У нас для вас плохие новости!
03.09.2012 16:45

А ведь иногда, открывая страницу новостей, действительно хочется почитать о чем-то хорошем. Порой, глядя на новостные сюжеты, создается впечатление, что, кроме убийств, грабежей и несчастных случаев, в стране больше ничего не происходит, если не считать периодических повышений цен и сообщений об очередных распилах, откатах и махинациях, что никак не добавляет общей картине ярких красок.

Но разве хороших новостей мало? Разве сложно хоть через раз упоминать о том, кто-то трудится и добивается успеха, несмотря на жизненные обстоятельства, что наши соотечественники в чем-то оказались первыми (не только в темпах распространения ВИЧ-инфекции), в конце концов, просто написать о котятах какой-то редкой породы – это работает всегда. Нет, нужно обязательно влепить на главный разворот фото очередного ДТП со всеми (патолого)анатомическими подробностями. И как в таком море чернухи сохранять веру в светлое завтра? Как не требовать: «остановите землю, я сойду»?

А с другой стороны, плохие новости так популярны благодаря подсознательному желанию знать об опасности, чтобы иметь возможность ее избежать. К тому же, хоть в этом неприятно признаваться, глубоко в душе каждый желает быть уверенным в том, что кому-то сейчас хуже, чем ему. Вот и получается, что «плохие новости» не только сильнее захватывают читателя, но и зачастую читаются с большим интересом, чем что-то действительно позитивное. Беда лишь в том, что спрос на подобного рода материалы из года в год растет, а предложение традиционно стремится быть на шаг впереди спроса.

Но к чему это приведет? Не указывает ли все возрастающая тяга к «чернухе» на проблемы в самом обществе? Отражает ли такое количество негативной информации реальное положение вещей и как исправить ситуацию? На эти вопросы Новости Украины – From-UA искали ответы у компетентных экспертов.



«С тем, что увеличилось число жестоких убийств и несчастных случаев по вине человеческого фактора, я согласен. Подобная информация востребована в СМИ, потому что это один из актуальных факторов социальной жизни, это вопрос безопасности, он всегда стоял очень остро в Украине», - считает аналитик центра «Гардарика» Константин Матвиенко.

«Что можно сказать о моральном и психическом состоянии журналистов, которые всячески это педалируют? - спрашивает эксперт. - Это вопрос культуры поведения, вопрос воспитания. У нас сейчас фактически с развалом института семьи молодые люди, которые приходят в социальную жизнь, просто не чувствуют своей ответственности за окружающих, чего не было ранее. Плюс, конечно, техногенные факторы: огромное количество автомобилей, других средств передвижения. Плюс наркотики и алкоголь».

«Что касается других симптомов и причин моральной деградации общества — включите телевизор на канале, который транслирует заседания ВР, — и больше вам ничего не понадобится», - посоветовал Константин Матвиенко.

«Эта информация популярна, потому что не требует какой-то интеллектуальной обработки, она просто воспринимается как факт, - об этом рассказал народный депутат от БЮТ Владимир Яворивский. - Раньше об этом просто не говорили. А сейчас есть телеканалы, которые в какой-то мере специализируются на этих фактах, некоторые даже их смакуют. Поэтому фифти-фифти... Все эти факты не требуют осмысления. Если это какой-то политический факт — то что, как, что стоит за этим, а здесь просто констатируется факт жестокости».

«Моральная деградация очевидна, - сетует политик. - Общество уже четко знает и понимает, что ни за что можно посадить за решетку человека, который еще вчера управлял страной. Если власти это позволяется, то почему бы и мне, маленькому человеку, не позволить и себе что-то такое? Но мы должны учитывать, что есть еще один нюанс. Он, может быть, не такой сильный, но человек надеется, что об этом напишет пресса, что о нем все узнают, пусть и плохое. Это небольшой сегмент, но он тоже влияет на ситуацию. Поэтому можно сказать, что деградация общества есть, она ощущается. Это переходный период от одной общественной формации к другой. Переход очень медленный, вялый, бездарный, он порождает апатию, безнадежность, в том числе и аморальность».

«Нет ни у кого никаких рецептов по исправлению ситуации, а если у кого-то и есть, то они не действенны. Усилить милицию — да, в какой-то мере. Сегодня правоохранительные органы абсолютно бездействуют, они охраняют только олигархов и власть имущих, и им абсолютно безразлична человеческая судьба. Можно назвать еще некоторые факторы, но они все слишком мелки по сравнению с главным: надо наводить порядок в стране, надо дать людям работу, потому что много преступлений совершается из-за безработицы — очень много социальных преступлений: кражи и даже убийства ради какой-то жалкой суммы. Надо принципиально менять настроение в стране, чтобы люди понимали, что надо работать и зарабатывать себе на хлеб. А когда люди видят, что вытворяет власть, то думают, что если власть крадет миллиарды, то почему бы мне не украсть у бабушки какие-то 150 гривен, задушив ее?» - заявил Владимир Яворивский.



