Корпоративная месть Партии регионов
29.02.2012 08:00
Украинская Фемида неумолима: ей не страшны ни санкции ПАСЕ, ни надписи на стенах СИЗО, ни Европейский суд. Стоит ли вспоминать о том, что ее не волнует даже состояние здоровья заключенных.

Вслед за Тимошенко «на нары» официально отправился и бывший министр МВД Юрий Луценко. Его вердикт – 4 года с конфискацией имущества. Безусловно, это еще никак не финал истории. Героев еще ждет рассмотрение дел в Апелляционном суде и изменения в Уголовно-процессуальном кодексе Украины.

А тем временем европейские и американские правозащитные организации, да и официальные представительства западных государств всерьез обеспокоились ситуацией с Луценко. Хотя это далеко не первый раз, когда нам грозят санкциями. Но критическая масса претензий Запада к украинской власти накапливается, и неизвестно, когда упадет последняя капля.

Какие санкции против украинской власти может применить западное сообщество, что ожидает Юрия Луценко после приговора, и изменит ли что-то в его судьбе обращение правозащитников в Европейский суд по правам человека, корреспондент From-UA выяснял у экспертов.



Диссидент и экс-народный депутат Степан Хмара уверен, что Европейский суд не вправе решать внутренние проблемы страны: «Решение Европейского суда не окончательное. Это, скорее, задание для нашей судебной системы, которая должна процедурно все это воплотить. Надо делать акцент на свои собственные силы. Конечно, моральная и политическая поддержка будет не меньшей. Но конкретно изменить можно только внутри государства».

Сам же приговор Луценко, считает ветеран украинской политики, это не что иное, как расправа: «Я считаю, что это месть, направленная на запугивание общества. Кроме этого, очевидно, что у власти уже окончательно нет ума и принципа самосохранения, я не говорю уже о совести».

Эксперт считает, что подобные судебные процессы - это способ блокировать евроинтеграцию Украины: «Я думаю, что здесь еще срабатывает российский фактор, который задействован через Луценко, Медведчук через Портнова...».

«Я полностью согласен с приговором Юлии Тимошенко, - говорит политолог и председатель Института украинской политики Кость Бондаренко, - но что касается приговора Луценко, то я его не считаю справедливым, тем более, думаю, что с ним не согласится Апелляционный суд».

Кроме того, эксперт чувствует, «что какая-то группа людей в этой стране всячески пытается навредить не столько Луценко, сколько Януковичу, подставляя его подобными приговорами».



Депутат от КПУ Александр Голуб считает, что Запад по этому делу уже высказал свое мнение, и там действительно были и будут заинтересованы в том, чтобы Тимошенко и Луценко оказались на воле, в первую очередь для ослабления Януковича. И хотя политик не может давать юридическую оценку дела, но все же видит в нём странные закономерности: «Преследуя Тимошенко и Луценко, фактически не трогают господина Ющенко и людей, которые вокруг него. Именно избирательность и заставляет сомневаться в последовательности и справедливости данных процессов, потому что не все виновные, на мой взгляд, привлекаются к ответственности».

Приговор Луценко не адекватный и демонстративный, но, тем не менее, опасен как прецедент, уверен журналист Алексей Мустафин, ведь «подобные приговоры стимулируют власть ни в коем случае не допускать возможности прихода к власти любой другой политической силы, других политических деятелей, поскольку это создает риск получить гораздо худший приговор по тем делам, которые могут быть возбуждены против них».

А Европейский суд Юрию Витальевичу ничем не поможет, ведь «он не рассматривает дела по сути. Его интересует прежде всего соблюдение прав обвиняемого и соблюдение процедур». Даже если факты нарушений прав самого Луценко будут установлены, его судьбу это никак не изменит, - считает эксперт.

Приговор Луценко действительно очень плохо отразится на отношениях Украины с Европой, уверен экс-заместитель секретаря СНБОУ Степан Гавриш: «Нет никаких сомнений, что этот процесс будет признан не соответствующим конвенции о защите прав и свобод человека. Я думаю, что это будет очень плохой знак для инвесторов, для тех политиков, которые сегодня еще тихим голосом на Западе пытаются высказаться насчет существующей политики национальной власти, которая начала движение по кругу». Власть не имеет никакой стратегической цели, которая могла бы быть поддержана большинством украинцев, резюмировал эксперт.



Многие украинские политики прошли через преследования и тюрьму, но это сделало их сильнее, так будет и с Тимошенко, и с Луценко, уверен депутат от НУНС Владимир Арьев. Подобным приговором украинские государственные институции «обрекли себя на изоляцию» и «копают себе политическую могилу», ведь «надо быть такими тупыми быками-бандитами, чтобы довести ситуацию до такой, какой она есть», - не таит эмоций соратник Луценко.


А лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский не испытывает к Луценко «болезненного сочувствия» и говорит о том, что приговор «незаконный, но справедливый», ведь «когда засудили мента за празднование Дня милиции - это не может не греть сердце настоящего патриота. Тем более, Луценко сам, когда был министром, прибегал к политическим репрессиям. Много активистов патриотических организаций с его подачи прошли через тюрьмы, были покалечены в политических отделениях», - напоминает политик.

Дмитрий Александрович также заметил некоторую роковую последовательность среди министров внутренних дел: «Если мы посмотрим на бывших министров МВД, то они тоже закончили плохо: кто-то застрелился, кто-то в бегах, кто-то из высшего милицейского начальства погиб в автокатастрофах. Для Луценко уже были знаковые примеры из прошлого, которые его ничему не научили. Безусловно, его последователей это тоже ничему не научит», - подвел итог Корчинский.



Глава украинской делегации в Парламентской Ассамблее Совета Европы, депутат от Партии регионов Иван Попеску считает, что новый Уголовно-процессуальный кодекс может решить множество вопросов сразу, потому как в нем нужно будет четко разграничить понятия политической и уголовной ответственности: «Совет Европы сейчас готовит доклад по разграничению политической и криминальной ответственности. Если человек принял решение в рамках закона, даже если были какие-то экономические или другие последствия, может быть, даже негативные, — тогда это политическая ответственность. Если же он нарушил процедуру и превысил свои полномочия — тогда это уже должен решать суд», - рассказал политик.

Украинский писатель Андрей Курков видит в этом заключении прежде всего «корпоративную месть» и говорит о цикличности: «Эта ситуация опасна тем, что с приходом следующей политической силы к власти корпоративная месть продолжится: будут выпускаться одни и садиться другие. То есть мы вступаем в зону цепной реакции. И кто ее остановит, я не знаю, потому что у нас еще не было ни одной партии власти, которая была бы около власти больше 5-6 лет. Обязательно будет следующая партия власти, и она будет заниматься тем же самым».