Путин навсегда, или Почему в России невозможна «цветная революция»
05.03.2012 08:04
Итоги президентских выборов в России давно уже стали легко предсказуемыми, а сами выборы – пустой формальностью. Но начало этой традиции положила вовсе не популярность Владимира Путина, который в третий раз стал полновластным хозяином Кремля…

Кандидат от власти

Сегодня многие уже и забыли о том, что Борис Ельцин был не только первым президентом Российской Федерации, но и первым кандидатом, который выиграл президентские выборы в первом же туре. Это произошло 12 июня 1991 года - ровно спустя год после того, как в московском Белом Доме была принята «Декларации о государственном суверенитете РФ». Федерация стала шестой по счету республикой (после Прибалтики, Грузии и Азербайджана), принявшая участие в том «параде суверенитетов». 20 июня 1990 года о своем суверенитете объявил Узбекистан, 23 июня Молдавия, и только 16 июля, наконец, на это отважились и в Киеве.

Подчеркнем: декларация о суверенитете РФ была принята Верховным Советом РФ, председателем которого являлся Ельцин. Таким образом, свою позицию о целостности СССР он обозначил уже тогда. Более того, в своём неистовом желании дробить Союз в щебенку Борис Николаевич заявил в августе 1990-го года представителям российских автономий: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». И они взяли. Особенно чеченцы.

Еще одним достоинством Бориса Николаевича был его оголтелый антикоммунизм. В том смысле, что в своей жажде власти, столкнувшись в противостоянии с Горбачевым, Ельцин решил сыграть роль главного противника «советского режима» и неформального лидера зарождающихся «демократических сил». Кто именно подсунул ему это роль – вопрос интересный, но ответ на него первый российский президент унес с собой в могилу. А вот что она была очень успешной, свидетельствует блестящая карьера Бориса Николаевича. В марте 1990 года он избирается депутатом Верховного Совета РСФСР, в мае становится его председателем, а 12 июня 1991 года ликующие «дорогие россияне» 57,3% голосов, в первом же туре, избирают Ельцина своим президентом.



Собственно говоря, в оппозиции он пробыл недолго, всего несколько месяцев. После чего сам обзавелся властью республиканского масштаба, которая с каждым днем набирала силу, загоняя в угол конкурентов – союзные структуры власти.

Если согласиться с тем, что голосовавшие за Ельцина были вменяемы и трезвы, а также не продавали свой голос на продуктовый набор, то придется согласиться и с тем, что все они разделяли политическую позицию своего любимого кандидата. То есть поддерживали «парад суверенитетов», развал СССР, уничтожение социализма и советской власти. Отметим также, что широкие массы российских избирателей поддержали Бориса Ельцина еще четырежды: во время ГКЧП (август 1991), при упразднении Союза (декабрь 1991), при уничтожении Верховного Совета и, по словам самого Ельцина, «остатков советской власти» (1993), а также на президентских выборах 1996 года.

Всё это сказано к тому, что нынче в России принято ругать «эпоху Ельцина», противопоставляя её «эпохе Путина». А одной из фишек нынешних выборов как раз был тезис о недопустимости возвращения России в «хаос либерализма» 90-х, недопустимости избрания президентом какого-то демократа или олигарха. Словом, даже мертвый Ельцин отлично подходит для того, чтобы пугать собою россиян. А ведь в 90-е годы россияне каждый раз с ликованием отдавали ему свои голоса на выборах и референдумах. А весной 2000-го отдали своей голос преемнику Ельцина – тогда всего лишь бледному малоизвестному «выскочке» Владимиру Путину, человеку из питерской команды видного демократа Собчака.

Такие вот чудеса! Поневоле начнешь понимать отношение шекспировского Кая Марция Кориолана к плебсу…

При этом, как нетрудно заметить наблюдательному человеку, с момента создания поста президента РФ, на него избирались исключительно кандидаты от власти. В 1991-м это был Ельцин, который не только противостоял союзной власти во главе с Горбачевым, но и сам стоял во главе команды республиканской российской бюрократии. В 1996-м он переизбрался уже как действующий глава державы – это были, кстати, единственные выборы российского президента в два тура. В 2000-м году с первого же раза (52,99%) президентом был избран его преемник, новый кандидат от власти Владимир Путин, в 2004-м успешно переизбранный с результатом 71,31%. Затем, соблюдая формальности демократии, он выдвинул кандидатом на выборы 2008 года своего доверенного соратника (по команде Собчака) Дмитрия Медведева, за которого ликующие россияне сразу же отдали 70,28%. Погрев главное кресло страны четыре года, «тень Путина» вернула его хозяину, который выступил кандидатом от партии власти «Единая Россия» (и всей российской государственной машины) и триумфально вернулся в Кремль с результатом 64 % (подсчеты продолжаются).




Что же мы видим? Что наши уважаемые соседи избирают себе (в 5 случаях из 6 в первом же туре) кандидатов, которые то ломают Союз и социализм, то продолжают ругаемые всем «реформы», то представляют из себя нечто серое и непонятное, то привлекают к себе ностальгией по СССР, то клеймят «сталинский режим». Разных, противоречивых, весьма блеклых на фоне своих конкурентов по выборам. Не имеющих никакой общей политической платформы. Единственное, что их объединяло – это принадлежность к власти. Так, может быть, именно поэтому россияне их и выбирают? И дело вовсе не в феноменах Ельцина или Путина, как все мы долго считали. Феномены можно и создать – если над этим основательно поработает админресурс и машина агитпропа…

Не поиграть ли нам в Майдан?


Было бы напрасно считать, что россияне предпочтут какого-то красноречивого политика, бизнесмена или даже генерала своему любимому Владимиру Владимировичу. Проверенному двумя президентскими сроками, 12 лет исполняющему роль главной российской суперзвезды, а главное – человека, на победу которого работает вся российская система. Собранная и созданная еще Ельциным, она снова одержала убедительную победу - с чем мы от души и поздравляем наших соседей!

Тем не менее, в отличие от выборов 2008-го и 2004-го годов, есть некоторое отличие. Первое, что бросается в глаза: грандиозный праздничный митинг в Москве, со сценой и музыкантами, с огромной толпой народа: кто пришел сам, а кто по разнарядке. На этом митинге перед толпой засветились «лучшие люди России»: функционеры ЕР, мэр столицы, Дмитрий Медведев, ну и конечно же сам виновник торжества. Очень напоминает наши бессмысленные синие «антимайданы», которые регионалы устраивали в пику «оранжевым майданам» своих политических оппонентов.

Видимо, решение «Единой России» тоже немного «помайданить» было вызвано такими же намерениями. Раз люди, которые позиционировали себя как противники Путина, пару раз собирались на свои «майданы», демонстрируя «многотысячный размах», то власть решила показать, что еще больше народу готовы драть глотку за кандидата от власти. В общем, россияне зачем-то переняли эту глупую традицию украинской политики.

Нельзя было не заметить и определенную риторику российской машины агитпропа, работавшей на новую безоговорочную победу Владимира Владимировича. Она была «антиоранжевой», причем иногда в буквальном смысле слова, поскольку агитаторы частенько пугали россиян неким «оранжевым сценарием». Пугали добротно, убедительно, даже сняли об этом ролики и небольшой фильм о том, как она будет бедной и несчастной, Россия без Путина. Разграбят её олигархи, разорвут на куски агенты ЦРУ, погубят её народ в кровавой бойне террористы и бандиты.

Многие поверили. Для сомневающихся даже разыграли спектакль «покушение на Владимира Путина» - настолько нелепый, что сама власть решила быстро о нём забыть.



Однако у людей, помнящих выборы 90-х, возникло легкое дежавю: дело в том, что подобный метод агитации запугиванием уже использовался в России во время перевыборов Ельцина в 1996 году. А затем в таком же виде во время перевыборов Кучмы в 1999-м. Только тогда народ пугали возвращением коммунистов, а сейчас – возвращением в лихие 90-е посредством выбора «неправильного» кандидата или же переворота в стиле «цветной революции».

Но зачем? Ведь можно с полной уверенностью сказать, что российская власть в любом случае не допустила бы передачи президентского трона «левому» человеку. Если бы вдруг не вышло заново раскрутить Путина – оставили бы Медведева, не вышло бы с ним - никакая «цветная революция» в России невозможна – это аксиома. Если кто-то и попытался бы устроить что-то подобное, то такой «майдан» был бы за полчаса втоптан в асфальт ОМОНом и частями Московского гарнизона. То, что российская власть в подобных ситуациях не шутит, совершенно очевидно с октября 1993 года, когда она разгромила не какой-то там клоунский «майдан», а вполне серьезный вооруженный мятеж.

В этом плане более четко понимаются действия Кремля по укрощению российского ВДВ и генералитета, а также непонятный шум вокруг спецназа ГРУ, предпринятый в течение 2009-2011 годов. Об этом писала только «независимая» пресса, официальные же (провластные) российские СМИ не тревожили умы граждан этими смутными новостями. Судя по всему, это было укрепление лояльности российских силовиков к власти и конкретно к возглавляющей ей команде «питерских». Может быть, на тот случай, если вдруг Кремлю снова понадобятся услуги военных, а может быть, чтобы военные сами не оказали подобную услугу какому-то претенденту на власть со стороны.

И это было, пожалуй, главное, а возможно, и единственное реальное действие российской власти в плане подготовки к выборам-2012. Поскольку российская власть держится на силовых структурах, материальном и административном ресурсе, которые контролируют ситуацию в стране и формируют голоса избирателей для формализма акта «демократических выборов».



