Ухо гестапо в нашем кармане
06.09.2012 16:00
«Большой брат следит за тобой» - написал в своем знаменитом романе-антиутопии Джордж Оруэлл. Однако в 1949 году, когда вышел роман «1984», о современных возможностях слежки можно было только мечтать.

Сейчас каждый человек носит в кармане мобильное подслушивающее устройство. И только анонимность абонентов затрудняет использование этого инструмента в благих (поиск террористов) или иных (остальное додумайте сами) целях.

Однако эта ситуация исправима – Кабинет министров Украины поручил Госспецсвязи совместно с МВД и другими государственными органами подготовить и подать в Кабмин законопроект о запрете предоставления телекоммуникационных услуг без идентификации пользователей, в т.ч. продажи SIM-карт.

В случае принятия закона, потребители получат телекоммуникационные услуги согласно договору, а правоохранители смогут «идентифицировать потребителей при проведении мероприятий по предотвращению правонарушений и их раскрытию».

Вроде бы, всем удобно, статья 31 Конституции (тайна переписки и телефонных разговоров может нарушаться только по постановлению суда) не нарушена, преступники трепещут, раскрываемость растет…

Но закрадываются сомнения. Что на самом деле даст контроль за продажей сим-карт и не станет ли он почвой для нарушения свобод граждан? Неужели преступники не найдут способ обойти это препятствие? Во что может вылиться контроль над сим-картами в украинских реалиях? Обо всем этом, а также про опыт применения такой меры в других странах Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.



«Что это даст? Это лишний раз говорит о том, что государство у нас очень хочет подслушивать, подсматривать и залезать в личную жизнь граждан, - делится своими убеждениями эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко. - На сегодняшний день не существует ни малейшей технической проблемы сделать любую расшифровку, установить с точностью до метра нахождение какого-либо абонента любой сотовой сети, поскольку тот, кто пользуется сотовой связью, очень легко пеленгуется с ближайших передатчиков. Так что это исключительно желание весьма тупых и недалеких граждан, слабо понимающих в технике, усилить свой контроль и меньше работать».

На вопрос о том, не будет ли этот закон нарушением прав граждан, эксперт ответил: «Если вам лезут с фонариком в постель, причем просто потому, что кому-то очень хочется посмотреть, что ж там происходит - это нарушение ваших прав и свобод?? Наверно, да, потому что в этом нет ни малейшего смысла. Никакого отношения это ни к безопасности государства, ни к чему другому не имеет».

«Кроме того, для тех граждан, которые захотят скрывать свою деятельность или вести ее в не совсем законном поле, это не станет ни малейшим препятствием. Проблемы будут для законопослушных граждан. При всем том, что любая система контроля подобного уровня никоим образом не защищена от проникновения товарищей злоумышленников. Мы можем давно наблюдать продажу баз данных ГАИ, баз данных телефонов, которые попадают периодически в интернет. Любая информация, которая собрана в константном виде, на данный момент является полезной исключительно для двух категорий общества: спецслужб и бандитов. Чем меньше будет информации в константном виде — тем гражданам будет спокойнее», - убежден Юрий Гаврилечко.



Правозащитник, создатель Международной лиги защиты прав граждан Украины Эдуард Багиров делает акцент на том, что любой закон или нормативный акт должен учитывать интересы не только государства, но и граждан: «Безусловно, для потребителей услуг мобильной связи это будут дополнительные проблемы и сложности при приобретении, потому что, во-первых, не всегда есть в наличии паспорт. Во-вторых, не будет права выбора у наших граждан, потому что сегодня мы можем купить карточку и пользоваться ей как средством коммуникации для общения, а после принятия закона этого права выбора не будет. Любой закон, который ограничивает право выбора, — это нарушение прав человека. Однозначно».

«Кому это будет выгодно? Наверно, тем правоохранительным структурам, которые занимаются борьбой с преступностью. Конечно же, хотелось бы, чтобы высокие чины МВД или других спецслужб заявили, что после внесения изменений в нормы закона уменьшится преступность в Украине. Если это произойдет хотя бы на 3-5 %, то я как гражданин Украины соглашусь с этим, потому что это будет во благо. Но никто же не делает таких заявлений, поэтому я понимаю, что это будет односторонняя выгода. Получателем выгоды от этого закона будет государство, государственный орган, но никак не рядовые граждане — потребители телекоммуникационных услуг», - сетует правозащитник.

