Почем часы у патриарха?
29.08.2012 19:18
Я дал клятву никогда не прикасаться перстами к презренному металлу! Но если назойливые миряне суют мне всякую дрянь... в этот карман... и в этот карман... то грех они берут на свою душу.
Фильм «Дуэнья»


Неудачно отфотошопленные часы патриарха Кирилла в свое время наделали много шума. Причем как сами часы стоимостью 30 тысяч долларов, так и тот факт, что роскошный аксессуар попытались скрыть, отредактировав фотографию. Дальше покатилось как снежный ком: квартира, кортежи, достойные арабских шейхов, яхта «Паллада»…

По мнению главы синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, священнослужители не должны стесняться принимать дорогие подарки, поскольку люди выказывают этим свою любовь. Конечно, но как же аскеза, как же традиции передавать нуждающимся то, что является излишеством для смиренной монашеской жизни?

Имеют ли священнослужители моральное право принимать дорогие подарки? Как это сказывается на авторитете церкви? Как решается этот вопрос в других конфессиях? С этими вопросами Новости Украины – From-UA обратились к компетентным экспертам.



«Принятие дорогих даров лишает его высоты сана. Он становится таким же, как и все, и он перестает быть тем, кто есть священнослужитель. Если эти факты предаются огласке, то в представлении людей он будет таким же, как и все. И чему он тогда может научить?» - задает риторический вопрос доктор философии, главред газеты «Наша вера» Евгений Сверстюк.

«О подобных фактах говорят люди, - подмечает философ. - И говорят именно потому, что их удивляет, что человек с духовным образованием не осознает те вещи, которые понятны простым людям. Когда человек выбирает путь служения, то это есть путь в высшей мере аскетичный. Это есть создание морального образа для наследования».

«Позитивные факты из жизни священнослужителя не разглашаются, потому что это само собой разумеется, а негативные всплывают. И люди про них говорят в силу своей склонности к обсуждению, к критике. Но надо сказать, что таких фактов появляется все больше, вот в чем дело. Но если священнослужитель держится на достойной высоте, то ему и не будут предлагать дорогие подарки», - считает Евгений Сверстюк.

«Ясно, что церковный служитель является образцом и терпения, и милосердия, и бессребреника. Если бы он не был таким образцом, то, наверно, не стоило называть его церковным служителем, тогда это будет просто чиновник от церкви, который, как и все остальные чиновники у нас, коррумпирован», - уверен политолог, философ и писатель Дмитрий Выдрин.

«Я считаю, что это общемировая проблема, - продолжает философ. - Я помню скандалы с педофилами, Ватиканские скандалы, связанные с несметными богатствами других мировых конфессий, с содержанием тайных служб. Мы читаем наиболее знаковые мировые романы, где достаточно откровенно и, наверно, не полностью бездоказательно описывается механизм функционирования современных конфессий».

«Если возникают голые безумные девушки, которые бензопилами валят православные кресты, стоящие на могилах, наверно, это проблема не только церкви, но и общества. Идет заражение. Коррумпированные церковники своими бациллами заражают общество, а сумасшедшие люди нашего общества, у которых нет ни бога в сердце, ни царя в голове, бензопилами вырезают у нас остатки веры, остатки всего святого. Это общемировая проблема. Власть денег сегодня становится доминирующей везде», - считает политолог.

По поводу того, что можно было бы сделать с драгоценными подарками, Дмитрий Выдрин дал простой совет: «У церкви есть колоссальные, намоленные традиции: все подарки во все времена передавались в приюты. Каждая церковь имела несколько приютов, над которыми она патронировала в духовном, в наставническом плане, и в материальном плане, передавая те излишки, которые не нужны. Поэтому я думаю, что какой-нибудь автомобиль «Бентли» был бы интересным украшением какого-нибудь украинского детского дома где-нибудь в глухой украинской провинции».



«Мне фигура отца Кирилла импонирует в целом, прежде всего, потому что это достаточно современный человек, а находясь в его высоком положении — он что, будет носить какую-то турецкую подделку?» - спрашивает композитор Владимир Быстряков.

«Во всяком случае, меня это не трогает и не умаляет его авторитета. Я считаю, что помыслы его чисты, что он умен. И слава Богу. С одним из наших местных экзархов, к примеру, долгое время жила гражданская жена, из-за чего он и был отлучен, мне это кажется более постыдным, как и то, что утверждают, вдобавок ко всему, что он носит звание генерал-майора МВД. Я не знаю, каким боком это можно увязать со званием высшего иерарха церкви?! А то, что часы или подарки — ну и что? Люди хотят и дарят. Ну, конечно, можно рассматривать сей факт как своеобразную взятку. Да только что можно попросить у Патриарха взамен? Местечко в раю или право бесплатно рвать яблоки там же?» - заявил Владимир Быстряков.

«Если верующие мирятся с разного рода свинством в церкви, то это значит, что церковь тяжело больна», - убежден писатель и лидер партии «Братство» Дмитрий Корчинский.

«Они безусловно не имеют права принимать дорогие подарки, особенно если этот священнослужитель - монах. А большинство дорогих подарков преподносятся тем, кто пребывает в монашестве (высшие церковные саны предполагают монашеский постриг. - Ред.). Монах - это человек, который умер для мира. Если монах принимает дорогой подарок и не отдает его сразу на нужды онкоклиники или не отдает все бедным, нуждающимся и больным, то он крыса, а не монах», - уверен Корчинский.

«Это общемировая проблема, просто в мире она стоит не так остро. Все-таки большинство церковных иерархов в мире являются настоящими сподвижниками в отличие от РПЦ-шников и тех, кто возглавляет осколки РПЦ. Задача верующих - наставлять служителей культа на путь истинный. Мы из Евангелия знаем, что если брат поступает недостойно, то надо его увещевать, либо уже обращаться ко всему собранию, к церкви. Если он и после этого остается при своем мнении, то «пусть ему будет как язычнику и мытарю». Если верующие мирятся с откровенным крысятничеством в своих рядах, это говорит о том, что, может быть, они верят в какого-то другого бога, а не в того, о котором написано в Евангелии», - заявил лидер «Братства».



«Очень непростые вопросы, на которые нет и не может быть однозначного ответа. Человек, посвятивший свою жизнь служению Всевышнему, не имеет другого источника дохода, кроме пожертвований, "подарков", как вы их называете», - рассказал главный раввин хасидов Украины Моше Реувен Асман.

«Другое дело, как человек распоряжается этими пожертвованиями, - подчеркнул раввин. - Прихожанам, которые дарят своим духовным наставникам дорогие часы, машины и так далее, ближе образ именно такого Учителя. Человек в мешковине просто не имеет шанса достучаться до их души».

«Более того, - продолжает раввин, - именно Всевышний раскрывает руку дающую. Но это никоим образом не снимает ответственности с получателя. Ведь все материальное содержит в себе элемент искушения и, следовательно, испытания. Пока материальное служит инструментом раскрытия духовного, все хорошо. Но как только Духовный наставник решит, что он не может жить без мерседеса, дорогих часов или телефона, он потерян для Всевышнего. Потому что думать он будет не о Б-ге».

«Я не принял бы в подарок мерседес, то есть принял бы, но с целью продать, чтобы полученные деньги потратить на помощь нуждающимся. Но есть, например, книги, чья стоимость иногда больше, чем стоимость автомобиля, которые я был бы счастлив принять в дар. Не стоит концентрировать свое внимание только на внешних проявлениях благополучия. В иудаизме нет никаких ограничений на размер получаемых подарков. Повторяю, это проблема получателя», - настаивает Моше Асман.

«Написано в Талмуде в трактате "Санхедрин", что осознанное смирение есть высшая форма гордыни. Вполне может быть, что человек в рубище, перевязанном веревкой, куда больший грешник, чем тот, кто ездит в автомобиле и носит дорогие часы. Не смотрите на внешнее, если не хотите быть обманутыми. Ведь, выбирая вино, вас интересует содержимое, а не бутылка?» - подытожил Моше Реувен Асман.

«Священник должен корректировать свое отношение к этим вопросам с общественным резонансом. Вопрос, конечно, двояк в отношении к подобным вещам. Он, с одной стороны, является функцией народного контроля за нравственностью церковнослужителя, с другой стороны, он является проявлением жлобства во многих людях, если люди, кроме как про материальные вещи, ни о чем говорить не могут», - рассказал, настоятель храма Агапита Печерского Отец Андрей Ткачев.

«Поскольку общество болезненно на это реагирует, то священник тоже должен реагировать на это соответствующим образом и не поддаваться соблазну. То есть если дорогая машина соблазняет человека — пересядь на более скромную. Если что-то другое соблазняет — то можно от этого безболезненно отказаться и пользоваться чем-то более скромным», - поясняет священнослужитель.



«В Священном писании говорится, что любовь к подаркам извращает суд и взятка меняет сердце человека. Поэтому, конечно, кто привык принимать дорогие подарки, тот может уже не смыслить без этого своей жизни. Это будет плохо. Но надо сказать, что гипертрофированный интерес к этой теме говорит не только о грешности нашего брата, он же говорит и о крайнем материализме мышления обывателя. Это тоже печаль», - заметил он.

«Под объективы фотоаппаратов попадают люди из когорты 1 % от общего числа духовенства. В этом есть большая несправедливость, потому что они не делают общую погоду. Основная масса нашего духовенства — это люди, у которых под ногтями чернозем, потому что они на огородах работают, которые тащат на своих плечах многодетные семьи — это основная масса простого духовенства. Здесь обидное создание несуществующей проблемы, когда общий образ священника вырисовывается как человека на дорогой машине, с дорогими часами и толстым пузом. Это неправда. Если в целом сравним наше духовенство с католическим, то мы нищие. Если мы сравним наше духовенство с протестантскими пасторами, с мусульманскими проповедниками, с иудейскими раввинами — мы нищие. Почему так и должно ли быть так — это уже тема отдельной дискуссии. Но то, что эта тема не попадает в поле зрения общественного мнения, а попадают только часы на отдельном представителе духовенства, это говорит о болезни самого смотрящего», - заявил Отец Андрей.

Артур Ризнык
Новости Украины – From-UA