Ужасы пожизненного найма
22.03.2012 12:30
«Кадры решают всё!» - высказал когда-то весьма правильную мысль товарищ Сталин. Но отец народов был бы весьма удивлен, узнай он, до какого абсурда довели её японцы…


Помните, какой нещадной критике подвергались в советское время так называемые «летуны»? Люди, менявшие работу, порой, по нескольку раз за год, считались ненадежными, ни на что не способными бездельниками. Правда, их доводов никто особо и не слушал. Ишь, чего захотели – высокой зарплаты и приличных условий жизни! Нет, идеальный советский работник должен был всю жизнь посвятить родному заводу, стойко перенося все тяготы и лишения, даже если ему в обозримом будущем так и не светили новая квартира в хорошем районе и шестой разряд. А в конце трудовой деятельности, за свою самоотверженную преданность коллективу, ему выдавали почетную грамоту – и пинком под зад выпроваживали на пенсию, поливать цветочки под балконом.


Впрочем, было бы ошибочным считать, что на Западе отношение к своим работникам сильно отличается в положительную сторону. Если вы не являетесь незаменимым специалистом или человеком, который за 20 лет так и не попросил ни разу повышения жалования – то есть, так или иначе, экономически выгодным кадром, - то ваша ценность равна нулю. Потому что такого человека будет нетрудно заменить еще одной серой посредственностью с биржи труда или из числа выпускников колледжа. Ваш уход просто никто не заметит так же, как не замечали и ваше присутствие. А захотите остаться, конец будет всё тем же. Только вместо почетной грамоты получите фотографию в рамке.


Японские очковтиратели

Совсем по-другому кадровый вопрос решают крупные японские корпорации, использующие систему пожизненного найма, о которой в последнее время написано немало лестных и даже восторженных откликов. Причем написано теми, кто в этой системе никогда не работал. У нас вообще есть такая традиция – восхищаться всем японским, не подозревая о том, что сами японцы являются непревзойденными мастерами в деле создания видимости или, говоря простым языком, очковтирателями.


Не верите? Хотите поспорить, потрясая японским плеером (сделанным в Таиланде) и гневно указывая на японский интеллектуальный унитаз? Но поверьте, сами японцы никогда ничего не изобретали. Всё их «чудо» - это технологии, которые были изобретены в Европе, СССР, Америке, которые они просто ставили на производственный поток, порою просто копируя немецкую электронику и американские машины. Или же совершенно бессмысленные «навороченные» гибриды, вроде робота-пианиста или того же унитаза с голосовым управлением, предназначенные именно для того, чтобы поражать чье-то воображение.




Точно таким же очковтирательством, по сути, является и широко раздутый миф о японской корпоративной системе пожизненного найма. Нет, она вовсе не плоха и не является юридически узаконенным крепостным правом в эпоху капитализма. Даже напротив, сами работники этой системой довольны куда более, чем их работодатели. Просто так уж получается, что нам всегда показывают только её положительную сторону, и очень сильно приукрашенную.


Что же представляет собой эта система? Всё очень просто: молодой японец (или японка), закончив школу или вуз, приходит в крупную компанию, убеждает отдел кадров в своих исключительных способностях и заключает трудовой договор. Но только в более широком понимании – он не просто получает работу слесаря-наладчика в «Мицубиси», он вливается в её дружный коллектив до самой пенсии.


Со своей стороны работник должен выказывать совершенно добровольное желание: неустанно повышать свою квалификацию (в том числе посещая разные курсы), уважать начальство, как своих родителей, всей душой любить пригревшую его родную корпорацию – вплоть до коллективного распевания по утрам славящих её гимнов. Таким образом, корпорация как бы получает в своё распоряжение того самого идеального работника, который бы работал не только за деньги, но и за совесть. Кстати, с совестью у японцев так же туго, как и у нас. Только если у нас проблемами являются лень и желание что-то стырить, то у самураев – абсолютное наплевательство на всё, включая свою жизнь. Поэтому всевозможные обязывающие кодексы чести и нелепые (на наш взгляд) ритуалы – это то, что держит японцев в дисциплине и не дает их обществу разложиться. И это работает: уровень «отдачи» в корпорациях, практикующих пожизненный найм и культ «родной фирмы», гораздо выше. В то же время в средних и мелких фирмах наблюдается высокий процент «летунов» и более низкая производительность труда.


Но корпорациям нужно отдать должное - они рассчитываются за верность и терпение работников не почетными грамотами. Компания неформально, но обязуется никогда не увольнять человека, работающего на неё по системе пожизненного найма. Если, конечно, он не сотворит что-то из ряда вон выходящее. Прилежных работников, по возможности, продвигают по службе, разгильдяев переводят служить сторожами на складе. Таким образом, те, кто мечтает о повышении, не утруждает себя поисками вакансий на стороне – ну а другие не боятся оказаться на улице. Есть и прогрессивная система оплаты труда: чем больше человек работает в корпорации, даже на одной должности, тем выше его жалование.




Казалось бы, это идеал! Даже европейские компании подумывают о том, чтобы перенять этот опыт. Однако любую идеальную систему портит человеческий фактор. А японцы, как известно, такие же люди, как и все, – и это научный факт.


Обратная сторона медали

Продуманный механизм постепенного карьерного роста дал несколько неожиданный результат: на руководящих постах среднего уровня сидят люди в возрасте брежневского Политбюро. Впрочем, а так ли уж неожиданного? Ведь можно было сразу понять, что если человек займет руководящую должность лишь после долгого восхождения по служебной лестнице, то к тому моменту он будет думать уже больше о Будде, чем о работе.


Более того, своеобразная система труда привела к тому, что вся основная работа лежит на плечах низкооплачиваемой молодежи, в то время как корпоративные «дембеля» со стажем в 30-40 лет, получающие в два-три раза больше, просто ковыряют в носу. Впрочем, такая своеобразная дедовщина по-японски признается положительным явлением: молодежь, мол, должна жить надеждой, что когда-нибудь и они станут «дедушками», это должно её стимулировать!


Не минуло японские корпорации и хорошо известное нам «кумовство», особенно крепко укоренившееся на руководящих постах высшего уровня, где царит просто-таки настоящий семейный подряд. Правда, требование выслуги лет там соблюдается свято, но все же дети директоров всё чаще начинают свою карьеру не с заводского цеха, а с приемной своего папы.


Сам принцип добровольности пожизненного найма нарушается откровенным «гноблением» тех, кто решил всё-таки покинуть корпорацию и поискать себе новую трудовую семью. Компании, выражая солидарность своих интересов, весьма неохотно принимают к себе таких беглых работников и совершенно не принимают во внимание их прежний опыт. Даже если это специалист 40-45 лет, ему предложат низкооплачиваемую работу для выпускника школы. Ну а прежний широкий пакет социальных услуг, который корпорации предоставляли своим работникам, постоянно сокращается – так что скоро их единственным стимулом, кроме положенной зарплаты, останутся только голые лозунги и коллективное пение.




Неудивительно, что в самой Японии уже серьезно задумались над серьезной реформой этой системы найма, считая её недостаточно эффективной. Впрочем, японцы не кричат на весь мир о своих проблемах, а продолжают усердно делать вид, что они являются самыми мудрыми организаторами трудового процесса. И ведь правильно делают! Потому что, восхищаясь этими сказками, «иностранные демоны» (старинное японское прозвище белых людей) пытаются брать с японцев пример и даже едут к ним учиться, а то и приглашают к себе японских специалистов. А те и не отказываются приехать в Москву, Прагу или даже в Париж, чтобы важно надувать щеки, изрекать цитаты из сборника сочинений Конфуция и учить европейцев делать из веников икебану, получая за это весьма приличные гонорары!


Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA