Коммунальные грабежи
09.08.2012 11:00
Существует разновидность бизнеса, который будет приносить прибыль всегда, потому что у него всегда будут клиенты и покупатели. Они просто никуда не денутся без воды, газа, электричества, тепла и связи. И будут нести в уплату за них последние копейки.

Кабельные сети

Месяц назад я торжественно отсоединил свою квартиру от кабельного телевидения. Я решил отказаться тот него – зачем платить лишнее? Сам я не смотрю телевидение уже года два и держался за кабель исключительно ради других членов семьи, прикипевших к пакету «Дискавери». Но теперь и они полностью перешли на интернет, где не включается каждые 15 минут реклама, где можно выбрать удобный для себя язык и подходящее качество видео. Там есть всё: новости, тематические сайты, кино, трансляции, скайп и другие варианты общения, онлайн игры и даже бонус в виде 30 телеканалов. И обходится это лишь ненамного дороже, чем кабельное телевидение.

В нашем изрешеченном перфораторами подъезде 4 сети кабельного интернета - неплохо для провинции. При этом качество интернет-услуг регулярно повышается (больше скорости, меньше поломок), а стоимость постоянно падает. Наверное, интернет – это единственное, что постоянно дешевеет в Украине.

Владельцы предприятия городской сети кабельного ТВ теперь в отчаянии заламывают руки и пытаются охмурять уходящих клиентов обещаниями пустить по своей сети HD-каналы и доступ к интернету. Тщетно! И знаете, их нисколечко не жалко. Даже напротив. Наконец-то отлились разоряющемуся монополисту слезы целого города…


Давным-давно, ещё 90-х годах, в нашем городе появилась ЧП, транслировавшее по кабельной сетке спутниковые телеканалы. Оно пользовалось огромным успехом у населения, которому по антенне на крыше были доступны лишь четыре телеканала («Останкино», два украинских и городское). Но частник процветал недолго. На его перспективный бизнес быстро положили глаз «атцы города», которые выкупили ЧП и превратили его в коммунальное предприятие (КП) кабельных сетей + городскую телестудию.

Почему коммунальное? Потому что решением городских властей ему передали право на обслуживание всех принимающих антенн на крышах домов - тех советских ещё, помните? И однажды все эти антенны были демонтированы, а горожанам предложили подключаться к кабельной сети. Альтернативы не было (разве что ставить самодельную антенну), поскольку это «коммунальное предприятие» еще и получило от «атцов города» монопольное право на прокладку телекабеля в черте города. И народ толпами повалил писать заявки. Кстати, подключение тогда стоило 10 долларов (плюс стоимость кабеля). А помимо абонплаты за общий пакет телеканалов, КП брал еще дополнительную плату за дополнительные пакеты, в которые включил спортивные, познавательные и киношные каналы.

Когда весь город был насажен на иглу кабельного телевидения и оно стало приносить по сто тысяч долларов прибыли ежемесячно, коммунальное предприятие трансформировалось. На его теле выросло ЗАО, владельцами которого стали «атцы города» и их родственники. Оно как бы арендовало у КП всё оборудование и кабельную сеть, осуществляло услугу и получало за это денежку, которую клало себе в карман. А вот поддержка кабельной сети города в рабочем состоянии оставалась за коммунальным предприятием, ставшим вдруг убыточным и дотируемым из городского бюджета.

Долгие годы кабельная монополия приносила своим владельцам стабильную прибыль, которая ничуть не зависела от ситуации в экономике страны, ведь смотреть телевизор люди хотят всегда. Но «атцы города» допустили просчет: они поздно обратили внимание на интернет. Несколько ЧП получили лицензии на создание сетей «витой пары» еще в те годы, когда скорость интернета едва позволяла загружать картинки большого размера. Кто знал, что в очень скором будущем они станут не просто конкурентами, а буквально могильщиками отжившей своё сети кабельного ТВ…

Впрочем, у «атцов города» есть немало и других источников стабильных доходов…


«Укртелеком»

Из всех монополистов Украины эту компанию стоит назвать самой зажравшейся и самой тупой. И никакая приватизация не изменила её сущности. Это такое сугубо личное мнение гражданина, столкнувшегося с «сервисом» это монстра.

