Эксперт: «Правительственная концепция этнонациональной политики усилит антагонизмы и может привести к этническому конфликту»
06.07.2012 10:50
... вокруг принятия законопроекта о государственной языковой политике, Президент Янукович заявил об инициативах нынешней власти относительно принятия нового законодательства о национальных меньшинствах и концепции этнополитики. Прокомментировать президентские инициативы мы попросили эксперта в сфере межнациональных отношений и языкового регулирования, руководителя ВОО «Правозащитная организация «Общая Цель» Руслана Олеговича Бортника.




Руслан Олегович, так ли необходимо менять законодательство в сфере национальных меньшинств, как сказал Президент? И не вызовут ли такие изменения очередной политический конфликт, подобный «языковому»?

Действительно, действующему в Украине закону «О национальных меньшинствах» 25 июня этого года «стукнуло» ровно 20 лет с момента его принятия в 1992 году. За это время многие социальные отношения в нашей стране поменялись, как и этническая карта страны. Для примера, за период между переписями населения 1989-2001 годов количество представителей национальных меньшинств в Украине сократилось более чем на 2 млн. и на сегодня составляет больше 9 млн. граждан – 130 национальностей. Правда, родным языком негосударственный язык признали уже около 15 миллионов украинцев.

Сфера межнациональных отношений очень чувствительная. Даже в большей мере, чем «языковая». Непродуманные вмешательства в нее чреваты серьезными гражданскими конфликтами, примеры которых есть практически в каждой из республик бывшего СССР.

В связи с этим у многих представителей организаций национальных меньшинств в Украине, с кем я общался - у русских, евреев, венгров, румын, - и у меня лично вызывает серьезные опасения вторая инициатива, озвученная Президентом – относительно скорейшего принятия концепции этнополитики. Ведь 12 марта этого года Кабинет Министров Украины уже зарегистрировал проект Закона Украины «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины» №10152-1. Именно это т законопроект, скорее всего, и имел в виду Президент.


По моему мнению, указанный законопроект не может быть принят в предложенном виде, поскольку базируется на крайне устаревших авторитарных представлениях и мифах о целях, средствах и объектах этнонациональной политики, которая может быть реализована в условиях современной демократической Украины.

В чем же угрозы новой концепции этнонациональной политики от Администрации Президента?

В корне неправильным является сам подход и принципы, на которых построена концепция. Если еще при Ющенко такой подход проявился в политике ассимиляции и сознательном противопоставлении «титульного этноса» (этнических украинцев), украинского языка и культуры национальным меньшинствам (гражданам Украины, которые относятся к другим этносам), региональным языкам или языкам меньшинств, то теперь он продолжает существовать в головах чиновников в форме искусственного разграничения украинцев на «украинскую нацию» (исключительно в этническом смысле) и «национальные меньшинства» и «коренные народы».

Разграничение, при котором национальные и языковые меньшинства воспринимаются как нечто чужеродное по отношению к «украинской нации», является недопустимым в демократическом обществе, создает значительные цивилизационные угрозы для Украины.

Подход к пониманию «нации» исключительно по этническому признаку является праворадикальным и крайне устаревшим для современного мира, характерным для периода 19-го - начала 20-го века. Ведь сегодня в демократических странах понятие «нации» является, прежде всего, политическим и гражданским.

Но Украина и украинцы являются традиционно и исторически толерантным народом. Неужели вы думаете, что такое разграничение может привести Украину, например, к ситуации погромов во Франции в 2005 году?

Нам давно пора переосмыслить эту мифологему, которую, как мантру, повторяют представители различных органов государственной власти во все времена, о «чрезвычайной толерантности украинского общества».


По данным Института социологии Национальной Академии Наук Украины, уровень толерантности с 1994 по 2010 г. в Украине относительно россиян снизился почти в 2 раза (с 80% до 45%), евреев - в 3 раза (с 11% до 33%), крымских татар - в 2 раза (с 9% до 4%), цыган - в 5 раз (с 11% до 2%). Вместе тем, согласно информации общественных организаций, количество только зафиксированных проявлений ксенофобии растет. Так по итогам 2009 г. таких случаев зафиксировано не менее 35-40, 2010 г. - 70, 2011 г. - около 100.

