Детские мультики, или Школа для будущих извращенцев
17.08.2012 19:00
«Ребята, давайте жить дружно!»
(из мультфильма «Кот Леопольд»)


Вот скажите, какие мультфильмы вы смотрели в детстве? Не ошибусь, если предположу, что большинство наших читателей ждало, когда покажут по телевизору «Простоквашино», «Ну, погоди!», «38 попугаев», «Вини-Пух», «Брементские музыканты» – этот список можно продолжать до бесконечности. И эти домашние просмотры приравнивались к некому маленькому празднику.

Потом уже появились видеомагнитофоны, и мы приставали к родителям с просьбой поставить любимый мультфильм вместо того, чтобы пойти в садик или делать уроки после школы. Мультяшные герои радовали нас, учили, вместе с ними мы переживали их счастье и неудачи, мы подпевали им песни, мы рисовали их акварельными красками на ватманах и вешали их на стену над нашими детскими кроватями.

Но время всё меняет. Волк и Заяц превратился в Губку Боба, песни заменил молодежный сленг, местами даже совершенно недетский, особых переживаний тоже нет, ведь новый герой - бессмертен и непотопляем. И смотреть на него можно круглые сутки, загрузив серии в интернете.

Собственно, поэтому на днях Национальная экспертная комиссия по вопросам защиты общественной морали заявила, что намерена проверить мультфильмы нашего времени на предмет того, не несут ли они угрозу детям. Под раздачу попали «Губка Боб», «Лунтик», «Маша и Медведь», «Телепузики», «Покемоны», «Симпсоны» и т.д. Такое решение принял глава комиссии Василий Костицкий. Собственно, поэтому корреспондент Новости Украины – From-UA решил к нему и обратиться за комментарием. Но, к сожалению, ответа на этот вопрос получить не удалось: все запросы от СМИ нужно присылать в письменном виде. Правда, в пресс-центре нам пошли навстречу и сообщили, что «они уже всё сказали в прессе. А подробнее можно будет говорить уже по результатам исследования».

Ну, что ж, чтобы получить ответы на то, безопасны ли для детской психики новые мультики, и куда пропали старые добрые советские, мы решили не медлить. И задать эти вопросы нашим компетентным экспертам.



Актер театра и кино, народный артист Украины Евгений Паперный вспомнил то время, когда он озвучивал мультфильмы «Приключения капитана Врунгеля», «Остров сокровищ», «Доктор Айболит»: «Все эти фильмы несли добро, хороший юмор, восприятие».

А сейчас, считает эксперт, «это полный разврат, это нагнетание агрессивности у детей, это бездушие. Лезет всё то, что у взрослых. Я вот выписываю журнал «Тайны двадцатого века», там четко сказано, что Третья мировая война начнется в интернете. Поэтому, мне кажется, они себе раньше времени геморрой зарабатывают, портят глаза».

По словам народного артиста Украины, у его внуков, «которым одному два, другому три года, лучшая игрушка – это айпад, они дерутся за него, у бати забирают, и знают, куда там тыкать, что нажимать. Ну, еще машинки любят».

Евгений Паперный сам с удовольствием смотрит наши старые мультфильмы про Аленушку, её братика Иванушку: «Я смотрю с удовольствием наши мультфильмы с подробной рисовкой, это при том, что такой техники как в Америке у нас не было, но это уже, конечно, молодым не интересно».
На вопрос о том, куда же пропали старые мультяшки, Евгений Паперный рассказал, что они периодически появляются на Первом российском канале: «А наши каналы все коммерческие. Я глянул программу, мне нужно было по работе посмотреть, кто что гонит, так там сплошные сериалы, боевики, криминал, суд – всё».

Актер театра и кино огорчен тем, как развивается нынешнее поколение: «Мой внук уже просится к папе на колени за руль, играет айпадом. Я уверен, что через год он сядет за компьютер. Только мой сын сел за него в двадцать, а эти в пять уже будут сидеть, и ничего же кроме этого не видят. Современные дети не знают, что в театрах происходит, что в кино, они и телевизор уже не смотрят».



Народный депутат от фракции КПУ Евгений Царьков поделился мнением, что он тремя руками «за» решение Национальной экспертной комиссии по вопросам общественной морали проверить новые мультики.

Чтобы объяснить свою позицию, народный избранник руководствовался утверждениями: «Есть такая фраза: «Какие игрушки – такие и дети», и это всегда было, есть и будет. Когда сейчас у подростков из старых игрушек – пистолет от игровой приставки и куча игр-боевиков и т.д., то, однозначно, любой психолог скажет и я, как родитель, что всё это влияет на психологию, на подход. Не нужно смотреть на нашу сторону, нужно посмотреть на зарубежье, которое у нас не за горами: когда какой-то, извините, ублюдок стреляет в школе по детям и по родителям, то это психология, которая закладывается от агрессии в интернете, в играх и с телеэкранов».

Евгений Царьков рассказал о том, что же на самом деле несут новые мультфильмы: «Есть письменный ответ (Национальной экспертной комиссии по вопросам общественной морали – Ред.), где было признано, что в этих мультиках установлено наличие ненормативной лексики, наличие элементов, которые непозволительны несовершеннолетним, наличие пропаганды гомосексуализма (в прямом смысле было установлено наличие однополых отношений). И это же всё заключение не политиков и не отдельно взятого Красовского, на которого все накидываются – поэтому общество это должно регулировать».

«И однозначно, – считает Евгений Царьков, – государство должно вмешиваться, так как ребенок – это губка, которая впитывает всё: и хорошее и плохое. Есть, конечно, понятие «родители», которые его воспитывают. Но если постоянно получать извне негативную информацию, то ни один родитель с этим не справится».

Поэтому, говорит политик, если хотите смотреть такие мультики, как «Симпсоны», пожалуйста, только в ночное время и с красным квадратиком внизу экрана. К тому же, по словам Евгения Царькова, нам, в буквальном смысле этого слова, втюхивают дешевый зарубежный продукт, продюсеры которого сами считают его «фигней»: «…на СНГ этот низкосортный продукт, по большому счету, идет с очень большим дисконтом». Именно по этому, выразил мнение политик, в этом вопросе есть и экономическая составляющая, которая немаловажна. Правильно, а зачем платить больше?



А по поводу того, что на экранах телевизоров не стало старых советских мультиков, Евгений Царьков не удивился: «Чтобы вы понимали, авторские права очень многих советских мультфильмов уже выкуплены многими западными компаниями. И я, уже как депутат, имею возможность общаться с депутатами других парламентов, то не зря наши мультфильмы на фестивалях зарабатывали всегда высокие очки, потому что наш кинопродукт достаточно «смотрибельный»», – подытожил коммунист.

Психолог, песочный терапевт, руководитель Центра психологии «Новый день» Елена Лукьяненко, как профессионал, считает, что мультики могут быть, как и полезны, так и опасны: «Всё зависит от того, какой мультфильм ребенок смотрит. И поэтому родителям, однозначно, нужно очень четко и скрупулезно выбирать мультфильмы для своих детей».

Эксперт рассказала о том, что сегодняшние мультики отличаются странностью, и там есть много двойных моментов: «Они там друг друга бьют по голове или расплываются, а потом опять собираются – ребенок же не понимает, что там много жестокости, он не чувствуют боли другого. Потому что в мультиках, в компьютерных играх стирается инстинкт самосохранения – ребенок видит с самого маленького до подросткового возраста ситуацию, когда кого-то бьют по голове, он растекается в луже, потом – хоп – и собрался, идет дальше, смеясь. И ребенок себе думает, что это есть норма, и ничего плохого не случится, если дать кому-то по голове: грубо говоря, человек улыбнется и пойдет дальше. Поэтому у них какие-то инстинкты начинают потихоньку стираться, и начинают вырабатываться понятия о том, что жестокость – это нормально, это хорошо».

Мать 11-го ребенка поделилась опытом воспитания и мультитерапии: «Когда моя дочь была маленькая, я очень четко отслеживала мультики. И основная масса мультиков до пяти лет – это были наши советские, очень старые… мы когда-то вводили для самых маленьких деток мульттерапию. Если родители немножко больше заморочатся и больше времени на это потратят, то можно выбрать серию мультиков очень поучительных, которые учат дружить, помогать друг другу, трудиться, умываться (тот же «Мойдодыр») и т.д».