Как известно, «Укртелеком» родился путем оформления наследства на советскую систему связи. Ей достались все украинские АТС (и 10,3 миллиона абонентов «проводной» связи), станции связи, магистральные кабели и спутниковые тарелки. Владея всем этим, «Укртелеком» до сих пор является основным предприятием связи в стране, от него зависят все: и интернет-провайдеры, и операторы мобильной связи. Более того, долгое время украинские власти лоббировали интересы «Укртелекома», не допуская в нашу страну его потенциальных конкурентов из-за рубежа. Трудно сказать, в чем тут состоял «державный интерес», но вот интересы украинских граждан откровенно игнорировались.

Наша квартира не имеет «проводного» телефона. В советское время капризничать по этому поводу было не принято, а в 90-е годы тем более. Но в следующем десятилетии наступило «покращення», всё вокруг как бы развивалось, в воздухе витали идеи и принципы рыночной экономики, и я отправился в «Укртелеком» с деловым предложением. А именно: получить, наконец, телефонный номер по рыночной цене. Какая очередь, думал я наивно, ведь если есть спрос – то компания должна только радоваться этому, работая не покладая рук. Ага, сейчас!

Дородные тетки в «абонентском отделе», выглядывающие из-за груд папок с бумагами, сказали, чтобы с подобными предложениями я не приставал к ним еще лет пять. А в управлении городского филиала «Укртелекома» я нашел сонного директора, пьющего чай с секретаршей, и мечтательно смотрящего в потолок главного инженера. Все они разводили руками и ссылались на то, что у них нет технической возможности подключать новых абонентов. «Так расширяйте сети, прокладывайте кабели, всё же окупится!» - возмутился я. На что они лениво развели руками: не можем, без указки из областного управления ничего расширять не можем, а областное управление не может дать указку без согласования с Киевом…

Это была бюрократия закостеневшего государственного предприятия. Однако вот уже полтора года, как «Укртелеком» приватизирован, а никаких изменений в его работе – по крайней мере в нашем городе – так и нет. Наша квартира всё так же без телефона. В подъезде все так же висят жгуты древних советских телефонных проводов, протянутых тут еще в 70-е годы. Соседи, в своё время подключившиеся к «ОГО!», всё так же же регулярно возмущаются ужасающим качеством услуги и по одному убегают к кабельному интернету.


Но «Укртелеком» не тужит. В его руках важнейшие коммуникации, у него по-прежнему миллионы абонентов, которых он удерживает порой весьма оригинальными способами. Например, вызвать «скорую» по сотовому телефону в нашем городе практически невозможно, потому что звонок по «103» переводится в… другой город. Или вообще в областной центр. Сомнительно, что это проказы мобильного оператора! Так что люди среднего и старшего возраста держатся за «проводной» телефон обеими руками, что еще долго будет гарантировать «Укртелекому» достаточное количество клиентов, исправно приносящих ему прибыль.

Впрочем, «Укртелеком» всё эти годы умудрялся декларировать убытки. Возможно, реальные – как следствие неумения и нежелания вести бизнес. А, возможно, фиктивные, с целью избежать «лишнего» налогообложения и обосновать свое постоянное намерение повысить абонплату.

Водоканал

Если без телевидения и телефона человек ещё может кое-как прожить, то без воды протянет не более трех дней. Если на второй не задохнется от миазмов смердящего туалета. Поэтому известный лозунг «вода – это жизнь» вовсе не преувеличение.

Но вода - это не только жизнь, но и деньги. Хорошие деньги. Коммерциализация водоснабжения в Украине началась примерно лет десять назад, когда появились первые «концессии», подмявшие под себя городские водоканалы. В нашем городе водоснабжение перекочевало в частные руки еще в президентство Виктора Андреевича, который не мешал делить пирог государственного и коммунального имущества ни своим друзьям, ни своим врагам. Добрый был Президент!

