«300 лет здесь спокойно «выживает» украинский язык, будет он выживать и дальше»
07.07.2012 10:00
Митинги и активное волеизъявление простых украинцев против чего-либо – не редкость для нашего государства. Где правда, а где политическая игра? Почему именно такие методы депутаты используют для удобрения голосовательной активности и когда придет время серьезных вопросов - об этом и многом другом в эксклюзивном интервью интернет-изданию Новости Украины - From-UA рассказал политолог и заслуженный журналист Украины Вячеслав Пиховшек.

Новости Украины - From-UA: - Вячеслав, на протяжении последних дней все говорят о событиях, происходящих под «Украинским домом». Сколько процентов политики, на Ваш взгляд, в этих митингах?

Вячеслав Пиховшек: - Я думаю, что это повод, и не более того. Просто повод, чтобы поднять тему накануне выборов. Была бы их (организаторов митинга. – Ред.) воля, чтобы все сработало более эффективно, они нашли бы более удачное время. Сейчас сезон отпусков - время, когда люди не очень активно интересуются политикой. Следовательно, оно не совсем удачное для раскрутки подобного рода активности.

Кроме того, митингующим очень трудно теперь уйти из-под Украинского дома. Изначально они встали там, чтобы сорвать пресс-конференцию президента. И у них это получилось. Но все дело в том, что президент может проводить пресс-конференцию, в зависимости от обстоятельств, в очень многих местах — как в Киеве, так и за его пределами. А эти люди оказались в довольно глупом положении: они находятся конкретно около Украинского дома, а повод уже пропал.


С таким же успехом митингующие могли бы стать в метрах четырехстах, например, в ту или другую сторону. Такой же точно повод был бы там. 400 м в одну сторону — памятник крестителю Владимиру. Они там будут праздновать крещение Руси или что? А 400 м в другую сторону — монумент воссоединения Украины и России. Они будут праздновать единство братских народов? Тоже опять-таки непонятно... Как придумывалось: быстро и на скорости — так плохо и сработало.

Новости Украины - From-UA: - Понятно, что просто так охранять Украинский дом круглые сутки нет смысла. Как думаете, что предпримут оппозиционные силы дальше?

Вячеслав Пиховшек: - Я думаю, что дальше не будет чего-то очень сильно крутого или очень сильно хорошего. Могут разворачиваться какие-то противостояния по поводу языка, могут выплескиваться новые и новые аргументы в эту сторону, но ведь инициатива ситуации была потеряна. Инициатива датируется 2009-м годом, когда «два языка — одна страна, родная речь и ридна мова» — все это было в предвыборной программе Януковича.

Поэтому аргументировать, в принципе, достаточно просто в любом разговоре по всей территории Украины: вы голосовали за эту предвыборную программу? Как минимум, вы о ней знали, даже если вы голосовали против. Так чего же вы истерику не поднимали до этого момента? То есть получается, что если не реализуется предвыборная программа — тогда Янукович виноват, потому что не реализуется. А если она реализуется, то получается, что Янукович виноват, потому что предвыборную программу Януковича поддержало большинство из тех, кто в тот момент голосовал и вообще пришел на выборы.

Поэтому вместо того, чтобы учиться жить в стране, где существует два языка, о чем Янукович говорил неоднократно, включая эфир программы «Разговор со страной» (это было в начале 2011 г.), есть попытка накрутить политическое противостояние. В этой конкретной ситуации не совсем повезло Владимиру Михайловичу Литвину, который хочет одновременно усидеть на двух стульях. Да и не на двух даже… У него этих стульев столько, что он может быть эквилибристом высочайшей категории — несколько стульев, несколько «крыш», но в этой ситуации я не понимаю, зачем Литвин усложняет сам себе жизнь.


Он должен сказать: «Я подписываю то, что парламент принял» - и все. Или «я не подписываю» - ну тогда не подписывай, а по суду каким-то образом этот закон проходит.

Новости Украины - From-UA: - Да, но мы видим и, собственно, слышим совсем другое от г-на Литвина…

Вячеслав Пиховшек: - Дело в том, что он не понимает, что говорит. Литвин заявляет, что не хочет иметь ничего общего с этим языком, с этим голосованием. Ну так уходи, не морочь голову и не будешь иметь ничего общего ни с тем, ни с тем!

Кстати, он не понимает, что после той истерики, которую он разворачивает на протяжении последних двух дней, ПР будет заинтересована усложнить ему переизбрание. А кому он нужен? Он является настолько ценным кадром для украинского парламента? Насколько я помню, в 2007 году был лозунг его кампании «Парламенту нужен Литвин». Я так до сих пор и не понимаю зачем. Я понимаю, зачем Литвину нужен Литвин, а зачем он нужен парламенту — не понимаю.

Новости Украины - From-UA: - Как Вы считаете, почему именно таким путем наши политики «собирают» голоса? И продолжают ли также хорошо работать публичные митинги, агрессия, голодовки, как, скажем, в годы Оранжевой революции?

Вячеслав Пиховшек: - Политики всегда спекулируют на вещах, которые в той или иной степени людям важны. Если бы людям все эти вещи в отношении языка или истории были не важны, то политики бы мучились и искали что-то другое.

Обычно политики во всех странах ищут то, что важно для конкретных избирателей. И, конечно, вопрос языка, как во Франции, например, вопрос межнационального согласия во время Саркози (с цыганами и арабами), — они легче решаются по сравнению с экономическими проблемами. Вернее, их легче поднимать. Решать, может, и сложнее, но поднимать…


Новости Украины - From-UA: - Сложнее – не то слово. Ситуация почему-то только усугубляется…

Вячеслав Пиховшек: - Потому что в стране нет откровенного диалога. Есть только наборы монологов: по национальному вопросу, языковому, по истории страны. Эти монологи идут. А диалогов подобного рода нет. Нет, скажем, диалога, при котором понятно, что, например, Сталин с Бандерой не являются героями Украины. Поэтому эти темы будут подниматься до тех пор, пока на них будут реагировать люди.

А на более серьезные вещи станут обращать внимание только тогда, когда в стране реально заработает экономика. Или хотя бы начнет подниматься. Все эти безрезультатные споры могут закончиться только одним путем — в связи с политической стабильностью, приходом иностранного капитала и включением крупных массивов земли в товарное производство. По-другому быть не может.

И в то же время, пока экономика на стадии развития, социальные вопросы в основном будут дискутироваться в стране, пока не станет понятно, что есть некая обобщенная точка зрения.

Новости Украины - From-UA: - Как Вы считаете, принесет ли ПР голоса принятие закона, который, по сути, не так уж сильно повышает статус русского языка?

Вячеслав Пиховшек: - Что бы дальше ни происходило, уже произошло самое главное. Первое — никто не сможет обвинить ПР, что она обещала, но ничего не сделала. Этот момент полностью проскочен. Возникает второе: кто-то начинает сейчас орать, что «не надо было этого делать», что «это не так надо было делать». Естественно, политики манипулируют этим в угоду общественному мнению.

Ведь, собственно говоря, позиция у Януковича в предвыборной кампании 2004 г. по вопросу о государственном характере русского языка отражалась только в его высказываниях. Внутри его кампании об этом не было ни слова. Не было только потому, что все думали, что у Ющенко хватит ума не переводить «17 мгновений весны» на украинский. Оказалось, что умственные способности Виктора Андреевича были серьезнейшим образом переоценены.


Ющенко - человек без тормозов. Я помню совершенно шокирующий эпизод, когда секретарь АП Виктор Балога ходил по всем телеканалам и рассказывал, что нужно ставить ролик «Думать по-украински». А я Балоге, как бывшему социал-демократу Виктора Медведчука, с которым мы знакомы, говорил, что в Украине очень важен ролик «Думать научиться». Мы только что пережили страшную ситуацию под названием «Отравление В.А. Ющенко», при которой люди показали высочайший уровень азиатской политической культуры. Причем это азиатский уровень, связанный не с Японией, а с Узбекистаном. Они повелись на абсолютно ненужные вещи. Было даже страшно себе представить, что на такие вещи люди могут повестись. Нет, АП, секретариат – крутили ролик, они хотели доказать, что «мы такое крутим».

Поэтому предвыборная кампания Януковича — это в определенной мере некий общественный запрос. Языковой вопрос не брался просто из-за того, что людям было не на чем спекулировать. Есть определенный тип избирателя — русскоязычный украинец, который является налоговым резидентом Украины, производит ВВП, который хочет, чтобы его гуманитарные права в любом случае не подвергались никаким испытаниям. Вот ответом на это и было данное предвыборное положение ПР.

Это ни в коей мере не является агрессией в отношении носителя украинского языка. Это, условно говоря, уровень самообороны.

При всем маразме нашей действительности, вы слышали когда-нибудь, скажем, от Вадима Колесниченко — весьма невоздержанного во многих высказываниях человека, - что нам нужно срочно фильмы с украинского переводить на русский? «Пропавшую грамоту», например, перевести с украинского на русский, потому что люди не понимают? Такого бреда никто не слышал, понимаете…

А здесь (со стороны оппозиции. – Ред.) получается другая ситуация, при которой люди вот так вот отвечают. Я надеюсь, что у нашего незрелого общества это последний приступ, когда имеют место такие патологические ожидания конца света — мол, если сейчас принять закон про языки, то наступит немедленно конец света.


Конца света не будет. Как говорил Френсис Фукуяма, «конец истории — это всегда начало другой истории». Не бывает у истории какого-то конца. Поэтому и здесь не будет какой-то истерики. Сколько бы все эти люди в истерику не игрались в отношении того, что «Україна гине», 300 лет здесь спокойно «выживает» украинский язык, будет он выживать и дальше. Просто время сейчас другое. Дело в том, что наши люди и по-русски говорят с ошибками, и по-украински - плохо. А о том, чтобы говорить по-английски, и речи не идет…


Светлана Акимова
Новости Украины - From-UA