Украину подняли в рейтинге
22.06.2012 17:10
- Мне мясо положено!
-Так ешь!
- Но не положено ведь…
- Так не ешь!
Старая армейская мудрость


... или сводом прав человека перед нарушителем этих самых прав. Но, видимо, этот метод не очень действенен либо мало внедрен. Ибо Украина, если верить СМИ, находится в первой тройке по числу нарушений прав человека среди 47 стран, попадающих под юрисдикцию Европейского суда по правам человека. СМИ, в свою очередь, ссылаются на данные ежегодного отчета Европейского суда по правам человека о правонарушениях.

Совсем недавно был очередной прецедент: 65-летний Сергей Кулиш отвоевал в Европейском суде право на выплату 30 тыс. евро морального ущерба за жестокое обращение с ним украинской милиции.

Действительно ли мы по несоблюдению прав человека впереди планеты всей или незаслуженно пылим на государственной полке бронзовый кубок за нарушения, которые не совершали? Об этом корреспондент Новости Украины – From-UA спросил у наших экспертов.

По мнению народного депутата Украины от Блока Литвина и главы Комитета по вопросам правам человека Олега Зарубинского, в Украине есть серьезные проблемы с реализацией прав человека, но они не страшнее, чем в любой другой стране. А издания, намеренно сгущающие краски, имеют свои корыстные цели.



«Никакой катастрофы с правами человека в Украине нет. А когда кто-то пытается навязать мнение, что у нас хорошо, а у вас плохо — они просто врут», - говорит депутат.

«У меня есть объективный показатель, потому что в возглавляемый мной комитет приходит огромное количество писем — предложений, жалоб, просьб. И если провести статистику, то значительная часть писем касается социально-экономической проблематики: начисления пенсий, вопросов, связанных с незаконными увольнениями и т.д. Другая значительная часть - претензии к судебной системе, а также к выполнению уже принятых судами решений. Много вопросов связано с реабилитацией политически репрессированных граждан. Люди считают, что должны в большей степени выполняться установки по возмещению наследникам ущерба. Много вопросов ставится нашими гражданами, но поверьте - не меньше, чем гражданами других стран», - считает эксперт.

Также Зарубинский отмечает, что надуманная ситуация катастрофизма — лишь элемент политической конкуренции, а не реальное желание улучшить ситуацию.

«Что касается того, что Украина входит в тройку, то речь, возможно, идет о количестве обращений в Европейский суд по правам человека. Но это абсолютно разные вещи, потому что когда речь идет об обращении в Европейский суд по правам человека (насколько я знаю, там не 3, а 5 место), то надо учитывать, что одно дело, что из такой страны, как, например, Эстония, в которой 1 млн. 300 тыс. населения, кто-то обращается в Европейский суд, и из страны, в которой 45,5 млн. населения, как в Украине.



Но это же «Корреспондент» никогда не напишет, потому что другая цель — создание обстановки катастрофизма с правами человека», - подытожил эксперт.

Сходной позиции на этот счет придерживается и депутат ПР Вадим Колесниченко, считая, что в Украине хоть и не все хорошо, но ее нельзя отнести к числу стран-изгоев: «Права человека настолько безмерные, что очень сложно дать однозначную оценку. Что касается прав заключенных, то у нас есть серьезные проблемы, но за последние годы Украина в этой части сделала серьезный рывок. В области языковой политики у нас очень серьезные проблемы, и в этой части у нас есть доклад Совета министров Совета Европы, где эта проблема признается и фиксируется. Дети войны, чернобыльцы, афганцы — это тема, которая под политическим флагом последние 5 лет активно муссировалась, и использовали с этой целью институцию под названием ЕС. Поэтому я думаю, что с точки зрения права это отдельный сегмент (невыплаты и неисполнение решений судов). Да, здесь тревожная ситуация, но государство уже приняло те требования, которые были предъявлены, и они уже начинают выполняться. Это узкая категория граждан в узком сегменте правовой политики, которая связана с деятельностью Европейского суда по правам человека».

«Я занимаюсь гуманитарным блоком, и там у нас тревожная тенденция, - продолжает депутат. - Это право на родной язык, это и обучение, и воспитание, и СМИ. Например, ЕС по правам человека принял иск севастопольской телекомпании о том, что ей запрещали в рекламе использовать русский язык. Это беспрецедентный факт, когда Европейский суд принимает подобного рода жалобу. Поэтому в гуманитарном направлении у нас тревожная тенденция, которую мы пытаемся исправить принятием закона о языковой государственной политике. В части национальных меньшинств у нас не все складывается, потому что мы не выполнили рекомендации Европейского сообщества в модернизации этого законодательства. Есть проблема с ромами, крымскими татарами — то, на что указывает Европейское сообщество. По заключенным есть официальные данные, это тема больная, над ней постоянно работают».

Журналист Константин Стогний согласен с тем, что Украина - не самый лучший пример в соблюдении прав человека: «Я не специалист в отдельно взятом процессе либо Тимошенко, либо Луценко, но точно могу сказать, что подобные процессы в нормальных цивилизованных обществах не проходили бы таким способом. Ведь политиков судят и в других странах. Мы знаем в Израиле высокопоставленные скандалы, начиная с премьер-министра. В Италии, во Франции — сейчас Саркози допрашивают. Но никто не говорит о политических репрессиях, потому что все происходит прозрачно. Должно быть, как, например, в Англии, прецедентное право. Покажу на примере Луценко. Как бы я к нему ни относился, но у меня в голове не умещается, как можно было давать ему 7 лет, если вчера мы показывали сюжет, как бывший сотрудник милиции за страшное убийство своей жены получает год тюрьмы. Так не должно быть. Если дали кому-то за убийство 10-15 лет, то и следующий человек за аналогичное преступление должен получать тот же срок. Если кто-то случайно сбил на дороге человека и получил 3-5 лет, то мажор за то же преступление не может получить условный срок. Когда мы введем такую норму по прецеденту, тогда начнет что-то исправляться».



«Надо сделать систему отбора в те сферы деятельности, где человек зависит от чиновника, - советует эксперт. - Нам приводят в пример Грузию, как там реформировали милицию, но у них там зарплаты в несколько раз выше, чем у остальных граждан этой страны. Говорят, что если милиции повысили, то надо и медикам поднимать, и учителям, но это неправильно, потому что, приходя к медику, человек может выбирать больницу, он может выбирать вуз, но человек, который столкнулся с милицией, он не может выбирать себе милиционера, он уже будет вынужден терпеть. Когда будет тендер на принятие на эту работу, тогда люди будут дорожить своим местом, им интересно будет раскрывать преступление, а не выбивать показания».


«Ситуация с правами человека в Украине не самая лучшая, - считает народный депутат из фракции НУНС Юрий Кармазин. - Есть масса примеров невозможности отстоять свои права в суде гражданами. Это факт, не требующий доказательств. Есть обращения граждан в Европейский суд по правам человека. Он уже занимается делами Тимошенко и Луценко. И это все создает проблемы для Украины на евроинтеграционном пути. Пока мы не выйдем на европейские стандарты соблюдения прав человека, у нас не будет взаимопонимания с европейскими партнерами».

Из наиболее частых нарушений эксперт отметил «нарушение прав в сфере пенитенциарной системы, а также социальных прав, в частности чернобыльцев и множества других категорий людей, которые не могут защитить свои права, гарантированные им законом».

«Им (людям. – Ред.) приходится бороться, но протесты пресекают власти, что является очередным нарушением прав человека. И пока я, к сожалению, не вижу изменения отношения к этой проблеме со стороны власти», - заключил депутат.

Совершенно четкую позицию по поводу «призового» места в рейтинге Европейского суда по правам человека имеет известный адвокат Татьяна Монтян: «Образованное население и ужасное правосудие — совокупность этих двух факторов и дает третье место.

У нас массовое нарушение прав человека: людей избивают в пенитенциарных заведениях, используют в качестве рабов. Наше правосудие ниже всякого плинтуса, у нас практически нет оправдательных приговоров.



Глупо приравнивать отсутствие правосудия к избиению в тюрьме. Это все равно, что составить рейтинг: что полезнее — соленое, деревянное или железное. Оно все разное. Скажем так: к Тимошенко и Луценко наша судебная система относится куда лучше, чем к среднестатистическому украинскому гражданину. Если бы к ним относились так же, как к простым смертным, они бы еще не так рыдали».

Закон о судоустройстве, принятый в 2010 году, значительно усугубил ситуацию с соблюдением прав человека в Украине, считает руководитель общественной приемной Харьковской правозащитной группы, представитель Украинской Хельсинкской группы по правам человека Людмила Клочко.

По поводу третьего места юрист отметила следующее: «С тех пор, как Европейский суд стал принимать решения против Украины, Украина прочно обосновалась на первых местах в подобных рейтингах. Для меня не важно, на каком именно она месте, важно, что она в первой пятерке последние 6 лет. Мы постоянно занимаем призовые места, лучше бы так в футболе».

По словам эксперта, «абсолютным лидером (среди нарушений прав человека. – Ред.) по решениям Европейского суда является длительность судебных процессов и неисполнение судебных решений. Огромное количество заявлений по соцльготам, зарплатам. А после того, как мы не выполнили свои обязательства по пилотному решению «Иванов против Украины», я думаю, решений не в пользу Украины станет еще больше».

«Самое главное даже не в том, что у нас много нарушений, а в том, что государство очень слабо реагирует на то, чтобы принять некие превентивные меры, чтобы эти нарушения не повторялись. Например, в Голландии после первого такого решения (там было неэффективное расследование смерти, причиненное правоохранительными органами) они полностью перестроили всю свою систему. У нас в 2005 году было первое дело по пыткам в милиции, где было сказано, что пытки есть и нет эффективного расследования.



7 лет прошло — у нас что, есть эффективное расследование? Нет. Наш закон о судоустройстве, который был принят в 2010 году, изменил уголовный процесс по делам, связанным с пересмотром приговоров, вступивших в законную силу, таким образом, что Европейский суд стал как бы естественным участником судебного процесса.

И сегодня в новом УПК мы наступаем на те же самые грабли: вот если Европейский суд скажет, что мы ошиблись — тогда мы пересмотрим. Поэтому решений против Украины у нас будет все больше и больше. Надо делать так, чтобы все решалось здесь, без участия Европейского суда. Каждое государство пытается нарушить права человека, но оно же должно уметь их и восстанавливать, и реагировать на эти нарушения.

В СССР была возможность обжаловать решение ввиду неправильного применения закона. И в Украине такая возможность была до середины 2010 года, когда вследствие изменений в УПК были убраны основания для пересмотра приговора, вступившего в законную силу, по основаниям неправильного применения уголовного закона, приведшим к несправедливому решению», - рассказала представитель Украинской Хельсинкской группы по правам человека.

Светлана Акимова
Новости Украины - From-UA