Почему «концессия»? Потому что приватизировать предприятие водоснабжения города официально нельзя – это объект стратегического назначения. И тогда наши «атцы города» пошли на хитрость, воспользовавшись опытом своих коллег из областного центра.

Внезапно коммунальное предприятие городского водоснабжения начало нести огромные убытки. Их обосновывали неплатежами потребителей. «Атцы города» печально заявляли, что водоканалу уже нечем расплачиваться за электроэнергию, у него нет денег на новые насосы и трубы, и скоро наш город останется без воды. А затем в приунывшем городе появился спаситель. Это был «концессионер», якобы немецкий инвестор, которые по своей безграничной душевной доброте согласился возместить водоканалу все убытки, а также вложить в него двадцать миллионов. За это он просил отдать ему водоканал в аренду, в концессию – пока что на пару десятилетий, а там, может, и больше.


После коротких дебатов в городском совете (скандальной перебранки с двумя депутатами-коммунистами и одним БЮТовцем) концессия была утверждена. Было создано ООО, которому передали в полное распоряжение артезианские скважины, насосные станции, всю сеть водоснабжения, а также сеть водоотвода (канализацию). И кто же знал, что главная фишка этой затеи (пока что) находится именно в канализации!

Дело в том, что согласно декларативному договору между городскими властями и «концессионерами» тарифы на водоснабжение должны были оставаться в рамках общеукраинских. Именно эта договоренность была главным аргументом сторонников концессии, они размахивали ею перед скептиками: смотрите, бояться нечего, никто вас не ограбит! Был и ещё один нюанс: закон вроде бы запрещает полностью перекрывать подачу воды физическим лицам, задолжавшим плату.

И действительно, тарифы на водоснабжение остались «в рамках», однако тарифы на водоотведение превышают их более чем вдвое! «Концессионеры» решили заработать на очистках стоков, точнее, на разнице между суммой собранных с населения платежей и стоимостью услуг станции водоочистки, которая в состав этого ООО не входит. При этом тарифы на «очистку» вскоре вырастут еще больше, поскольку «концессионеры» заявили, что в состав стоков входит не только потребляемая людьми вода, но также… дождевые и талые воды. То есть фактически горожане должны будут платить им ещё и за дождь!

И попробуйте им не заплатить! К вам на специальной машине с надписью «отключение должников» приедет бригада хмурых слесарей и… нет, они не перекроют воду (не имеют право), они перекроют вам канализацию! Закон-то этого не запрещает! Оригинальный и безотказный способ выбивания денег из должников.

Впрочем, этим «концессионер» пока что лишь «отжимает» себе деньги на завтрак. Настоящая прибыль ООО видится в будущем: получив в свое распоряжение артезианские ресурсы, он получил самое ценное богатство будущих десятилетий. Ведь ученые прогнозируют колоссальный дефицит чистой питьевой воды, цены на которую могут достичь стоимости нефти.

Кстати, о таинственных «концессионерах». Как оказалось, никаких немцев в нашем городе никто и в глаза не видел. Просто контора, выступившая в роли «концессионера», была зарегистрирована в Германии. Нетрудно догадаться, что её истинными владельцами являются всё те же «атцы города»…


Теплоснабжение

Деньги, выбиваемые за канализацию, это ничто по сравнению с суммами, которые горожане платят за отопление и горячую воду. Впрочем, и то, и другое они видят только с конца октября до начала апреля. Затем городские котельные останавливаются, и люди греют воду, кто чем может: кто электрическим баком, а кто просто в кастрюльке на печке.

Сначала это поясняли «остановкой на профилактический ремонт», а затем «недостатком средств на покупку газа». Настоящая же причина состоит в том, что снабжать город горячей водой в летний период им не выгодно – и они просто не хотят этим заниматься. Такова реальность украинской провинции! Впрочем, бывает и похуже: в некоторых городах горячей воды не видели с советских времен.

Наживаться на тепле – а точнее, на газе – наши «атцы города» начали больше десяти лет тому назад, аккурат когда он стал расти в цене. Как известно, воровство газа в Украине издавна было очень выгодным бизнесом. Однако воровали его не только из магистральной трубы.

Скажу сразу: это только слухи, рассказы людей, работавших на этих предприятиях, официально же никто никогда не то что не поймал за руку, но даже не обвинил. Тем не менее, я вам эти слухи перескажу.

И так, обе городские котельные в процессе работы потребляют некоторое количество газа. Но какое? Ранее расход примерно прикидывали по еще советским формулам: городу должно поставляться столько-то тепла, столько-то горячей воды, плюс потери при транспортировке, складываем, умножаем, делим – и получаем необходимый объем потребляемого газа. Но это теоретически.

На практике ТЭЦ, вырабатывая также пар и электроэнергию для крупного комбината, хорошо экономила, поставляя городу тепло как побочный продукт. Кроме того, объемы и температуру поставляемого городу учитывали, скажем так, очень приблизительно. А это позволяло экономить газ и второй котельной, работающей только на городские нужды. Таким образом, при должной сноровке можно было экономить солидные объемы природного газа.


При этом за весь газ (потребленный и «сэкономленный») полностью расплачивались жители города, платившие на отопление и горячую воду. По отчетам он весь сгорал в топках котлов. И как вы уже совершенно верно догадались, «сэкономить» серьезные объемы газа можно было только в отопительный период, когда котельные работали на полную мощность. Поэтому возиться с подогревом водички в летний период никто просто не хотел.

Но куда же девали «сэкономленный» газ? Ведь его не закачаешь в баллоны и не повезешь за границу. Тут слухи расходятся. Одни утверждали, что газ направляли на находящийся рядом комбинат. На каждом крупном предприятии всегда есть «неучтенная» продукция, вырабатываемая из «неучтенного» сырья «неучтенными» энергоносителями.

Другие считали, что котельные просто и не получали этот «сэкономленный газ». Они просто за него расписывались, но сам газ не покидал магистральных труб и шел дальше, на экспорт. И в этой схеме «атцы города» были лишь мелкими сошками, подручными воровитых чиновников всеукраинского масштаба.

Как бы там ни было, но когда в 2000-м году вице-премьер Тимошенко внезапно стала «нормировать» потребление газа, «атцы города» сильно приуныли. И именно тогда они стали её принципиальными и злейшими врагами. После Юлию Владимировну быстро сняли, ситуация с газом снова либерализовалась, но не надолго. Когда с 2005 года цена на российский газ для Украины стала от года к году стремительно расти, его потребление вновь стали строго лимитировать. «Экономить» на газе уже не получалось.

И тогда «атцы города» решили зарабатывать на тепле. Тарифы на отопление и подогрев воды стали резко расти, а пояснялось всё это тем, что Россия де поднимает цены на газ. При чём тут вообще Россия, если коммунальные предприятия должны получать дешевый газ украинской добычи, никто не пояснял. В украинскую газовую бухгалтерию вообще уже давно не пускают посторонних, эта сфера коррумпирована еще больше, чем распределение бюджета и государственные подряды. Из людей просто выдавливали деньги, регулярно пугая должников судебными исками.


Чтобы никто не вырвался из лап коммунальных гопников, горожанам отрезали пути отступления. Для начала «атцы города» предприняли ряд мер, которые сделали практически невозможным переход отдельных квартир на альтернативное индивидуальное отопление. Саму процедуру отказа от услуг ТЭЦ сделали крайне долгой и уморительной, а установку газовых отопительных котлов и вовсе запретили. Официально. Неофициально получить все разрешения можно, но это стоит 30 тысяч гривен. Если же повысятся тарифы за электроэнергию (до 1 гривны при потреблении свыше 800 киловатт), то невыгодным станет и вариант электрического обогрева.

