Сын убил отца-садиста
27.08.2012 14:00
...с признаками насильственной смерти. По этому факту в прокуратуре Днепропетровска возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 115 УК Украины. По подозрению в совершении указанного преступления задержан несовершеннолетний Заньков Виталий Георгиевич, который признался в умышленном убийстве своего отца.

А началось все много лет назад. Заньков Георгий Ефимович преподавал философию в одном из Днепропетровских негуманитарных вызов. На протяжении многих лет он занимался тяжелой атлетикой и, соответственно, был в отличной физической форме. Коллеги отзываются о Занькове кратко: своеобразный человек, скрытный и неискренний. Такая сдержанная характеристика говорит не в пользу Георгия Ефимовича, а скорее – в пользу его интеллигентных коллег, которые не умеют сплетничать и не говорят плохо об умерших.

С супругой Мариной Максимовной Заньков Г. Е. развелся, когда сыну Виталику было 7 лет. Георгий Ефимович старательно использовал свое влияние и связи в районном совете опеки и попечительства, и при разводе супругов суд вынес решение: сын будет проживать с отцом, а не с матерью. Сделал это Заньков не из любви к ребенку, а чтобы «насолить» бывшей жене, заставить ее страдать. Преподаватель философии ненавидел женщин. Исключение не составляла даже его родная мать. Какое-то время она оставалась жить в квартире с сыном, чтобы помогать вести домашнее хозяйство, ухаживать за мальчиком, но вскоре, не выдержав сыновьих «репрессий», уехала в другой город – в приживалки к племяннице.


О своеобразном характере Занькова Г. Е. говорят не только его коллеги, но и соседи по дому, бывшая супруга, сын. К примеру, 24 декабря около 22 ч. 40 мин. соседка из своего окна наблюдала, как из подъезда дома выбежал босой, без верхней одежды Виталий. За ним гнался его отец, Заньков Г. Е. Женщина не придала этому событию особого значения, поскольку в последнее время подобные явления в семье Заньковых уже вошли в норму.

К счастью, Виталий совершенно не похож на своего отца. Он не так сильно развит, но и слабаком его не назовешь. Еще со школьных лет Виталий проявлял рвение в учебе, был победителем городских олимпиад по математике и английскому языку. «Умный мальчик!» – говорит о сыне мать. Но в течение 10 лет этот умный мальчик находился в атмосфере разнузданности и садизма, которую создал ему родной папаша. «На протяжении всего периода проживания с отцом я постоянно испытывал физические и нравственно-психические страдания, – позже будет рассказывать Виталий Заньков в кабинете следователя. – Отец всячески издевался надо мной, ограничивал мою личную свободу: не выпускал из дома или не пускал домой».

Рассказывает бывшая жена Георгия Ефимовича, Марина Максимовна: «Заньков Г. Е. создавал сыну невыносимые условия для совместного проживания: запрещал встречаться с друзьями, держал взаперти, отбирал деньги, которые я давала Виталию, забрал и отнес к себе на работу подаренный бабушкой компьютер». Каковы причины такого отношения отца к своему сыну? Их не было! Виталий по-прежнему увлекался науками, он – успешный студент одного из престижных техникумов города. Юноша не курил, категорически не употреблял алкоголь, не баловался наркотиками.


Как бы этого ни хотел Георгий Ефимович, но его сын в свои 17 лет не стал, подобно ему, женоненавистником – у Виталия была любимая девушка. «…Отец длительное время не жил половой жизнью, всячески отвергал общение с женщинами, запрещал мне общаться с ними». Но все это – ничто по сравнению с тем, что Мы узнаем о Занькове Г. Е. дальше. В меру сдержанный на работе (другого, наверное, там бы не потерпели!), дома Георгий Ефимович выпускал на волю злобного джина. «Периодически он сильно избивал меня…» Георгий Ефимович бил Виталия руками, ногами, гантелями, куском металлической трубы и другими предметами, которые попадались под руку. а рука и сама по себе у тяжелоатлета была нелегкая. Такое поведение Занькова-отца невозможно объяснить какими-нибудь дурными привычками, к примеру – злоупотреблением спиртными напитками, поскольку Заньков Г. Е. вообще практически не пил. Но если он немного выпивал на работе по случаю праздника, то становился неадекватным: выкрикивал бессмысленные слова, угрожал убийством. Но все это – дома, дома! а на людях Георгий Ефимович держал себя в руках.

По фактам избиения Заньков-младший писал заявления в милицию, в прокуратуру, в суд, в совет опеки и попечительства. Понимая невозможность совместного проживания, юноша упрашивал отца разменять квартиру, чтобы иметь отдельную, пусть самую маленькую жилплощадь. Такие разговоры бесили Занькова-старшего, выводили из себя. Физически Виталий не мог противостоять папаше-тяжелоатлету. Часто, спасаясь от побоев, сын убегал к матери. Но женщина тоже была бессильна перед тираном. Кроме того, «побеги» Виталия были чреваты для него новыми расправами.

И вот случилось то, что неминуемо должно было случиться. Произошло все в тот самый декабрьский день, точнее – в очень поздний вечер, когда соседка наблюдала из окна, как босой и раздетый Виталий убегал от разъяренного отца.

После занятий в техникуме Виталий вечером вернулся домой. а около 22.30 пришел и Георгий Ефимович. Едва увидев его, Виталий сразу понял, что у отца «нет настроения» и он опять начнет беспричинно цепляться. Парень мыл руки в ванной комнате. Скоро туда вошел отец и со словами: «Боже, когда уже это закончится, когда я от него избавлюсь?!» набросился на сына: бил его кулаками по голове, по туловищу. Юноша закрывался от отца руками, но, поскольку был без очков, не мог толком защищаться. Заньков повалил сына на пол и, схватив обеими руками за горло, принялся душить. В кармане брюк у Виталия был баллончик со слезоточивым газом. Зачем молодой человек всегда имел при себе это средство защиты, можно догадаться. В этот раз он воспользовался им. Однако пущенная в лицо струя газа не остановила Георгия Ефимовича, а еще больше разозлила. Хватка на шее сына не ослабевала…


Отбросив в сторону бесполезный баллончик, Виталий начал отбиваться руками и ногами. Это в какой-то степени помогло – юноше удалось вырваться из беспощадных «объятий». Чтобы остудить горячего папашу, он включил холодную воду и направил шланг в сторону Георгия Ефимовича. Отфыркиваясь, как морж, тот бросился в кухню. Виталий воспользовался этим, чтобы убежать, но отец догнал его в прихожей и своей могучей фигурой преградил выход из квартиры. В руках он держал большой кухонный нож, которым пытался ударить сына в грудь. Понимая, что убежать не удастся, Виталий оттолкнул отца, надеясь забаррикадироваться в кухне. Григорий Ефимович настиг его и там. Стараясь отвести от себя удар, юноша ухватился за нож, порезал пальцы, но боли не почувствовал. Он развернул лезвие, и нож угодил Занькову-старшему в живот. Но и раненный, отец не оставил мысли расправиться с сыном. Повалив Виталия на пол, он занес над его головой топор для рубки мяса. Жуткая картина! Защищаясь, сын отталкивал от себя отцовскую руку с топором…

В результате этой схватки Заньков Г. Е. получил резаные раны в области живота и головы, но силы не покидали его. Удерживая нож в руках, он догонял сына. Во дворе, возле мусорных баков, Виталий поскользнулся и упал. Еще мгновенье, и отец зарежет его, как поросенка. Вырвав нож из отцовских рук, Виталий ударил его лезвием в шею. Хлынула кровь. Виталий с трудом выбрался из-под обмякшего тяжелого тела, потащил отца к подъезду, но по ступенькам поднять не смог. Из своей квартиры он вызвал по телефону скорую помощь и милицию. Потом позвонил в дверь к соседям. «Я убил своего отца», – сказал он.

На протяжении всего досудебного следствия обвиняемый Заньков Виталий Георгиевич давал последовательные признательные показания. В результате проведения комплексной стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизы Заньков В. Г. признан вменяемым. Однако, сказано в заключении, в момент совершения преступления он находился в состоянии сильного душевного волнения. Следствие приняло во внимание выводы экспертизы, и действия обвиняемого Занькова В. Г. были переквалифицированы с ч. 1 ст. 115 УК Украины на ст. 116 УК Украины – умышленное убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения. Суд Амур-Нижнеднепровского района вынес Виталию Занькову следующий приговор: 3 года лишения свободы. На основании ст. 75 УК Украины (освобождение от отбывания наказания с испытанием) суд установил осужденному испытательный срок – 2 года.

Соседи по дому не пожелали проводить Георгия Ефимовича в последний путь – никто из них не пришел на похороны.


(Имена и фамилии изменены)
Валентина Индовицкая
Судебно-юридическая газета