Очевидно, что, к сожалению, Украина уже не является государством с высоким уровнем толерантности. Поэтому именно воспитание толерантности в обществе - это задача № 1 для украинской власти. Причем именно толерантности (как попытки понять другого), а не терпимости (как установления барьера и отсутствия коммуникации между различными людьми).

Сфера межнациональных отношений требует неотложных решительных действий со стороны государства. В то же время единственный государственный орган в этой сфере - Государственный комитет по вопросам национальностей и религий - ликвидирован, совещательные советы из представителей национальных и языковых меньшинств распущены. По этому поводу национальные меньшинства Украины неоднократно обращались с открытым письмом к Президенту Украины. Но воз и ныне там.

Пока же можно констатировать главную тенденцию - государственный аппарат Украины просто не знает, какую политику проводить в сфере межнациональных отношений, и выполняет роль флюгера в зависимости от политической позиции того или иного начальника департамента или министра.

Во всех государственных документах прослеживаются две взаимоисключающие конфликтные тенденции - на ассимиляцию (подобно американской концепции «melting pot» - «плавильного котла») и на мультикультурализм и сохранение уникальности отдельных этнических групп («сultural mosaic» - «культурной мозаики»).

Корни первого подхода лежат в деятельности предыдущего Президента, вторая концепция является новой для Украины, но ее применение требует высокой профессиональной подготовки государственного чиновника и реальных практических действий.

Понятно, что для многонациональной (более 130 этносов и коренных народов) и поликультурной Украины – страны, более 30% населения которой (свыше 15 млн. человек) относится к национальным и языковым меньшинствам, страны, созданной 20 лет назад всеми ее гражданами, подход, направленный на насильственную ассимиляцию, является «взрывоопасным» и просто не будет работать, что и показала практика деятельности предыдущей властной команды.

Не нужно бояться Украины такой, какой она есть. Многоязычие и полиэтничность, наоборот, являются уникальными цивилизационными преимуществами нашей страны - мост между восточной и западной цивилизациями.


На государственном уровне необходимо признать и имплементировать принципы мультикультурализма и «культурной мозаики», при которых каждая община имеет право сохранять свою культурную и этническую идентичность, а единство общества обеспечивается гражданским консенсусом на политико-правовых основах демократии и безусловного уважения к правам человека - главной стратегией деятельности государства в сфере этнонациональной политики.

Но апологеты моноэтничности Украины заявляют, что политика мультикультурализма в условиях нашей страны приведет к сепаратизму и возможному расколу.

Применение эффективных демократических механизмов консолидации на правовых основах всех этнических, языковых, культурных составляющих украинского общества является важным условием для успешного развития Украины как правового европейского государства - это задача №2.

В таком разрезе «украинскую нацию» следует понимать как политическое объединение всех граждан Украины, которые могут быть различными по этническому происхождению или родному языку, разделяющих общее видение демократического будущего нашего государства, выступают за верховенство права и приоритет прав человека, противодействия ксенофобии, дискриминации инетолерантности. Именно такая политическая нация сможет построить процветающую Украину, в которой престижно и комфортно жить каждому гражданину.

Кроме того, государственная этнонациональная политика должна учитывать региональную специфику Украины - это задача № 3. Одинаковые подходы и шаблонные действия не могут быть одинаково эффективными для Крыма и для Закарпатья или Буковины, для Донбасса и Галичины, для Подолья и юга Украины. Сейчас это абсолютно не учтено в законопроекте.

Более того, в предложенном законопроекте «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины» № 10152-1 не учтены позиции и замечания ведущих международных организаций по этнической и языковой ситуации в Украине.

Нарушения в сфере языковых прав человека, явления дискриминации и нетолерантности и связанная с этим неурегулированность вопроса языка в Украине фиксируют не только украинские правозащитники и общественные деятели. Ведь 21 февраля 2012 г. Европейской комиссией против расизма и нетерпимости (структура Совета Европы) был опубликован Отчет о ситуации в Украине с проявлениями нетерпимости, расизма, ксенофобии, антисемитизма в Украине (четвертый цикл мониторинга).


