Шпана против пеликанов
17.07.2012 09:00
Возбуждать уголовное дело отказались, сославшись на п. 1 ст. 6 УПК Украины. В смысле — по причине отсутствия события преступления и в связи с тем, что не найдено никаких данных, которые указывали бы на «умышленное уничтожение гидрофильных птиц».

Трагедия в птичьем «роддоме»

Массовое убийство случилось в ночь с 10 на 11 июня, и уже ранним утром людская молва разнесла эхо невиданного варварства. В Национальном природном парке «Меотида» от рук вандалов погибли краснокнижные птицы. Под покровом ночи было совершено нападение на «птичий роддом»: палками разбиты 4 гнезда с 9 яйцами кудрявых пеликанов, а также гнезда бакланов.

В Новоазовский райотдел милиции директор Национального природного парка «Меотида» Геннадий Молодан обратился, надеясь на оперативное реагирование правоохранителей. Не стал скрывать, что трагедия могла иметь первопричины конфликта, точнее мести браконьеров.


Между тем весть о массовом убийстве уникальных птиц получила резонанс. В «Меотиду» звонили десятки взволнованных ученых-орнитологов, защитники природы и простые люди. На третий день после ЧП в Национальный природный парк приехал председатель Донецкого облсовета Андрей Федорук. Он впервые побывал в этой заповедной жемчужине Азовского моря. Увиденное впечатлило чиновника, а откровенный разговор с Геннадием Молоданом озаботил. Впрочем, поддержку облсовета «Меотида» всегда имела, но тут случай чрезвычайный.

...Шли дни. «Сарафанное радио» живо обсуждало птичий убой, народные версии более уверенно обозначали вероятный круг лиц, причастных к акту вандализма. Получалось, что быстротечное следствие проводилось лишь у кромки моря, на обитателей суши, точнее на поселок Седово, внимания не обращали.

И вдруг — новость. Новоазовское РОВД возбудило уголовное дело! Свое решение руководство местной милиции озвучило громогласно — перед журналистами. Десант представителей прессы на место ЧП высадил Донецкий пресс-клуб, инициировавший проведение в «Меотиде» всестороннего обсуждения факта «отсутствия события преступления». Ради объективности доводов пригласили все стороны — меотидовцев, милиционеров, представителей прокуратуры и экологической инспекции, местных депутатов и жителей поселка.



В «Меотиде» зафиксирован рекорд рождаемости пеликанов. Обычно одна пара высиживает три яйца, а тут – четыре

Гибель пеликанов все восприняли как невосполнимую потерю не только для «Меотиды». Это — удар по репутации Украины, где находилось единственное стабильное гнездование кудрявого пеликана.


— У нас такая замечательная новость! — поделился как-то со мной Геннадий Николаевич Молодан. — Появились кудрявые пеликаны!

Впервые этих птиц в парке зафиксировали в 2007 г. Пеликаны не случайно стали ежегодно прилетать именно сюда. Они искали и нашли здесь для себя безопасное место для выведения потомства. Так что ученые «Меотиды» уже в 2009-м констатировали: гнезда пеликанов есть! Были зафиксированы и кладки яиц столь редкого вида. К слову, высиживание яиц у пеликанов длится 33 дня. В этот период особенно важны абсолютная тишина, изолированность самки. Иначе, покинув гнезда, птицы обрекают на гибель свое потомство. В «Меотиде» зафиксирован рекорд рождаемости пеликанов. Обычно одна пара высиживает три яйца, а тут — четыре. Понятна была радость орнитологов.

— Неужели мы навсегда потеряли пеликанов? — спрашиваю у Геннадия Молодана.

— В ту страшную июньскую ночь было разбито 4 гнезда, в которых высиживались 9 яиц, — напоминает собеседник. — Понятно, что уцелевшие птицы тотчас улетели из опасного места. То есть было десять пар пеликанов, осталось три.

— Как можно оценить урон?

— Материальный ущерб мы указали в обращении в милицию, это 30 тысяч гривен. А вот моральный урон переоценить трудно. Ведь это многолетний труд орнитологов.

В прошлом году мы «поставили на крыло» 30 молодых пеликанов. Ежегодно в парке вырастает по 5—7 птиц. Сколько бы родилось птенцов этим летом, сказать невозможно, — печально констатирует директор.


Да уж, сколько сил и средств потрачено, чтобы в «Меотиде» оградить редких птиц от цивилизации. Государственная охрана парка поставила кордон желающим сюда зайти, заехать или приплыть. Да и орнитологи крайне осторожны, лишь издалека наблюдают жизнь птиц с 28-метровой вышки и при помощи различных технических средств. Для оперативного реагирования есть катер и яхта.

— И все-таки, какая надежда на правоохранителей, признавших факт гибели пеликанов? Где и кого искать?



Колония хохотуна черноголового

— Я уверен, это — месть браконьеров, — говорит директор «Меотиды». — Да, не со всеми местными жителями у нас бесконфликтные отношения. Незадолго до ЧП от отравления умер наш пес Карат— огромный, сильный, опытный наш охранник.