Вся эта старательная подготовка велась не просто так. После последних местных выборов 2010 года экс-мэр устроился директором теплоцентрали, а вторую котельную передали в ещё одну концессию. Учитывая, что всю это делалось под крылом министра топлива и энергетики Бойко (большим другом экс-мэра и одной из группировок «атцов города»), то эти делишки явно выходили за рамки простого бизнеса городских властей. Как поговаривают работник теплоцентрали, их новый директор - лишь управляющий филиала большого бизнеса нынешнего энергетического короля Украины. И теперь этот бизнес заключается в продаже населению сжигаемого в топках газа и угля (смотря, на чем работает ТЭЦ) по максимальным ценам, превращенным в тарифы за отопление.

Впрочем, какая разница, кто там главный? Вопрос лишь в одном – когда они перестанут «зарабатывать» путем изъятия денег из карманов граждан, прижимая их к стенке коммунальным шантажом?

Энергия

В то время, как одни зарабатывают на продаже воды, а другие на продаже тепла, третьи уже давно заколачивают на продаже электрической энергии. Украинские «облэнерго» давно были лакомым куском для самым влиятельных олигархов и политиков. Вокруг них в разное время всплывали фамилии Коломойского, Медведчука, Тимошенко, Порошенко, Григоришина, Ахметова. Последний, к примеру, в прошлом году официально купил себе несколько «облэнерго», сделав весьма выгодные вложения.

Действительно, если ситуация на мировом рынке стали колеблется туда-сюда, то потребление электроэнергии от года к году стабильно растет. Кстати, свою лепту в это внес и сам Ахметов: снеся несколько древних мартенов, он установил на своих заводиках несколько электрических конверторов. Ну а население, накупив различной бытовой техники, жжет электричество так, что не выдерживает проводка.


В часы пик напряжение падает до 170-160 вольт, вылетает защита, искрят соединения, дымится изоляция. Но если в квартире, подъезде и доме люди еще могут обновить проводку и распределительные щиты, то все эти старания спотыкаются о двери первой же трансформаторной будки, оборудование которой не менялось со дня её постройки (если не сгорало) и работает уже 30-50 лет, а то и со времен войны! За все два десятилетия украинской независимости никто - ни государство, ни частный собственник – и не подумал о модернизации электрических сетей. И вряд ли задумается об этом в обозримом будущем.

Да и зачем им это? Олигархи стремились заполучить энергетические предприятия исключительно с целью выжимания из них (то есть из нас) максимальной прибыли. Старое советское оборудование, с заложенным в него многократным запасом прочности, сможет кое-как протянуть еще не один год. На их век хватит!

Если внимательно присмотреться к приобретениям олигархов, можно увидеть, что они как раз стараются избегать покупок ненужного им оборудования. Прежде всего приобретается контора «облэнерго», бухгалтерия, через которую проходят финансовые потоки – вот в них и запускают руки видные украинские бизнесмены. Уже потом их интересуют распределительные мощности и в последнюю очередь сами электростанции. И не мудрено – их же время от времени нужно ремонтировать, а это убытки. Украинский бизнес вообще предпочитает только посреднические функции: создать фирму, открыть офис, составлять договоры и подписывать счета.

Как эти люди умудряются зарабатывать на электрической энергии, тарифы на которую пока еще остаются фиксированными, остается непонятным. Но у них это получается! И свои закрома пополняют, и офисам «облэнерго» на расходы остается немало – выглядят они как конторы преуспевающих предприятий, а рядышком стоят дорогие иномарки их управляющих. При этом государство регулярно плачется о том, что электростанции крутят генераторы себе в убыток, и тарифы на электричество следует поднять в разы, доведя до «европейского уровня».


О том, что вначале следовало бы поднять до европейского уровня украинские зарплаты, отстающие от него раз десять, родная держава стыдливо помалкивает…

Виктор Дяченко
Новости Украины – From-UA