Психолог рассказала пример из личной жизни, который, наверняка, говорит о том, что современные мультики могут вредить: «Всем известный «Шрэк»: когда мой ребенок был маленький, в какой-то момент я захожу в комнату, а моя дочка стоит и через голову бросает книжки. Я ей говорю: «А что ты делаешь, так же нельзя делать!», а она мне отвечает: «А вот помнишь, мама принца в «Шрэке» что-то делала и бросала книжками». Момент, как бы, абсолютно незначительный, но вот если брать весь мультфильм, то ребенок его словил и пытался повторить».



А вот руководитель социологической компании «Research & Branding Group» Евгений Копатько видит эту проблему совершенно с другой стороны: «Влияние мультфильмов на психику и их соответствие морали должно подвергаться тщательному исследованию, потому что и так в нашем информационном пространстве очень много негатива, очень много депрессивности, информации, если хотите, с отрицательной энергией. Поэтому любая тема может быть подвержена ревизии, результаты которой должны быть преданы публичной огласке. Так что мультфильмы – это лишь малая часть информационного пространства, в котором находятся и взрослые, и дети».

Эксперт поделился мнением по поводу советских мультиков: «Они пропали из эфира, потому что считается, что это наследие советского режима, а при Советском Союзе не могло быть хороших мультиков (смеётся.- Ред.). Потому что советские лучшие мультфильмы, которые были в нашей стране (и они, кстати, были признаны одними из лучших в мире, как, например, «Ежик в тумане»), были очень человечные и очень содержательные».

А вот по поводу того, есть ли сейчас аналоги таких мультфильмов в Украине, Евгений Копатько ответил: «Если смотреть на мультфильмы, которые сейчас есть, то, во-первых, нету нашей продукции современной, а та, которая есть, то она, извините, не выдерживает никакой критики. Второе – у нас всё сейчас заполонено переводными мультфильмами американского, японского, еще какого-то производства, как правило, стран, которые доминируют в этой индустрии. Но я хочу сказать, что есть шикарные, замечательные диснеевские мультфильмы… Но нашего продукта, доброго, человечного, который отражает наши ментальные особенности, практически нет».

А вот народный депутат от фракции НУ-НС Ольга Герасимьюк считает, что Национальная экспертная комиссия по вопросам общественной морали делает какую-то глупую работу: «А главное, я не понимаю, что они могут сделать для того, чтобы этого не видели дети, ведь существует масса способов смотреть это через тарелку, где есть целые каналы с этими детскими мультфильмами, на которых этот Спанч Боб идет бесконечно. И какого плана будет эта экспертиза? Будут это сексопатологи, или психиатры?».

«Нам вообще нужно определиться, – советует Ольга Герасимьюк, – с тем, чего мы ждем от этого показа. Например, люди, которые боятся пропаганды гомосексуализма, или считают, что там вредная гендерная политика, должны определиться с тем, что они имеют в виду под понятием пропаганды, гендерной политики. Пусть они сами определятся с понятиями гуманизма и толерантности».



Народный депутат задает вопрос о том, что потом со всем этим делать – запретить? Продолжая мысль, обращается к философии: «Гомосексуализм не отменишь, он существует, как явление. Когда мы воспитываем детей, или сами живем в этом мире, мы должны понимать, что нельзя отменить грозу, ветер, но можно научиться с этим жить. Нужно понимать, как общаться, как вести себя, какие ценности выбирать, каким быть в отношении к остальным, отличающимся от нас. Должны ли мы пропагандировать уничтожение этих отличающихся? То есть мы сами должны разобраться в том, как мы в этом мире позиционируем себя, как люди. Для этого, видимо, Комиссия не создана. И люди, которые в ней работают, тоже должны определиться с этой позицией для себя».

А вот по поводу того, почему дети перестали смотреть советское, народная избранница приводит яркий пример: «Были прекрасные детские книжки, а сейчас стоит вопрос читать их или не читать? Я одной восьмилетней девочке в подарок купила книжку «Незнайку», потому что помнила, что сама её в детстве читала с интересом. А она мне говорит: «А ты знаешь, что «Незнайку» читать вредно?». Я её спрашиваю: «Почему?». А она мне отвечает: «Потому что там пропагандируется советский образ жизни». Это мне сказала девочка восьми лет! Потом я открыла эту книгу и увидела, что некоторые такие моменты там действительно есть: коллективизм, отсутствие индивидуальности, оно, действительно существует. А ребенок смотрит себе Спанч Боба, это любимый мультик этой девочки, кстати, и говорит мне такие вот вещи про Незнайку».

Ольга Герасимьюк уверена в том, что дети имеют право выбора, и что нужно очень осторожно их направлять. И напоследок народная избранница напомнила: «все самое мерзкое в мире создано взрослыми. И взрослые люди, выбирая, что детям показывать, должны побеспокоиться про собственную мораль».

Коллега предыдущего эксперта, народный депутат от фракции НУ-НС Владимир Яворивский, поэт настроен на решение Национальной экспертной комиссии по вопросам общественной морали намного решительнее. Он вообще «за» то, чтобы Комиссию разогнать.

Народный избранник объяснил свою позицию: «Есть телевиденье, есть телеканалы, редакторы этих каналов – они сами знают, что им показывать, а что – нет. Для этого что нужен протокол, заседание Костицкого (причем я не знаю ни одного высокоморального человека с этой Комиссии, клянусь вам)? Кто там сидит? В свое время её создавал Табачник, и если там сейчас сидят люди Табачника, то можете представить, что это за Комиссия».



«Поэтому, я считаю, – продолжил мысль Владимир Яворивский, – что такая Комиссия не нужна – это наш «совкизм» в самом худшем виде, чтобы всё контролировать. Если бы такая Комиссия была, она-то есть, но если её создавать, то там должны бы были быть моральные авторитеты нации – Лина Костенко, Иван Дзюба, Попович, Федор Стригун – наши люди, которые известны своей моральностью». Но туда, по мнению оппозиционера, никто из этих людей не пойдет, потому, что это не по-ихнему – судить.

Владимир Яворивский подробно рассказал о том, каким он видит современный мультик для украинского ребенка: «Я за то, чтобы нашим детям сегодня предлагать мультики, в первую очередь, исторические, про казачество то самое, нужно прищеплять им патриотизм. Это могут быть мультики и новые, не только про казаков. А самое главное – нужно делать талантливые, десять раз готов повторить – талантливые мультики… В первую очередь, они должны быть патриотическими. Конечно, это должны быть какие-то светлые вещи, которые запоминаются, воспитывают в ребенке доброту, нежность. Должны быть мультики про Украину, правда, я понимаю, как это всё сложно сделать. Мультики имеют свою специфику, и чары от них, иногда, больше, чем от документального кинофильма».

«За» то, чтобы разогнать Национальную экспертную комиссию по вопросам общественной морали, адвокат Татьяна Монтян, потому что «это шайка негодяев, которая за государственный счет удовлетворяет свои низменные инстинкты». И еще, добавляет эксперт: «всю эту комиссию нужно сдать в сумасшедший дом – это мнение моих четверых детей. Никаких угроз мультики детям не несут».

Мать четверых детей рассказала о том, что смотрят её чада: «Не важно, кто снимал мультфильм, о чем там идет речь, мультики должны быть качественными. Мои дети с удовольствием смотрят, как старые советские мультики, так и новые, в том числе и про Губку Боба».

На вопрос о том, куда пропали советские мультяшки, адвокат утвердительно ответила: «они никуда не пропали, дети отлично смотрят их в Интернете. Им этот телевизор даром не нужен. Когда они решили что-то посмотреть, они залезли в Интернет, и посмотрели всё, что им хочется. Зачем им быть привязанным к телевизору?».

И напоследок Татьяна Монтян задала риторический вопрос, который, может, каждый задаст себе и сможет самостоятельно найти ответ на него: «Разве это проблема для ребенка – выбрать, что посмотреть?».

Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA