Реквием по Ступке
24.07.2012 18:15
Сегодня возле Национального академического драматического театра имени Ивана Франко было столпотворение. Желающие проститься с талантливейшим соотечественником современности шли нескончаемым потоком.

Молодежь, семьи с детьми, люди преклонного возраста, дорога сюда и многочасовое стояние на солнцепеке для которых стало подвигом, – у почитателей таланта Богдана Сильвестровича не оказалось возрастных критериев.

«Хранитель великих актерских традиций», «классик», «Человек-эпоха», народный артист УССР, СССР, лауреат Шевченковской премии, Герой Украины - Богдан Ступка оставил после себя богатейшее творческое наследие. Он сыграл более 100 ролей в кино (среди которых фильмы «Свои», «Огнем и мечом», «Молитва о гетмане Мазепе», «Восток-Запад», «Водитель для Веры», «Тарас Бульба»), воплотил в жизнь около 50 театральных судеб. А с 2001 года стал бессменным руководителем Национального академического драматического театра имени Ивана Франко.

Украина скорбит об утрате. Люди несут охапки цветов к гробу и хранят вечную память в сердцах…

Лилия, сотрудница Прокуратуры Киевской области: «Богдан Ступка сделал для своей страны очень много. Это его работа: театр, кино. Это огромный талант, при этом у него присутствовали человеческие качества. Я его лично очень люблю.

Одна из самых лучших его ролей, которые я сейчас могу вспомнить, это, наверное, Тевье-молочник (роль в спектакле «Тевье-Тевель». – Ред.), мне там очень понравился именно Ступка, потому что у него была характерная роль. Если говорить о кино, то нравится масса ролей. Начиная от «Водителя для Веры» и заканчивая… многими фильмами.



Очень его люблю, и мне очень жаль, что такое произошло так рано».

Людмила Баляшная, киевлянка, кандидат филологических наук: «Богдан Ступка – величина, равной которой нет. Это такое родное чувство: этот голос, его образы – это совершенно необыкновенный человек. Это такая величина для Украины, которую сложно себе даже представить. Сложно себе представить мощь его, масштаб, этот необыкновенный талант, он какой-то родной был, какой-то удивительный человек.

Сначала в кино видела его много раз, а потом вот такой шок был – это «Тевье-Тевель». Второго такого Тевье никто никогда не создаст больше!

Я – театрал, очень люблю театр.

Так вот, я совершенно сознательно часто шла «на Ступку». И друзей, и близких на «Тевье-Тевеля» водила. А в принципе, его роли – это вещь неповторимая.

И фильмы с его участием я всегда смотрю и никогда от них не уставала. Удивительная вещь – никогда не устаешь смотреть их! Этот казак в «Тарасе Бульбе» вообще… (женщина очень волнуется, поэтому говорит взвинченно. – Ред.).

Богдан Ступка – это мега-персона. Это очень большая потеря для Украины, для искусства, конечно, тоже, но для Украины просто… один его голос чего только стоит».

Татьяна, поклонница Богдана Ступки: «Для меня это очень большая утрата, потому что еще когда девчонками были, ходили смотрели «Белую птицу с чёрной отметиной», он там молодой был, красивый, темпераментный. И тогда уже из всех трёх братьев он больше всего поразил меня – настолько талантливо это было сыграно.

Я закончила студию Верёвки, со мной учились девочки со студии Франка, я их хорошо знала, это был 1972-1973 год. И потом я дальше в оперной студии работала, знала многих актеров. Его талант рос, и всё это было видно: и фильмы, и передачи, и спектакли. Очень часто мы посещали, потому как тут консерватория рядом.

Горько… Конечно, я всё понимаю – земной путь рано или поздно заканчивается, но всё равно очень горько. Вот моя дочка театральную студию закончила тоже, говорит, хочу полевые цветы Сильвестровичу принести».



Лаура, дочь Татьяны: «Пафосных роз почему-то не захотелось покупать, захотелось полевых цветов. Поймала себя сегодня с утра на таком ощущении, что как будто знаю Богдана Сильвестровича лично. Поняла, что это не так. Стала задумываться, а почему я так чувствовала?

Потому что он был великим человеком и только великому человеку под силу так войти в каждое сердце, в каждый дом и в каждую душу, чтобы каждый из нас украинцев думал, а я думаю, я не одна такая, что мы знали его лично. Это однозначно моя личная потеря».

Маша Хмутенко, школьница: «Он был хорошим человеком, я поддерживаю всех в этом. У нас дедушка был с ним очень хорошо знаком, и я знала Богдана Сильвестровича лично.

Он был очень добрым, очень веселым, безумно красивым… Это мой кумир… ходили постоянно на концерты.

Самая запомнившаяся роль в кино – в фильме «Тарас Бульба».

Он очень любил играть роли в театре – это было его увлечение. Он этим занимался, он это любил, он этим жил».

Почитательница таланта актера: «Богдан Ступка был всем для Украины: национальной гордостью, высшим достоянием, всем…»

К сожалению, дальше женщина говорить не смогла, ее душили слезы…



Владимир Яворивский, украинский писатель, друг Богдана Ступки: «Мы с ним почти ровесники. Наша молодость прошла во Львове. Он был молодым актёром, я был молодым писателем, мы дружили. Мне страшно хотелось, не думая даже о том, что он уйдет из этого мира, написать про это время – или воспоминания, или что-то художественное. Это было неимоверно интересное время.

С одной стороны, мы были молодыми и внутренне вольными, но мы жили в страшной «задухе»: львовские слежки, стукачи, и т.д.

Богдан Ступка в нашей компании постоянно лицедействовал. Вот мы идем ватагой по Львову, сбрасываемся по 20-30 копеек для того, чтобы выпить по стакану сухого вина или встретить кого-то, у кого есть рубль или два, потому что у нас только мелочь звенит в кармане.

Вот мы идем, разговариваем, а он идет сзади там с зонтиком и постоянно играет: или какого-то «панка», который гуляет по Львову – причем это для него было таким невероятным наслаждением, ему это было приятно. Есть актёры, которые себя насилуют, или те, для которых это тяжелая работа, а для него это была радость жизни, дыхания.

Очень часто Ступка шутил: «Положите мне рубль, я, может, снимусь в кино и сразу вам отдам». Все так посмеивались по этому поводу, но некоторые давали рубль.

И, конечно же, первым таким переворотом всеукраинским, а может, даже всесоюзным для него стала кинолента Юрия Ильенко и Ивана Николайчука «Белая птица с чёрной отметиной».

Для Львова это была первая сыгранная роль бандеровца, где Богдан Ступка создал образ не идиота, загнанного и т.д., он умудрился дать ему какой-то внутренний свет, какие-то внутренние аккумуляторы этого человека (загнанного, конечно, позже), показать любовь к девушке и т.д. Это было удивительно.

Когда во Львове состоялась премьера, все, конечно, пошли на неё. И я вспоминаю, что мы договорились, что будем пить только шампанское. В связи с этим Ступке, Николайчуку, Гаврилюку львовские фанаты выставляли шампанское, и каждый считал за честь это сделать. И когда мы привели Богдана домой к Ларисе, он очень хотел что-то сказать Ларисе, мол, «извини, мы весь день водили козу, была премьера…», но никто из нас не мог сказать и слова, потому что выпили столько шампанского, что оно крутило в носу.



А после этого у него появились солидные роли во Львове. В театре Заньковецкой мы приходили почти на каждой спектакль. Там была такая творческая кофейня, «Комарик» назвалась, с черного входа мы заходили в театр, и по этому поводу всегда шутили, что в сам театр мы не заходили.

Понятное дело, что в Киеве мы уже реже встречались, но мы вместе с ним были в Америке (и там же была супружеская пара Матковских, которые, кстати, специально прилетели на его похороны). Виделись редко, потому что каждый был занят своим делом.

А роли Богдана Ступки! Это вещи совершенно незабываемые никогда: это Николай из «Украденного счастья», так играл, говорят, только Бучма.

Ступка так смаковал, так любил импровизировать, что действительно двух одинаковых спектаклей у него не было. Даже один и тот же спектакль, в котором он не менял ни слова в нём, но игра всегда отличалась. Это зависело от его настроения, от его состояния души, от его умения найти какую-то деталь, найти какой-то абсолютно новый штрих.

Я уже не говорю про его кинофильмы после «Белой птицы…», этот тоже кинофильм, который мне лично очень нравился, хотя к нему было очень много претензий, это «Молитва за гетмана Мазепу», где он сыграл его, это и «Огнем и мечом», роль отца-генерала в модерновом фильме «Водитель для Веры».

Украине он оставил свой образ «Ступковский».

Владимир Быстряков, композитор, заслуженный артист УССР: «Богдан Ступка - Человек с большой буквы. Знаете, есть понятие, с которым ассоциируется Украина за границей наряду с братьями Кличко, Шевченко, с Чернобылем. Я считаю, что Ступка очень пристойно представлял Украину. Он вышел за пределы национального масштаба – это был актер мирового уровня, человек разносторонний, с большим юмором.



Я не раз вспоминаю, как он мне рассказывал анекдоты. Мы всегда встречались на всевозможных фестивалях, тусовках, он всегда был очень общительным, толерантным. Я чувствовал, что этот человек большого мужества. Я недавно был у него в кабинете, несколько месяцев назад, он уже был очень болен, исхудавший, но держался с достоинством. Не было такого, чтобы на лице отражалось малодушие. Волевой Мужчина с большой буквы.

Я не так часто ходил на его спектакли, чаще смотрел кино. Но он очень гордился жизнью театра, приглашал интересных режиссеров. Он жил театром, своими ролями. Очень обидно, что такие люди рано уходят из жизни. Он очень много сделал для искусства, кино, театра».

Напомним, что сердце Богдана Ступки остановилось утром 22 июля. В тот момент актер находился в киевской клинике «Феофания», где в борьбе с тяжелым заболеванием - раком кости, провел последние месяцы своей жизни.

Помним и скорбим.


Светлана Акимова
Юлия Процышена