Герои «Forbes», или Насколько богаты украинские олигархи?
18.06.2012 08:00
Недавно СМИ не без удовольствия сообщили, что в список богатейших людей мира за 2011 год по версии «Forbes» попали восемь украинцев, из которых на 39-месте расположился Ринат Ахметов с состоянием в $16 млрд, а далее, на 336-м, Виктор Пинчук с $3,3 млрд.

Информация прошла с такой притаившейся силой радости (знай наших!), что можно было невзначай подумать, будто мирянам, всем скопом, от сих сезамов обломится что-либо внятное. Разумеется, никаких подношений электорату от наших солнцеподобных лауреатов не предвидится. Наоборот, грядут новые поборы, ибо в либеральном на всю голову обществе нельзя разбогатеть, не нанося материального ущерба окружающим.

Однако скармливая нам позитив о растущих возможностях в карманах украинских олигархов, СМИ безбожно отождествляют заявленный в рейтинге размер «личного состояния», от которого в зобу дыхание перехватывает, с кэшем в виде кубышки зарытой в 2-этажном сейфе или с сокрытым в недрах «Deutsche Bank» многомиллиардным депозитом.



Надо успокоить добросовестно заблуждающихся докладчиков. Хотя наши олигархи, как и подобает олигархам, несметно богатые люди и им положено носить на запястьях часы, которые может себе позволить рядовой единоземец через 100 лет режима тотальной экономии семейного бюджета, но их рекламируемое состояние - не твердая материя наличности, а, скорее, бестелесный дух рынка.

Разберемся, что реальнее в структуре капитала олигархов – материя кэша или бродяжий дух рыночных отношений.

«И в детской резвости колеблет твой треножник»

Украинский скоробогатый капиталист представляет собой компрадора и мироеда в одной емкости. Его интерес в значительной степени колосится не в степях Украины, а там, где плещутся офшоры. Нехитрая продукция их предприятий ориентирована на вывоз. А значит, доходы в прямой зависимости от колебаний мирового спроса.

Потому какой бы великой не была собственность украинского олигарха, она имеет свойство как быстро накапливаться, так ещё быстрее улетучиваться. Этому не может препятствовать даже откровенное мироедство гигантов бизнеса. Своим холопам, пардон, наемным работникам владельцы фабрик, заводов, газет, пароходов сильно недоплачивают. Об этом, слегка отвлекаясь от темы, немного подробней.

Прикарманенная пресса животрепещет по поводу того, что у видных олигархов работные люди в среднем имеют денежное довольствие, в 2 раза превышающее то, что декларирует Госкомстат в графе «средняя зарплата по стране». При этом умалчивают, что ограниченный контингент топ-менеджеров имеет фонд оплаты труда, сопоставимый с фондом многотысячного коллектива предприятия, создающего прибыль хозяину.



Да пусть и в 2 раза выше зарплаты, чем в среднем по стране. Это «грязными» 5,5 тысяч грн – $680. «И раб судьбу благословил». Да уж, есть где разгуляться на воле. Можно за 20 лет беспорочной службы у барина скопить деньгу для покупки однокомнатного лежбища в донецкой «панельке».

Но $680 в месяц - это меньше, чем зарабатывает сортировщик мусора («кастодорес») на свалке Рио-де-Жанейро. Информация, без всякого публицистического задора, почерпнута из бразильского документального фильма «Свалка» (2010 г.) В его съемках принял деятельное участие всемирно известный бразильский художник Вик Мунис. В фильме опытная женщина-кастодорес не без гордости сообщает художнику, что в день огребает до $25. И это в тропической Бразилии, где нет необходимости иметь питание, одежду, жилье, соответствующее нашим морозным палестинам.

Хотя наши передовые «можновладцы» маячат в рейтингах штатовского «Forbes», они никогда не позволят, чтобы их работники имели сравнимую с американской зарплату. Но, повторюсь, жлобство элитариев не спасет их капитал от грядущей сильнейшей утруски. И вот почему.

То, что указывается в рейтингах «Forbes» в графе «личное состояние», не есть оное в обывательском смысле слова. Господа олигархи не могут перед носом любопытной и завистливой общественности помахать наличными миллиардами «бакинских рублей».

Богач, бедняк

Под «личным состоянием», безусловно, подразумевается рыночная капитализация принадлежащих им активов. Иными словами, суммарная стоимость выпущенных акций и определяет цену собственности, которую необходимо было бы заплатить в случае её покупки.

Но суммарная стоимость акций (капитализация) под воздействием внешних факторов, не зависящих от воли владельцев ценных бумаг, пляшет гопака, и бывает, до потери пульса. Скажем, мировой «газспрут» ОАО «Газпром» в 2003 году, когда начался рост цен на углеводороды, имел рыночную капитализацию в объеме $31,9 млрд. А на пике стоимости нефти в первой половине 2008 года – $330,9 млрд. Путина и Миллера распирало от гордыни. Ну как же, благодаря их мудрому руководству газовый монополист прописался в тройке самых крупных компаний мира.



Но «вот пуля пролетела, и ага». Обвалились цены на нефть, и капитализация «Газпрома» спустилась с небес на грешную землю – $86 млрд. в конце 2008 года. Опять попустило, и цены на углеводороды снова взметнулись в даль небесную, и капитализация активов подняла голову – в 2010 году – $150,9 млрд. Однако до прежних высот далековато будет, ибо долги компании тянут к земле могучее тело газового монополиста – рентабельность активов из-за долгов всего-то на уровне 4,6%.

Надвигающиеся с неумолимостью генетического кода катаклизмы на мировых рынках подвергнут рихтовке даже такие глобальные компании, как «Газпром». Ещё более радикальная уценка ожидает активы украинских «офшоровиков».

В середине 2008 года стоимость активов Группы «СКМ» Рината Ахметова составляла $7,3 млрд. Через год – только $ 1,8 млрд. В 2010 году цены на металлы стали расти, и главный спонсор ПР, прикупив во множество дополнительные активы разорившихся и полуразорившихся собственников, споспешествовал росту капитализации: по итогам 2011 года – $ 16 млрд. Впечатляет.

Богачи бешеные долгами обвешенные

Но куда больше впечатляет информация о корпоративных долгах. Так, накануне приснопамятного обвала осенью 2008 года консолидированный (валовой) внешний долг державы Украины дотянулся до $100,062 млрд. Из этой суммы $81,172 млрд. пришлось на частные компании и банки ($38,453 млрд.). Причем краткосрочные долги со сроком погашения менее года составляли около $30 млрд.

Державе пришлось крепко напрячься, чтобы спасти частные банки от дефолта. В них, для реструктуризации долгов, вколотили почти 100 млрд грн. НБУ, чтобы не справлять панихидку по всей финансовой системе Украины, был вынужден расходовать свои скромные резервы, да еще набраться у МВФ новых кредитов (более $11 млрд.)



Но ситуация с долгами отнюдь не улучшилась. Наоборот, ухудшилась. Внешний долг Украины, включающий обязательства государственных и частных заемщиков, увеличился до $126,24 миллиарда на 1 января 2012 года с $123,15 миллиарда на 1 октября 2011 года – сообщил в конце марта Национальный банк. Более свежих данных пока нет. Если учитывать темпы прироста долговых обязательств, то на июнь 2012 г. валовой внешний долг Украины превысит гроссмейстерские $130 млрд.

Общая сумма краткосрочных внешних обязательств, которые должны быть выплачены кампаниями в 2012 году, составляет $56,80 миллиарда. В прошлом году суммарные выплаты оценивались в $50,37 миллиарда. Таких денег у бизнеса попросту нет. Капиталист, имея, предположим, рыночную стоимость активов на $3 млрд., обвешан гроздьями долгов, в лучшем случае, на не меньшую сумму. Надо перезанимать. Но всё проблематичнее перезанимать в условиях надвигающейся мировой раздачи подзатыльников.

Кризис сильно понизит капитализацию, но не понизит долги. И тогда…

И тогда из списка «Forbes» исчезнут фамилии отечественных тузов. Более того, большинство тружеников «большого хапка», продав за дешево активы, съедут в теплые страны. Ветер им в паруса.

Но прежде чем сняться с вахты, они попьют кровушки с «ридной крайины». Когда неизбежная депрессия начнет колебать треножник наиболее важных элитариев, держава за счет рядового голосующего согласия будет как можно дольше им помогать. И вместе с этим до упора обеспечивать выплаты долгов западным кредиторам. Ведь основная функция украинского государства отнюдь не воспроизводство экономики и народа, а организация бесперебойного перечисления забугорным партнерам процентной дани по кредитам и создание максимально комфортных условий для функционирования офшорной аристократии.

Антон Дальский
Новости Украины – From-UA