Учитывая, что Кремль давно ликвидировал какую-либо возможность осуществления «оранжевого сценария», избирательная риторика и методы пропаганды команды Путина (команды власти) можно расценить как простой спектакль, игру. Надо же было чем-то привлечь избирателей!

В этом плане игрой была даже традиционная байка о том, что Запад строит какие-то козни относительно «сильной путинской России», которая должна была всего лишь сыграть на примитивном чувстве ура-патриотизма россиян. На самом деле уже давно не строит, а если бы и строил, то вряд ли бы Запад пошел на такой глупый и рискованный шаг, как переворот в ядерной державе. Это вам не безобидные экономические войны или детская перепалка политическими заявлениями…

Версия 3.0

Будет ли Путин Третий (или Путин в версии 3.0) чем-то отличаться от своих прежних вариантов, а также от своей «тени», четыре года хранившей для него президентское кресло? Вопрос о том, насколько может измениться после этих выборов российская внутренняя и внешняя политика, довольно серьезен и интересовал многих давно. И на него уже даны некоторые ответы.

Думается, внутренняя политика России не изменится, поскольку она существенно не менялась уж лет десять, и при этом до сих пор отвечает интересам и власти, и населения. «Феномен Путина» ведь заключался в чем? Примерно до 1998 года российская экономика была настолько либеральной, что все доходы оседали только в карманах олигархов – в бюджет же не поступало ничего. И беда была не столько в том, что бедное государство болезненно переживало любые экономические кризисы (какое дело власти и бизнесу до проблем державы и «биомассы»?), сколько в том, что без помощи государственной казны страдал сам российский бизнес. Да и чиновники долгое время довольствовались одними только взятками и поборами с местного населения.

Поэтому российская власть не имела иного выхода, кроме как несколько изменить экономическую политику страны и частично направить колоссальные доходы экспортно-сырьевых корпораций в бюджет. Те из олигархов, кто «видел державу в гробу» и возражал, был наказан – как Ходорковский. На его примере остальным олигархам красноречиво пояснили, что держава – это не только миллионы голодных ртов плебса, но и огромная армия чиновников и бизнесменов (и чиновников-бизнесменов), которым нужны бюджетные миллиарды. Словом, «вертикаль власти» показательно раздавила тех, кто не захотел делиться сверхдоходами.



Теперь экспортные доллары наполняли бюджет, а уже оттуда распределялись для «освоения» властям и приближенным к властям подрядчикам через разные проекты. Когда эти средства бесследно исчезали в трясине «нанотехнологий», а когда воплощались в реальных стройках небоскребов, мостов, дорог, заводов, олимпийских объектов. Пусть эти подряды обходились бюджету втридорога, но такой метод «распила бабла» хотя бы оставляет после себя что-то полезное.

Учитывая, что дружище Буш-младший очень удружил России, своими войнами подняв цены на энергоносители в разы, то денег было так много, что оставалось даже для поднятия пенсий и зарплат бюджетникам. Так и возник «феномен Путина», к которому Владимир Владимирович имеет лишь то отношение, что ему повезло быть главой этой системы власти в тот момент, когда ее новая экономическая политика начала давать положительные результаты.

Еще раз повторим: внутренняя экономическая политика российской власти устраивает большинство населения РФ (по крайней мере, получающих больше 8 000 рублей в месяц) и уж подавно устраивает систему власти (воплощенную в «Единой России»). Так что менять её эта власть в ближайшее обозримое будущее не будет. Отсюда будет танцевать и прочая стратегия российских властей, которую теперь снова будет воплощать Владимир Путин. То есть она тоже останется прежней.

Что это значит для россиян? Что возврата к ультралиберальной системе 90-х не будет. Мечтающие об этом российские олигархи и некоторые «внешние круги» могут не тратить понапрасну свои деньги на гранты для российской «демократической оппозиции». В данном противостоянии между российским олигархом, делающим миллиарды со скважин, и российским чиновником, желающим заполучить в свой карман часть этих денег, победа будет за чиновником, потому что на его стороне власть, силовики и даже подавляющее большинство народа.

Что это значит для российского государства? Что его внешняя деятельность по-прежнему будет акцентирована на создании благоприятных условий для экспорта ресурсов и извлечения из него максимальной прибыли. На этом незыблемом тезисе будут строиться все политические и экономические отношения России с другими государствами. Впрочем, как это и без того строится все 12 лет «эпохи Путина». Только сейчас, с возвращением Владимира Владимировича на президентское кресло, это будет получаться вновь более внятно и несколько жестче, чем получалось у «хранителя престола» Медведева. Человека, заметим, хорошего, но слишком уж мягкого и какого-то рассеянного.



Что это значит для других государств? Прежде всего, что Россия на ближайшие 6 лет (такой теперь срок полномочий российского президента) останется прежней. А дальше уже всё зависит от того, насколько эта прежняя российская политика устраивает каждое государство в отдельности и насколько политика этих государств устраивает Россию.

Ну, за отношения между США и РФ можно не волноваться – даже если эти страны пытаются пакостить друг другу, в итоге у них всё равно получается весьма плодотворное сотрудничество. Так, если Буш-младший, как мы заметили, своей игрой в войнушки поднял мировые цены на нефть и газ, сказочно обогатив Россию, то Россия, в свою очередь, немало помогла Америке в 2008-2009 годах, поскольку вбухала в её экономику огромные суммы из «стабилизационных» и прочих фондов. Такая вот получается взаимовыручка!

Думается, что США сегодня как никогда нуждаются в обеспечении своих долларов, печатающихся во всё большем количестве, российским экспортом – поэтому в интересах Вашингтона не препятствовать ему. Даже если ради этого придется смириться с продолжающимся укреплением России! Однако, в свою очередь, такая привязка российской экономики к американскому доллару закладывает на будущее серьезную политическую мину. Ведь если Россия просто попытается прекратить обеспечивать доллар своими природными ресурсами, то США отреагируют на это весьма серьезно и сердито. А Штаты, напомним, пока что в разы сильнее России и в экономическом, и в военном, и в политическом отношении.

Отношения РФ и ЕС и дальше будут представлять собой сугубо газовый бизнес – чего-то большего, как, например, широкое сотрудничество в области технологий, у них так и не развернулось. Может быть, потому что российской стороне это просто ненужно: продается газ – и ладно! Так что тут Путин, теперь снова в ранге президента, будет продолжать выстраивать цепочки экономических и политических союзников России вдоль ниток газопроводов.

А вот отношения с Украиной обещают стать гораздо жестче, поскольку она окончательно умудрилась израсходовать весь кредит доверия к себе. Ведь несмотря на то, что с 2010 в Киеве правит уже не «оранжевый» Ющенко, а «синий» Янукович, внешняя политика Украины так и осталась полна лукавства, неуклюжей сельской хитрости и постоянных попыток «кинуть» партнера.



Как известно, украинские власти «забрехались» до того, что уже который год поясняют населению очередное повышение тарифов на отопление подорожанием российского газа. Хотя, казалось бы, где отопление – и где российский газ?! Ведь по законам, на нужды коммунального сектора должен идти газ отечественной добычи, которого с избытком хватит на всё, еще и останется. При этом цена на украинский газ должна была оставаться на уровне себестоимости – то есть никак не 250, не 350 и тем более не 400 долларов. А в разы меньше.

Однако дешевый украинский газ куда-то пропал – и нетрудно догадаться, куда именно! А Киев продолжает закупать солидные объемы дорогого российского и толкать его населению. При этом недовольство населения власти поворачивают в сторону Москвы – мол, там виноваты, что дорого продают! Население у нас, как известно, то ли глупое, то ли склерозное, потому что напрочь забыло про обещание державы поставлять ему дешевый газ собственной добычи – и действительно верит, что в высоких тарифах виноваты не собственные олигархи и родная власть, а москали.

Но хрен с ним, с мнением украинского населения, которое российскую власть волнует еще меньше, чем мнение собственного народа. Однако же есть действия украинской власти, которые уже игнорировать нельзя. Один из самых серьезных украино-российских скандалов последнего времени был связан с очередной попыткой пересмотра газовых соглашений (любят в Киеве каждый год их то заключать, то пересматривать), которые плавно наложились на судебный процесс над Юлией Тимошенко. И вот тут команда Януковича не придумала ничего более оригинального, как попробовать втянуть в это дело Владимира Путина. Возможно, «попутав рамсы» и решив, что Путин больше никогда не будет президентом. А может быть, поступая в типичной для регионалов манере - то есть торопливо проворачивать свои дела, совершенно не заботясь о последствиях, как временщики, как какие-то махновцы, у которых есть только три дня на разграбление.

И вот теперь можно вполне ожидать «страшную месть» со стороны вернувшего в Кремль Путина, у которого есть целых шесть (а то и двенадцать) лет на то, чтобы её обстоятельно подготовить и вкусить во всем наслаждением. Учитывая, что Украина и без этого просто надоела России, как безответственный и скандальный партнер в сфере газового экспорта, то отношения двух стран на ближайшее время видятся весьма бесперспективными. Учитывая огромную разницу весовых их категорий, нашей Неньке тут не позавидуешь.

Ну а итог этого избиения лягушки матросом уже предсказан, да и догадаться о нем мог бы практически любой житель Украины: немного похныкав, регионалы побегут искать поддержки и сотрудничества с Западом. Ответ которого также можно предугадать уже сейчас…