О том, каков опыт применения подобного закона в других странах,Эдуард Багиров сказал: «В России эту норму ввели в связи с тем, что страна является воюющей, там происходят различные теракты, и это в какой-то мере оправдывает эти требования государства. У нас, слава богу, мир, и крайней необходимости в этом законопроекте нет. Конечно, я бы не хотел, чтобы после идентификации номера моего телефона информация попала в третьи руки. У нас часто происходит так, что закон вроде бы запрещает использовать конфиденциальную информацию, в том числе фамилию, номер телефона, дату рождения, но на практике мы знаем, что всю информацию можно приобрести на рынках Киева без проблем: те же самые налоговые базы данных, паспортные данные и т.д. В любом случае, необходимо предусмотреть четкие механизмы и гарантии того, что информация, которая будет передана государственным органам через закон, будет храниться в строжайшей секретности, и никто другой не сможет ей воспользоваться в коммерческих целях».



«Продажа сим-карт по паспортам никак не повлияет на ситуацию, - говорит российский политический обозреватель, генпродюсер канала Kreml.tv Филипп Леонтьев. - В России, как и на Украине, происходит множество краж мобильных телефонов, а операторы и сотрудники правоохранительных органов давно имеют возможность идентифицировать любой номер телефона по т.н. IMEI (с англ. International Mobile Equipment Identity – международный идентификационный номер мобильного оборудования, устанавливается на заводе производителем. - Ред.). Но в России это практически никогда не происходит, я думаю, что то же самое будет и здесь».

«Кроме того, в России вы можете приобрести сим-карты без паспорта. Существуют контракты, которые позволяют приобрести их и без оформления. Может, формально и нужно показывать паспорт, но есть возможность приобретения и без него. Также никого не затруднит оформить на какой-то другой паспорт, потому что сети, которые занимаются розничной продажей сим-карт, достаточно большие. Я думаю, то же самое будет и на Украине», - подытоживает политический обозреватель.

«Для государства, конечно, это удобно, - говорит первый вице-президент Союза объединений граждан «Всеукраинская федерация потребителей „Пульс”» Ирина Назаревич, - потому что по номеру легче будет найти человека. Очень часто бывают проблемы и у потребителей в этом разрезе. Бывает так, что в интернет-магазине купил телефон, а товар оказался некачественным, начинаешь звонить — человек один раз отвечает, а потом пропадает. А если сим-карта будет зарегистрирована, его вычислить будет легче. Так что есть и положительная сторона. Но, как и у любой медали, тут есть две стороны. Я считаю, что в некоторой степени это нарушение прав и свобод граждан, ведь это уже вмешательство во внутренние дела».

«Я бы не протестовала по поводу этого закона. Пока у нас не урегулирована интернет-торговля, проблем очень много. Если у нас появится возможность по этим зарегистрированным сим-картам найти ответчика, это для потребителей будет большая польза, - заявляет Ирина Сергеевна. - Так что я против выступать не буду. Скрывать мне нечего, а здесь, по моему мнению, ничего особо страшного нет».



Комментарий по поводу того, что будет означать этот закон для украинцев, дал лидер УСДП, бывший первый замминистра юстиции Украины Евгений Корнийчук: «Контроль над гражданами только еще больше усилится. Ведь правоохранительные органы получат первичный доступ к информации о владельцах сим-карт телефонных номеров. На мой взгляд, это нарушает права человека. Но, с другой стороны, эта норма присутствует и в других странах. То есть я думаю, что за решением проблемы о конституционности данного вопроса надо обращаться в суды».

«Кому нужен этот закон? Вероятно, правоохранительным органам и тем, кто его готовил, но явно не гражданам Украины, - размышляет политик. - Плюсов от этого закона никаких для граждан Украины нет. Возможно, улучшится работа правоохранительных органов, но это не факт. Мы давно превратились в полицейское государство, а этот законопроект будет на руку только правоохранительным органам».

Свое мнение о введении данного законопроекта высказал и народный депутат Украины от фракции БЮТ Сергей Пашинский: «Такие методы практикуются во всем мире в двух случаях: первый — когда существует угроза терроризма, и второй — когда строится полицейское государство. К счастью, у нас угроза терроризма представлена только самим президентом, и этот шаг свидетельствует о том, что у нас и дальше выстраивается диктатура Януковича. Это один из шагов по тотальному контролю за обществом. Мы выступаем категорически против этого. Это нарушение прав человека. Право на телефонные разговоры является личным, и государство не должно в них вмешиваться».

«Из демократических стран такой закон работает только в США после 11 сентября. В России тоже действует этот закон, но там свои причины, — продолжает депутат, - там время от времени людей взрывают в метро и т.д. Плюс Россия, как ее назвал Чубайс, - либеральная империя, а империи любят контролировать своих подчиненных».

«Конечно, сим-карты будут продаваться на «черном» рынке. Когда государство вмешивается в жизнь человека, это порождает какие-то неформальные отношения. Меня не волнует появление «черного» рынка, меня волнует вопрос контроля за обществом, - делится Сергей Пашинский. - У нас, к сожалению, за последние два года эта тенденция прослеживается всюду. У нас сейчас финансируется не Министерство здравоохранения или образования, а в разы больше у нас финансируются СБУ и Администрация президента».

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA