Бармалея

Сергей Иванов прихватил с собой коллегу – участкового Игоря Петрова. Как рассказывал потом на допросе Николаенко, все происходило, как в остросюжетном фильме: когда «Москвич» подъехал к дому Бармалея, милиционеры вышли из машины, перескочили через забор и залезли через окно в дом. Участковые выволокли сонного и полупьяного Бармалея во двор и поставили на колени, заломив ему руки за спину. Потом они начали поочередно задавать своей жертве вопросы, чередуя их с ударами. Бармалея били профессионально, ногами и руками. Тот жалобно выл и просил прекратить экзекуцию. На его вопли из соседнего дома вышел мужчина и пригрозил вызвать милицию. Но участковые только рассмеялись в ответ и показали свои удостоверения.



После этого Иванов и Петров еще несколько минут пытались усадить Бармалея в машину, но тот сопротивлялся до последнего. Тогда милиционеры ударили его несколько раз и впихнули на заднее сиденье автомобиля, сами устроились по бокам. Николаенко в тот момент был за рулем, рядом сидел его брат Юра. Они поехали к магазину, где купили бутылку водки и три бутылки пива. Бармалей просил выпить, было видно, что ему очень плохо. Но стражи порядка, словно издеваясь над ним, медленно пили пиво, оставаясь равнодушными к мольбам жертвы. Видя, что Бармалей как раз в том состоянии, когда на бутылку водки променяет все, милиционеры опять стали задавать ему вопросы: кто был с ним в тот вечер, что послужило причиной конфликта, кто побил Николаенко и забрал кольцо, часы и деньги? В итоге Бармалей во всем сознался, сказал, что тогда с ним пили водку за гаражами Иван Ващенко и Леонид Шмель. Также он сообщил, что кольцо может быть у некоего Михаила Сидоренко, и сказал, что нужно ехать к нему.

Потом последовали долгие поиски Ващенко, Шмеля и Сидоренко. В итоге были найдены только первые двое. С ними участковые провели такие же беседы с «физическими нагрузками», как и с Бармалеем. Особенно несговорчивым оказался Ващенко, и ему досталось больше всех. Милиционеры хотели даже отвезти его в отделение, чтобы там показать, где раки зимуют, но потом сообразили, что в пьяном виде (а они уже хорошо приложились к бутылке) на работе показываться нельзя. После недолгих размышлений участковые погрузили Ващенко в багажник автомобиля, Бармалея опять усадили на заднее сиденье и повезли, как выразился Сергей Иванов, в безлюдное место.

С вилами на стража порядка

Безлюдным местом была окрестность местного завода. Времени было примерно шесть часов вечера, и уже темнело. Все вышли из машины. Милиционеры взяли с собой по жертве каждый и разошлись по сторонам – Иванов с Бармалеем, Петров с Ващенко. После 10-минутных переговоров участковые свели собутыльников на «очную ставку». Вскоре выяснилось, что Бармалей говорил неправду, Ващенко поведал, что первым Николаенко ударил именно Бармалей и деньги забрал тоже он. После этого признания Бармалей накинулся на Ващенко с кулаками. Милиционеры попытались разнять дерущихся. Петров несколько раз сильно ударил Бармалея по голове, после чего тот повалился на землю и захрипел. В это время Иванов оттаскивал Ващенко, который лежал на земле.



После этого Николаенко, Иванов и Ващенко сели в машину и поехали искать Сидоренко, у которого, по словам Ващенко, могли храниться похищенные вещи. При этом честная компания договорилась, что Петров вместе с братом Николаенко — Юрием и Бармалеем направятся в сторону кольца на автобусную остановку, где они все должны будут встретиться.

Встреча состоялась, но только Бармалей отсутствовал. Участковый Петров сообщил своему коллеге Иванову, что тот пришел в себя и убежал. Но чуть позже признался, что Бармалей… мертв. Как выяснилось, когда Иванов вместе с Николаенко и Ващенко поехали искать Сидоренко, Бармалей пришел в себя, нашел где-то вилы и кинулся с ними на участкового Петрова. Тот отступил назад, схватился за металлическую часть вил и выдернул ее. В руках Бармалея осталось древко, которым он ударил Петрова по голове. Участковый схватился за голову, а после подбежал к Бармалею и в бешенстве стал избивать его. Бармалей упал на землю и больше не шевелился. Петров запаниковал, подбежал к лежащему и начал делать ему искусственное дыхание, но безуспешно – человек был уже мертв. Милиционер оттащил тело в кусты, а на следующий день друзья перепрятали труп.

Николая Ковальчука, по прозвищу Бармалей, первой начала разыскивать мать. В тот день, когда сына забрали милиционеры, ее не было дома. Вернулась она только через несколько дней, и соседи сразу же поведали ей о случившемся. Соседка сказала, что она видела, как в субботу к дому подъехал «Москвич» красного цвета, из машины вышли два человека, которые залезли в дом, вытащили Колю и увезли. Все обитатели улицы утверждали, что его били и насильно усадили в машину. А сосед рассказал матери, что разбойники представились милиционерами и показали удостоверения.



Суд был не очень строг к двум участковым: Игоря Петрова приговорили к шести годам заключения с лишением права занимать какие-либо должности в правоохранительных органах сроком на три года, Сергея Иванова к четырем годам заключения с лишением права занимать какие-либо должности в правоохранительных органах сроком на два года. Интересно, сколько бы дали простым смертным за убийство человека?
Юлия Исрафилова
«Первая Крымская»