Ароматы социального популизма: украинец при Януковиче зарабатывает меньше китайца
20.02.2012 08:00
Вот только «невнимательные» украинцы с этим почему-то не согласны – не заметили. В новом году в Украине сяк-так, но повысились социальные стандарты, рапортует Кабмин. Правительство также анонсирует рост зарплат бюджетникам. Депутаты с чиновниками время от времени обсуждают идеи введения налога на роскошь, выплаты вкладов Сбербанка СССР и прочие милые сердцу рядового избирателя инициативы. Предвыборный период потихоньку наполняется ароматами социального популизма. Как ни странно, солирует власть, а не оппозиция.

Однако реальность повседневной жизни граждан страны разительно отличается даже от картинки на главных телеканалах, не говоря уже об отчетах чиновников на социальные темы. От Президента и правительства больше не ждут слов – у них в руках есть все рычаги для поступков и решений. Но именно действий, в ожидаемых людьми масштабах, нет.

Если хотя бы не объяснить избирателю (не будем даже вспоминать о слове «ликвидировать») эту дисгармонию до выборов-2012, то на них ассоциируемые с властью силы не просто рискуют потерпеть фиаско. Их провального поражения не прикроют никакие фальсификации.

Обещанного три года ждут?


После избрания Президентом Виктора Януковича, обещавшего на рубеже 2009 и 2010 гг. «улучшение жизни уже сегодня», прошло уже два года. Начался третий, и спустя считанные месяцы будет экватор президентской каденции Главы державы.

А помните, как это начиналось?

Минимальная пенсия – на 20 % выше прожиточного минимума. Защита пенсий от инфляции. Снижение НДС до 17 % и налога на прибыль до 19 % уже в 2011 году. Ликвидация льгот депутатов и высокопоставленных чиновников. Получения жилья молодыми офицерами в течение первого года службы и контрактная армия. Компенсация работодателям, трудоустраивающим молодежь.

Это лишь отдельные выдержки из предвыборной программы «Украина для людей».




А еще есть данные социологии. По итогам 2011 года почти 88 % украинцев назвали проблемой для себя рост цен и тарифов. Независимые эксперты уверяют, что реальная инфляция измеряется официальным числом (6,9 %), умноженным на два, а то и три. Тогда как рост зарплат и соцвыплат, по данным правительства, составил 10-12 %.

Почти половина президентского пути позади, а «сегодня» по странному стечению обстоятельств по-прежнему остается категорией далекого будущего.

Социальные нестандарты

На предвыборный 2012 год власть запланировала неоднократное повышение социальных стандартов. По принципу «пусть на копейки, зато часто». В итоге никто не посмеет упрекнуть, что за год какие-то важные категории не поднимались несколько раз. Например, прожиточный минимум будет увеличиваться четырежды в сравнении с установленным на 1 января. Но в сумме вырастет «аж» на 78 гривен, составив к концу года 1095 грн.

По данным ведущего сотрудника Центра Разумкова Павла Розенко, прошлым летом близкий к реальному на тот момент мизер исчислялся цифрой 1180. Неоднократные попытки журналистов прожить в качестве эксперимента месяц за объявленные правительством «минимальные» деньги заканчивались максимум на третьей неделе. Вердикт независимых экспертов: реальный прожиточный минимум в стране равен приблизительно 1800-2000 грн, а все, что ниже этого – существование за чертой бедности. Как можно хотя бы в теории выживать в декабре 2012-го на средства, недостаточные, по скромным подсчетам, для жизни даже в июле 2011-го – вообще уму не постижимо.

Впрочем, такой показатель, как прожиточный минимум, рассчитывается в действительности совсем не ради «поддержания штанов» бедного украинца, а сугубо для сбалансирования показателей бюджета. С этой базовой финансовой категорией связана практически вся социальная арифметика страны: размеры зарплат, стипендий, дотаций, материальной помощи и проч. Вот почему правительству выгодно занижать данный критерий – это значительно экономит государственные растраты.

Зряплата


«Минималка» в 2012-м будет повышаться адекватно основному показателю соцсферы. На исходе года зарплата превзойдет официальную грань выживания на целых 38 гривен. Однако и это, уж очень скромное, достижение не является поводом для радости – в бюджете даже на такие выплаты денег может не хватить.

В итоге, по прогнозам некоторых аналитиков, вместо обещанного учителям и врачам повышения зарплат, допустим, на 500-800 грн. (исходя из оклада приблизительно 2100 – это минимальная зарплата + коэффициент, соответствующий категории), реальный рост может составить лишь 180-250 грн. Разница ощутимая.

Легче тем, кто добывает хлеб насущный вне бюджетных учреждений. По словам премьера Николая Азарова, средняя зарплата в Украине в декабре 2011 года составила 2800 гривен.



Однако и запросы у тех, кто имеет чуть больше – несколько выше. Оно и понятно: когда вопрос физического выживания и очередей за субсидиями остро не стоит, людям как-то и не хочется сравнивать получаемые доходы с прожиточным минимумом. В дело вступает иная планка – это равнение на «цивилизованный мир». А во Франции, на минуточку, уровень минимальной (!) зарплаты на конец прошлого года составил 1393 евро (где-то 14500 гривен). Это порядка 9 евро в час. Германия платит за 60 минут работы в самых непрестижных сферах 7-11 евро. В США час рабочего времени стоит 22 доллара. Средний китаец в такой же промежуток времени зарабатывает всего три с центами доллара. Украинец же может быть довольным, если ему заплатят больше двух…

Вот и получается, что даже не стоящий на грани голода житель Украины социальной политикой родного государства удовлетворен не будет. Какие бы радужные цифры не рисовал ему Минфин, и какие бы прекрасные европерспективы не обещал МИД.

Покой им только снится

Пенсии – это вообще отдельная тема. Социальные реформы на этом поприще получились настолько «эффективными», что после повышения пенсионного возраста и страхового стажа, изменения системы начисления пенсий и других новшеств дефицит Пенсионного фонда в 2012 году героически остался на том же уровне в 58 миллиардов гривен, что и в прошлом. Сколько-нибудь заметной экономической выгоды от новой пенсионной системы разглядеть пока не удалось. Забрать у пенсионеров – забрали, а вот куда оно делось – загадка.

И все бы можно было понять: нехватка денег в бюджете, последствия кризиса, цены на газ, растущее количество льготников и пенсионеров на фоне уменьшения числа налогоплательщиков… Если бы не одно «но». Вопиюще актуальное не только для пенсионной реформы, но и других социальных инициатив власти.

Реформаторская активность, связанная с «затягиванием поясов», касается исключительно рядовых граждан, тогда как олигархи и власти предержащие продолжают купаться в роскоши, демонстративно не отказывая себе ни в каких мелочах. Разве что временно. Иногда. По отдельному желанию кого-то из министров, нардепов или губернаторов.

А начни правительство пенсионную реформу со спецпенсий бывшим судьям, прокурорам, чиновникам, урезание льгот – с надбавок депутатам, вопросов у общества к нему было бы куда меньше. А социальный климат в Украине – умереннее. Но ведь все прекрасно видят, что на себе власть не экономит, зато у среднего, мелкого бизнеса и простых людей готова отбирать последнее. Поэтому ситуация медленно, но верно накаляется, а политологи все чаще говорят о растущей вероятности волнений и протестов.

«Относительно бедным в Украине является приблизительно половина населения. Еще 40 % испытывают страх, что вот-вот окажутся в категории бедняков. В то же время более 2/3 национального богатства сосредоточено в руках сотни семей. Такая социальная политика схожа с политикой социального расизма, когда для богатых все условия создаются, а бедных все больше и больше облагают все новыми и новыми повышенными платежами», - возмущен генсекретарь Национальной конфедерации профсоюзов, председатель Общественной палаты Украины Петр Петриченко. И с ним сложно спорить.

Резать по-живому

Ноу-хау нынешней власти – это юридический обход норм Конституции при определении размеров выплат. Основным Законом Украины положено, что изменяться в сторону уменьшения социальные гарантии не могут. Этим, кстати, аргументируется властью невозможность отобрать у депутатов и вип-пенсионеров положенные им доходы.

Однако Конституционный суд де-факто позволил обойти данное требование, оправдав норму бюджета-2012 о ручном регулировании соцгарантий Кабмином. Естественно, высшего эшелона поглотителей расходной части бюджета это не коснулось – почувствуют всю прелесть новшества только низы.

Логика решения власти на самом деле проста: денег на все принятые в «защитной» сфере законы нет, поэтому определять, где горячее, и оперативно тушить социальные пожары нужно по ходу дела. Грубо говоря, кто пикетирует, митингует – тому и отвалят денег.




Ситуация с предпринимателями, «афганцами», «чернобыльцами» и учителями в прошлом году стала прологом к данному ходу в социальной политике государства. Понравилась ли государству выработанная тактика настолько, что было решено ее узаконить? Или это крайне вынужденная мера?

«Решение Конституционного суда не отменяет действие ни одного закона, гарантирующего социальные выплаты. Все действующие социальные выплаты в этом году будут расти опережающими уровень инфляции темпами. Это принципиальная позиция правительства», - прокомментировал вердикт КС социальный вице-премьер Сергей Тигипко. Прозвучало, деликатно выражаясь, неубедительно.

Но это уже проблемы самой власти. Потому что она запустила в общество потенциально очень опасный для себя алгоритм решения проблем: хочешь добиться чего-то от руководства страны – выходи на Майдан. Только его, похоже, и боятся в коридорах зданий на Банковой и Грушевского. И даже страшно представить, какой антисоциальной оказалась бы политика власти, если бы «оранжевый» призрак 2004-го не блуждал умами лидеров нации 2012-го.
Андрей Генералов
From-UA