Трудоустройство по-украински: ни работы, ни безработных
20.06.2012 08:00

Работа в Украине есть! По крайней мере, именно в этом уверяет нас Госстат, по подсчетам которого уровень безработицы в нашей стране вообще сущие пустяки - 1,7% от трудоспособного населения. Международная организация труда же сомневается в отечественных математических подсчетах и считает, что безработица в Украине втрое выше официальных данных.

Кассиры, водители трамвая, дворники и санитары – это именно те профессии, которыми готова обеспечить наша страна безработного гражданина. Увы, видимо, зажравшиеся украинцы совсем не хотят работать руками и ищут себе работу высокооплачиваемую, интеллектуальную! Более способные таки находят ее, чаще всего за «бугром».

Оценить украинский рынок вакансий и его возможностей корреспонденты Новости Украины - From-UA попросили наших экспертов.

Экс-министр труда и социальной политики Украины Людмила Денисова считает ситуацию, которая сложилась с рабочими местами в Украине, катастрофической: «На сегодняшний день тот закон, который был подготовлен правительством Тимошенко и принят ВР (о занятости), не работает, потому что сегодняшняя власть считает, что поддерживать безработных, выплачивая им помощь, — это бесперспективно. Переквалифицировать людей, дать им новую специальность — тоже бесперспективно. И дать им возможность через общественные работы заработать — это тоже бесперспективно. Поэтому сегодня безработный находится просто на грани выживания и занят сам собой».

«В нынешней ситуации, когда у нас действует оккупационно-криминальный режим банды Януковича, спасение утопающих — дело рук самих утопающих, - грустно отметила Денисова. - Действовать можно только через массовые акции, которые мы поддержим, потому что рынок труда есть, но он закрыт для самого безработного».

Депутат от БЮТ Виталий Курило также оценивает сложившуюся ситуацию как критичную: «Основная причина в том, что у нас упадок среднего и мелкого бизнеса. По официальной статистике, у нас только 10 % ВВП составляет средний и мелкий бизнес, а в таких странах, как Германия, США, Канада, Германия, Франция, — это 60-70 %. Рабочие места создаются только при условия спроса на какой-то вид работ. Страну может поднять мелкий и средний бизнес. Но чтобы сегодня у нас начать бизнес, даже самый элементарный — большинство людей не имеет стартового капитала. Поэтому государство должно дать толчок людям: ликвидировать полностью налоги для тех, кто начинает свой бизнес, дать кредиты беспроцентные или просто дать оборудование тем, кто работает. Здесь есть масса вариантов, но надо их использовать, иначе у нас будет высокий уровень безработицы. Он уже высокий, особенно высокий уровень скрытой безработицы».

«У безработицы очень много составляющих, - рассказывает депутат. - Это и социально-психологическая, когда люди не очень активно ищут работу, люди опускаются, деградируют. А есть люди, которые просто не могут найти работу. Особенно это относится к людям, которым за 45-50 лет, — это люди советской эпохи, которые привыкли всю жизнь работать на одном месте и не менять работу. И они просто боятся перемен или просто физически не могут выполнять какую-то работу».

Экс-министр труда и социальной защиты Украины Михаил Папиев считает, что «если говорить о методике оценки этого явления, то у нас была внедрена международная методика, соответственно, теперь можно сопоставлять положение дел по безработице в Украине и других странах. Если финансовый кризис сказался на странах Европы одним образом, то в Украине — другим, и показатели безработицы показывают, что у нас отклонения от общей нормы не произошло. Есть цивилизованные страны, такие как Германия, Франция, Италия. А есть новые страны ЕС — Польша, Болгария, страны Прибалтики. Мы берем показатели по безработице этих стран и наши и видим, что у нас показатели даже лучше».