В своем новом докладе ЕКРН еще раз рекомендует украинской власти его пересмотреть и «как можно скорее обеспечить эффективную защиту прав лиц, принадлежащих к национальным / этническим меньшинствам, и их равенство во всех сферах». В этой связи комиссия заявляет, что законодательство должно содержать положения, запрещающие прямую или косвенную расовую дискриминацию.
Значительное внимание Комиссия уделила и сфере регулирования применения языков в Украине. В пункте 13 Отчета ЕКРН «рекомендует украинским властям обеспечить формирование законодательства о языке, которое бы в полной мере учитывало языковое разнообразие Украины и должным образом отражало принцип недискриминации. ЕКРН призывает власти обеспечить прохождение процесса разработки такого законодательства с проведением широких консультаций и с участием общественности для того, чтобы интересы групп, которые затрагивает закон, надлежащим образом были учтены, и чтобы это способствовало развитию толерантности и взаимопонимания».

Необходимо принять новый закон о языке, который бы в полной мере учитывал языковое разнообразие Украины, считает комиссия.
ЕКРН отмечает, что не произошло никаких изменений в действующем законодательстве в этой области с момента ее третьего доклада. Таким образом, «языковая политика в Украине по-прежнему базируется на Законе о языках от 1989 года и Законе о национальных меньшинствах от 1992 года, которые были подвергнуты критике за отсутствие ясности, а также за то, что не соответствуют стандартам, установленным Европейской хартией региональных языков или языков меньшинств».

25 февраля 2010 г. Европейский парламент принял резолюцию по ситуации в Украине, в которой в п. 5. указал, что «признавая то, что Украина ратифицировала Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств и Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств, призывает прилагать больше усилий для привлечения общин меньшинств в Украине и интеграции этих общин в политическую жизнь страны и путем обеспечения соответствующего права на образование меньшинств».

Организация Объединенных Наций также считает, что в Украине нарушаются права детей, принадлежащих к национальным меньшинствам, и имеет место ксенофобская деятельность, о чем сказано в рекомендациях по выполнению положений Конвенции ООН о правах ребенка, утвержденных 3 февраля 2011 г. на 1611-м заседании Комитета ООН по правам ребенка.

А есть еще подобные выводы ОБСЕ, Комитета Министров Совета Европы и других организаций.

Учесть заключения Международных организаций и мирового опыта - это задача № 4 для принятия проекта закона Украины «О Концепции государственное этнонациональной политики Украины».


Может, не стоит так волноваться? Разве в Украине мало принято концепций, а то и законов, которые абсолютно не исполняются?

Это правда. Положения проекта закона Украины «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины» № 10152-1 тоже абсолютно декларативны и практически не несут право регулирующих норм. Не предусмотрено никаких источников финансирования государственной этнонациональной политики, что превращает этот законопроект в фикцию. Наполнение проекта закона реальным содержанием - это задача № 5.

Что делать, чтобы избежать конфликтов на этнической почве в Украине?

Во-первых, надо определиться со стратегией реформирования сферы этнонациональных отношений – «плавильный котел» или «культурная мозаика»? Такого последовательного подхода пока не существовало за 21 год независимости Украины.

Во-вторых, необходимо внести соответствующие изменения в закон Украины «О национальных меньшинствах в Украине», Уголовно-процессуальный кодекс (относительно усиления ответственности за разжигание межнациональной розни), принять законопроект о государственное языковой политике и т.д.

Если Концепцию этнонациональной политики примут в нынешнем ее виде, прогнозируете ли Вы масштабный этнический конфликт в Украине?

Безусловно, это не приведет к моментальной вспышке конфликтности на этнической почве. Но создается четкое представление, что кто-то в администрации Президента намеренно «раскачивает лодку». Именно поэтому при подготовке этого важнейшего документа не были приглашены ни представители самых больших национальных меньшинств, ни реальные эксперты.


В случае же принятия законопроекта «О Концепции государственной этнонациональной политики Украины» № 10152-1 в его нынешнем виде не только не будут решены установленные им задания, но и появятся дополнительные осложнения в процессе развития гуманитарно-правового поля Украины и, что самое главное, усилятся социальные антагонизмы в украинском обществе на этнокультурной почве, которые могут перерасти в конфликт через 5-10 лет.
Парламентский эксперт
Голова ВОО «ПО «Общая Цель» Руслан Бортник