В свою очередь народный депутат Артем Щербань уверен, что востребованность «чернухи» связана с нашим украинским менталитетом: «У нас чем хуже соседу, тем лучше себе. Я не готов судить общество, но мне кажется, здесь есть над чем задуматься и сделать из этого выводы».

«Я считаю, что для того, чтобы эту ситуацию исправить, нужно как можно больше этой «чернухи» убрать из СМИ и с телевидения. Если мы сравним российские СМИ и украинские, то мы увидим, что в российских СМИ такого беспредела, как у нас нет. Я считаю, что в этом смысле должен быть какой-то фильтр, нельзя все подряд пускать на экран», - считает депутат.

«Я общаюсь много с эрудированными людьми, и у них ко всей этой «чернухе» негативное отношение. Я думаю, что люди не должны знать столько отрицательной информации. Это не улучшает качество жизни, или ее безопасность, или принятие каких-то адекватных решений», - уверен хирург, заслуженный врач Украины Игорь Ковальчук.

«Это еще больше удручает людей, которые живут в нестабильном обществе, когда социально-бытовые условия оставляют желать лучшего, когда социальная защита должна быть намного лучше, система здравоохранения, образования и все остальное. Поэтому я не сторонник всех этих сенсаций и неправдивой информации, особенно на канале "ЧП-инфо" и т.д., потому что я не думаю, что это несет позитив в массы. Она еще больше удручает людей, которые стоят на какой-то критической точке. И так психика людей расстроена, поэтому я не думаю, что это несет какой-то позитив. Если взять советские времена, то люди практически ничего не знали, но каждый день на первой странице газет было написано, что растут надои молока, производительность труда увеличивается, жить становится лучше, жить становится веселее и т.д.».

«Во-первых, надо начинать с самого себя. Как сказал еще Гиппократ, если человек не хочет изменить свою жизнь, помочь ему невозможно. Но не в каждой семье сильная генетика, сильные семейные устои, и не каждый человек может устоять среди негатива, который его окружает. С другой стороны, есть закон о СМИ, есть закон о защите граждан Украины (имеются в виду нормативные акты). Особенно сейчас, перед выборами, все это подогревается, потому что кто-то борется за кресло и даже не контролирует свои слова и эмоции. Все это негативно влияет на наше общество», - считает Игорь Ковальчук.

Журналист и ведущий популярной программы «Дурнев+1» Алексей Дурнев поделился своими соображениями на этот счет: «Людей всегда интересовали три вещи: секс, деньги и смерть. Если написать новость, в которой кого-то трахали за деньги, а потом убили, то эту новость прочитает максимальное количество людей. Я думаю, что это не моральная деградация, а особенность менталитета».



«Сложно анализировать психологическое состояние общества, но я думаю, что если людей ничего не впечатляет, кроме убийств, — наверное, больше ничего интересного и не происходит. Возможно, если бы у нас строили мосты или космодромы, то это бы тоже неплохо читалось. Но так как ничего подобного не происходит и максимум, что люди могут увидеть в новостях — это какое-нибудь сообщение вице-премьера или еще что-нибудь непонятное для большей части населения, то убийства — это все, что остается », - комментирует телеведущий вопрос о моральном и психическом состоянии общества.

«Мне кажется, всегда наших людей будут интересовать подобные вещи. Просто мы можем попытаться перенаправить часть внимания на другие темы, которые должны объединять людей, – продолжает Алексей Дурнев. - К примеру, когда играет сборная Украины на Евро-2012 и побеждает Швецию, все новости пишут об этом и никто уже не вспоминает, кого в этот день убили. То есть должно быть что-то такое, что объединяет нас: какая-то большая стройка, какая-то цель, к которой все долго шли и наконец пришли».

«Чернуха не востребована только именно сейчас. Во все времена секс и смерть - это то, что вожделеет людьми, - считает журналист и телеведущий Константин Стогний. - Когда-то взорвали одного из криминальных бригадиров в Киеве, а я был дежурный по городу. Женщина идет домой, несет в авоське продукты детям, видит оторванные конечности этого бандита. Ей плохо, ее тошнит, отходит, потом оборачивается, опять смотрит, ее опять рвет. Я попросил «беркутовцев», чтобы женщину отвели домой, потому что она сама с места происшествия уйти не могла. Так устроен человек. Страх и секс всегда вожделеют, просто надо государству грамотно контролировать эти вещи и соблюдать баланс, чтобы мы не катились по требованию этих страстей».

«С тем, что возросло число убийств по вине человеческого фактора, я не согласен. Возможно, создается такая иллюзия, потому что сейчас больше об этом говорят, – замечает эксперт. - Сейчас нет запрета и цензуры, поэтому людям кажется, что сейчас больше убийств. Еще и фильмы пропагандируют — посмотрите, любой боевик — там всегда море крови. Шварценеггер бежит, стреляет в кого попало, всех убивает, а люди аплодируют».