По мнению эксперта, «кроме показателей, которые дает статистика, есть еще такие показатели, как социальное самочувствие людей, есть показатели индекса человеческого развития — это совершенно другие показатели». И вырвать какой-то один компонент и на основе этого делать заключение обо всей системе — это, по его словам, «все равно, что если бы у вас заболел палец, и один человек на основании этого делал вывод, что вы неизлечимо больны, а другой говорил бы — что вы абсолютно здоровый человек со временными трудностями. То же самое и здесь: нельзя рассматривать вопрос с безработицей в отрыве от вопроса индекса ВВП, от вопросов достойного труда, его оплаты».

«К тому же есть разное качество рабочих мест. Говорить, что у нас сегодня, допустим, есть 6 претендентов на рабочее место с зарплатой 10 тысяч гривен - это один вопрос, а говорить, что у нас есть 2 претендента на зарплату в тысячу гривен — это уже совсем другой вопрос. То есть, - продолжил Папиев, - если взять, сколько у нас на вакансию претендует людей, то тут надо еще и анализировать одновременно уровень этой вакансии: предусматривает ли она квалифицированную рабочую силу или неквалифицированный труд. То есть это всеобъемлющие показатели, которые оторвано друг от друга рассматривать невозможно. Их надо рассматривать в комплексе экономического роста страны, в комплексе индекса потребительских цен, импорта и экспорта, комфортности бизнеса», - подытожил эксперт.

Депутат от НУ-НС Ксения Ляпина также видит проблемы с рабочими местами, особенно с легальными, но знает, как их решить: «Решить это методами а-ля Тигипко невозможно. Это можно решить только одним способом — кардинальным уменьшением нагрузки на фонд заработной платы. То есть работодатели просто не в состоянии платить официальные зарплаты среднего уровня с той нагрузкой на фонд зарплаты, которую от них хочет родное государство. Поэтому, естественно, существуют полулегальные или вообще нелегальные рабочие места — граждане на это соглашаются, потому что мыслят категорией «заработать сейчас», потому что как-то не получается думать о завтра, когда тебе сегодня нечем заработать».



«Если бы была нормальная конкуренция на рынке труда, то многие проблемы были бы решены, - говорит Ляпина. - В частности, проблема возраста — это проблема малого количества рабочих мест. У нас количество рабочих мест меньше, чем предложений на рынке труда, и выбирают тех, кто моложе — от 25 до 40 — самый трудоспособный возраст, когда меньше всего работают страховые случаи и когда чаще всего человек соглашается на какие-то нелегальные зарплаты, потому что он еще не думает о пенсии. Рабочие места — это производная от бизнес-климата. Рабочие места создает не государство, потому что те, которые оно создает, едят бюджетные деньги. Создавать новые рабочие места бизнесу мешает в первую очередь коррупция. К нам не хотят идти инвесторы, а без инвестиций, без денег развиваться новый бизнес не будет, а следовательно, не будут создаваться и новые рабочие места. Но от коррупции никто не хочет отказываться — вот в чем проблема. До тех пор, пока бизнес чисто добровольно будет вынужден отдавать свою собственность кому-то из чиновников, о каких рабочих местах можно говорить? Они будут только сокращаться».

Директор Украинского центра социальной аналитики Евгений Филиндаш рассказал о том, какие рабочие места создает власть: «И Ющенко, и Янукович в своих программах обещали создание миллиона рабочих мест за короткий срок, но реально единственные рабочие места, которые они создали, это места для строителей-гастарбайтеров: у Ющенко они строили страусиную ферму, а у Януковича - «Межигорье». Да и то, скорее всего, это были нелегальные рабочие места. Мы видим, что проблема с безработицей что при прошлой «оранжевой» власти, что при нынешней региональной власти не решается, а только усугубляется. И действительно, Международная организация труда права — у нас огромный процент скрытой безработицы. В подавляющем большинстве регионов Украины очень много людей работают на минимальные ставки, которые не позволяют просто физически выжить, и люди вынуждены работать на мелких приработках. Сама система устроена так у нас, что не дает возможность большей части людей найти нормальную работу. А если люди пытаются сами себе организовывать рабочие места, то власть делает ряд шагов, которые их лишают этой работы. Например, принятие Налогового кодекса лишило десятки и сотни тысяч мелких предпринимателей работы. Поэтому до тех пор, пока в Украине не будет изменена система (а это невозможно, в свою очередь, без смены власти), ситуация с безработицей кардинальным образом не улучшится».

Эксперт уверен, что проблема не в квалификации работников, а в квалификации людей, которые управляют страной: «В Украине было и частично еще остается огромное количество высококвалифицированных инженеров, которые работали на предприятиях мирового уровня в оборонной промышленности, ВПК и т.д., - рассказывает эксперт. - Все предприятия этих отраслей были уничтожены и остались только сырьевые, которые принадлежат олигархам, которые гонят металл и химию на Запад. Олигархи за счет этого живут припеваючи, а работники всех остальных отраслей промышленности остались без работы. Или возьмем колхозы, которые были уничтожены, и многие их работники остались без работы и вынуждены на огородах спасаться и что-то продавать. Государство, власть не только не создают чего-то нового для возможности реализации людей, а еще и уничтожают то, что было. Так что тут дело не в квалификации наших работников, не в образовании (мы знаем, что в Украине был как раз один из высоких уровней образования), а дело в том, что выпускники вузов не востребованы по специальности. И то, что очень многие граждане Украины работают за границей, показывает, что им, наверно, все-таки хватает квалификации, если их там берут на работу, но не хватает квалификации украинских властей, чтобы обеспечить нормальные условия труда. Я бы сказал, что главная проблема в квалификации не работников, а власти и чиновников».



По мнению директора по социальным программам центра Разумкова Людмилы Шангиной, рабочие места в Украине есть: «Еще Ющенко пообещал в своей программе создать 5 млн. рабочих мест. Тогда специалисты по этим вопросам говорили о том, что у нас столько безработных просто нет и, соответственно, нет необходимости создавать столько рабочих мест, так как в 2006-2007 гг. число официально зарегистрированных безработных было меньше, чем число вакансий. Но качество этих вакансий оставляет желать лучшего, потому что в вакансии входят, например, половина ставки библиотекаря или четверть ставки сельским завклубом. Есть вакансии немного лучше — там, где работодатель предлагает минимальную зарплату. Желающих занять такие вакансии немного».

«У нас нет качественных рабочих мест, - говорит эксперт. - В 2005 году мы проводили опрос о причинах безработицы в Украине. На 1 место вышла не недостаточность рабочих мест, а заниженная стоимость труда. Когда мы этот вопрос мы задали в 2008 году, на 1 место вышла недостаточность рабочих мест, но это означает только то, что часть рабочих мест была переведена в тень».

Людмила Шангина уверена, что и образование тут совсем ни при чем: «Наше образование на сегодняшний день не имеет никакого отношения к тому, что называется национальной экономикой. Это два совершенно разных, не связанных между собой ничем и никем отдельных мира. Наше образование давно потеряло школу, качество. Наша национальная экономика такова, что не заинтересована в качественном образовании, а следовательно, и спрос на качественное образование падает. Соответственно, падает и качество образования. Наша экономика построена на низких технологиях и не нуждается в интеллектуалах, в развитии интеллектуальных наук, поэтому образование не имеет значения. Кроме того, национальная экономика в том виде, в каком она сегодня существует, оказывает крайне негативное влияние на систему образования. Мы получаем замкнутый круг: национальная экономика не требует — качество образования падает. Экономика требует рабочих высококвалифицированных, и недостаток высококвалифицированных рабочих ощутили наши олигархи, которые владеют крупными предприятиями, потому что система наших ПТУ была фактически разрушена. И сегодня наиболее остро стоит вопрос квалифицированных рабочих, а не работников. Квалифицированные работники никому не нужны».

Артур Рызник
Юлия Бабий