В парке действует 3 круглосуточных поста (всего тут работает более 70 сотрудников, из них 12 заняты наукой).

Как предполагает директор, по суше к гнездовьям даже ночью незаметно не пробраться. Вероятно, вандалы бесшумно подплыли к берегу. И цель у них была конкретная — разгромить именно кладки яиц пеликанов. Следы погрома — скорлупа с мертвыми птенцами и тушки убитых птиц. Вместе с пеликанами погибли и 317 больших бакланов (обычно их гнезда образуют некое кольцо защиты вокруг гнезд пеликанов). Тут могли бы помочь выйти на след преступников пограничники с их системой слежения и фиксирования всех плавсредств, появляющихся в приграничных водах (а от Кривой косы до российского берега — рукой подать).


Уникальные пернатые — конкуренты рыбаков?

Что же могло заставить неких «мстителей» вероломным убийством краснокнижных птиц продемонстрировать свое право на беспредел?

Да, развитие «Меотиды» отчасти меняет ландшафт и акваторию для легальных и нелегальных промыслов на Азовье. Эти перемены не так болезненно воспринимались рыбаками и охотниками, когда этот уникальный заповедник имел статус регионального. Теперь же «Меотида» — Национальный природный парк. Его территория увеличилась за счет акватории.

О расширении заповедной зоны рыбаки знают, но несогласия своего не скрывают. Даже жалобы пишут в разные инстанции.

— В начале этого года мы специально собирали в Мариуполе большое совещание, — сказал «2000» Виталий Нежвицкий, старший госинспектор охраны окружающей природы Азовского моря. — Пригласили всех, кто осуществляет вылов рыбы (в Донецкой, Запорожской и Херсонской областях). Еще раз я разъяснял статьи природоохранного законодательства Украины, отвечал на вопросы, давал консультации. Честно скажу, недовольных было немало. Да и потом в высшие инстанции от общественной организации рыбаков пошло много жалоб. Мол, десятки лет ловили рыбу в привычных местах, а теперь — «подвиньтесь!». Что тут сказать!

Нашей инспекции подконтрольны (кроме прочих объектов) три национальных природных парка — на острове Бирючий, Приазовский и «Меотида». Не все понимают роль этих мест для сохранения дикой природы. Титанический труд ученых не всегда виден и понятен обывателям.

Считаю, что требования закона вполне приемлемы. Пример: раньше рыбаки выставляли сети в одном месте, а теперь их нужно, вынести метров на 400 дальше в море. На это не требуется особых затрат. И море — большое, тюльку и хамсу ловить есть где.

Ведь шум моторных лодок — уже фактор тревоги для птиц. В поселке Седово мы знаем всех, кто ходит в море: человек 7—8 индивидуалов и еще две фирмы по вылову и реализации рыбы. У всех должна быть лицензия, квота, малотоннажные плавсредства. Вряд ли у рыбаков есть основания сетовать на утрату заработка. Просто надо делать это по закону. А он указывает конкретные условия отлова рыбы в заповедных акваториях. Точнее — за ее пределами. Кстати, этой весной наши инспекторы упредили одного такого нарушителя (он намеревался ставни к путине обустроить в незаконном месте). Сейчас это дело находится в суде, — сообщил Виталий Нежвицкий.


— Какие санкции предусмотрены за подобную вольность?

— Есть административные меры (штрафы от 9 до 24 не облагаемых налогом минимумов для обычного лица, а должностному повыше — от 15 до 30 минимумов).



Хочу чайку в руки!

Чем завершится поиск убийц пеликанов, пока неизвестно. Местные уверены, что разбой учинила седовская шпана по наущению разбогатевших на рыбном промысле «крутых» хозяев.

— А что этим особям ваши пеликаны! — снисходительно заметил один абориген. — Они и на море — повелители. Если уже они выходят на промысел, то на таких крейсерах, что там только пушек нет...

Через неделю в «Меотиде» ждут известного французского орнитолога. Он намеревался наблюдать и фотографировать кудрявых пеликанов.

Справка

Региональный ландшафтный парк «Меотида» расположен на юге Донецкой области, охватывает двухкилометровую прибрежную зону Азовского моря на протяжении 150 км. Заповедник создан в 2000 г. Тут зарегистрировано свыше 250 видов птиц (в т. ч. кудрявые пеликаны) и 47 видов млекопитающих, некоторые из них занесены в Красную книгу. Флора парка сохранила аборигенные черты степной растительности, насчитывает 640 видов, в т.ч. более 40 эндемических. В 2001 г. парк «Меотида» был принят в состав международной организации «Федерация Европарков».


Пеликаны существуют на Земле издавна. По данным орнитологов птицы появились на Земле 50–60 миллионов лет назад.



Кудрявый пеликан охотится за рыбой
Нина Рыкова
газета 2000