На вопрос о способах исправления такой ситуации Константин Стогний замечает, что «запретами на эфиры, как когда была Национальная этическая комиссия и т.д., ничего не исправить, нужен комплекс мер. Нужна система воспитания людей, чтобы они становились добрее, как в былые годы. Я помню, как привязали консервную банку кошке к хвосту, она бежала, все веселились. Вышел мой отец, и мне не забыть тот жесткий разговор со всеми моими друзьями и одноклассниками по этому поводу. А сейчас — кошек пытают, камнями забивают, а взрослые люди проходят мимо и никто не останавливается. Вот с этого и начинается воспитание человека, а дальше должна подключаться и государственная система».



«У нас во времена СССР была такая шутка, когда Леонид Ильич Брежнев выступил с теорией развитого социализма. Мы спрашивали: а следующий этап какой будет — развитейший социализм или какой? – рассказывает ведущий и журналист Вячеслав Пиховшек. - Сейчас я наблюдаю то же самое. Я вижу лозунг «ТСН вражає», я спрашиваю, а что следующее будет — ТСН шокує, ТСН ригає? Понимаете, ни одна херня не стоит на месте, она либо развивается, либо погибает».

«В каждом обществе существует процент таких людей, которые падки на подобного рода информацию. В зависимости от зрелости самого общества такой процент варьирует — увеличивается или уменьшается. В нашем обществе процент таких людей больше, но в других странах он меньше, - говорит журналист. – «Чернуха» легче воспринимается, вызывает непосредственную эмоцию, которая является чувством страха, незащищенности, соответственно, ее легче эксплуатировать. Влияние общества и медиа — это не односторонний процесс, а двусторонний. В погоне за прибылью, конечно, собственникам каналов и нанятыми им руководящими менеджерами легче ориентироваться на самые низменные, интуитивные чувства людей».

На вопрос о том, как сделать так, чтобы «чернухи» стало меньше, Вячеслав Пиховшек уверенно отвечает: «Во всем мире существуют только два способа: либо общественное регулирование, когда возникает общественный регулятор, когда люди самоорганизуются и что-то делают; либо государственное регулирование, которое называется цензурой. За 20 лет Украина не доказала ни самой себе, ни отдельным людям, как, например, мне, что в нашей стране работают хоть какие-то общественные регуляторы. Поэтому я считаю, что в определенный момент должно взяться за голову государство. Каждое зарегистрированное СМИ — телевидение, газеты, - они работают по своим внутренним документам — лицензии и свидетельству о регистрации, где написано, что можно делать, а что нельзя делать. Просто нужно соблюдать закон».

«То, что дефицит морали постоянно растет, знают все — начиная от школьников и заканчивая взрослыми людьми, потому что мы встречаемся в жизни с фактами, когда на высоком государственном уровне, на высоком интеллектуальном уровне проблема отношений между людьми на высоком моральном уровне становится дефицитом. Брутальность и разгильдяйство в отношениях, где отсутствует какое-либо уважение друг к другу, становится очень распространенным», - с грустью заметил первый президент Украины Леонид Кравчук.

«Та информация, которая подается через СМИ, не берется из воздуха, она берется из фактов, - напомнил Леонид Кравчук. - Девушки, которые танцуют в храмах, которые срезают бензопилой кресты или раздеваются и считают это лучшим способом доказать свою причастность к строительству независимой Украины и т.д. - это выходит за рамки понимания человеческой морали. Мораль создавалась веками. Не случайно в Библии, в Евангелии писались заповеди еще тысячу лет назад».



«Я чувствую, что эта проблема очень острая, но она не исчезнет сама по себе. Если мы встанем на путь последовательно, системно, не анализируя рассказывать обществу о тысячах фактах аморальности, непристойности и т.д., то это не будет методом борьбы, - уверен первый президент. - Я часто слышу от авторитетных журналистов, что если мы будем это показывать, то это уйдет из повестки дня и люди станут лучше. Я в это не верю. Мы должны показывать примеры не только аморальные, но и моральные. Что люди в таких непростых условиях исповедуют мораль, веру, не формально, а потому что есть потребность идти человеку в церковь в душе. А показывать, где кого убили, изнасиловали,— я считаю эту философию несовершенной, мягко говоря. Больше того, могу сказать, что она есть вредной для общества. Я не согласен с позицией, что чем больше показывать негатива, тем быстрее он сам по себе исчезнет. Это неправильная позиция. Правильная позиция — показывать жизнь такой, какой она есть. Она не черно-белая, и ее надо уметь показывать».

«Никакое министерство морали не поможет, потому что завтра в то же министерство придут люди, которые ведут себя недостойно. Только через самоопределение, через философию невосприятия, через веру в красоту жизни, иначе ничего не изменится. Поэтому я призываю всех сесть и задуматься, какой внешний облик мы имеем, какую внутреннюю силу протеста против негатива мы имеем, какую красоту мы несем. И осознать, что все это внутри нас, это не извне. Оно есть в наших сердцах, в нашей душе, в нашем сознании», - напутствует политик.

Артур Ризнык
Новости Украины – From-UA