Секретные кизяки Нефтегаза: накажем Россию рублем
14.09.2012 16:12
Запасов газа в России, по заявлениям российских чиновников, хватит еще лет на 70. Соответственно, через несколько десятков лет газовые проблемы исчезнут сами собой. Но пока передовое человечество размышляет про использование альтернативных источников энергии, наша страна пошла своим оригинальным путем.

Украина снижает свою зависимость от Газпрома тем, что уменьшает объемы поставок российского газа. В этом году Киев направил заявку на 2013 год на 24,5 млрд. кубов - на 10% меньше, чем в текущем.

Учитывая уникальное умение наших чиновников играть статистикой, мы решили поинтересоваться у экспертов – действительно ли сокращается реальное потребление российского газа в Украине или это все происходит на бумаге? Если это правда, то за счет чего Украина снижает объемы газовых закупок? Предыдущий президент Виктор Ющенко грозился ради независимости от российского газа топить кизяками, но повышенного спроса на кизяки пока не наблюдается.

Если взять во внимание скорость модернизации нашей промышленности и нынешних темпов поиска альтернативных источников «голубого топлива» - сколько еще лет Украине придется снижать расход российского газа, чтобы газовые войны полностью прекратились? Доживут ли наши энергоэффективные (или холодостойкие) потомки до победы в последней газовой войне?

И еще один немаловажный вопрос, который заинтересовал редакцию. Куда Россия будет продавать "лишний" газ, если таковой у нее есть? Обо всем этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.



По мнению ведущего эксперта энергетических программ Центра Разумкова Сергея Дяченко, сокращение импорта российского газа — очень серьезный и действенный шаг. Он считает, что, решая этот вопрос, Украина отстаивает и свои национальные интересы: «Источник газовых войн — это не газ. Газ — это инструмент. Источник газовых войн — это политика. На сегодняшний день идет совершенно четкая попытка геополитической переориентации Украины. Это было озвучено президентом России две недели назад, когда он сказал, что Россию вообще не интересует консорциум в контексте переговоров о снижении цены газа, а Россию интересует вступление Украины в ТС и, как следствие, отказ от европейской интеграционной ориентации».

Эксперт говорит, что российско-украинские газовые отношения уже давно вышли за экономические рамки. И, чтобы избавиться от зависимости со стороны России, он предлагает уменьшить импорт российского газа: «Я думаю, что для нас оптимальная цифра, чтобы у российской стороны не было возможности играть на зависимости от газа, - это где-то в районе 10 млрд. куб.м. До 2020-2025 года мы можем спокойно выйти на эту цифру, правда, это потребует определенных капиталовложений с точки зрения газозамещения, энергосбережения и увеличения собственной добычи, плюс диверсификация».

Сергей Дяченко убежден, что Россия заинтересована в ГТС Украины и их заполненности: «В периоды с аномальными погодными условиями (например, в холодные зимы) у России возникают проблемы с выполнением контактных обязательств, когда резко возрастает потребление газа. Потому что у них все-таки не очень удачная инфраструктура с газохранилищами, которые не позволяют быстро перебрасывать необходимые объемы газа в нужных направлениях. Поэтому Россия очень заинтересована в украинских ГТС, но у нас контрактных обязательств по этому поводу нет — что мы гарантируем дополнительные объемы при проблемах с российской стороны».

Кандидат экономических наук, вице-президент Центра экономического развития Александр Кошик акцентирует внимание на том, что в последние годы процесс сокращения потребления российского года стал интенсивнее: «Реально сокращение потребления газа длилось в течение 20 лет, но не так интенсивно, как последние годы, когда идет замещение углем. Применяются новые технологические процессы, в том числе в металлургическом производстве — отказ от газа и переход на пыле-угольную смесь».

Эксперт отметил, что аналогичные процессы происходят и в странах Европы: «Там тоже сокращается потребление российского газа, причем существенно, за счет поставок сжиженного газа, в том числе и сланцевого из США».

В том, что у России появится лишний газ, Александр Кошик сильно сомневается, хотя и реальных возможностей по росту экспорта у России сейчас нет: «Всего несколько дней назад рухнул проект по Штокмановскому месторождению, за счет которого предусматривалось наращивание производства газа. Они отказались вкладывать в этот дорогостоящий проект. Другое дело, что у Газпрома сейчас существуют серьезные проблемы со сбытом газа, а Украина является крупнейшим потребителем российского газа».



Содиректор аналитического отдела Инвесткафе (Россия) Григорий Бирг согласен с некоторыми комментаторами в том, что сокращение потребления газа из России все-таки происходит. «Идет существенное снижение импорта Украиной российского газа и большее потребление угля электростанциями. Например, в первом квартале Украина более чем наполовину снизила импорт газа».

«Что касается того, сколько лет нужно, чтобы газовая война России с Украиной прекратилась, - это зависит от многих факторов, - размышляет магистр Лондонской бизнес-школы. - С одной стороны, я не знаю, насколько активно будет идти работа по переходу к большему потреблению альтернативных газовых источников, во-вторых, какая ситуация будет с «Нафтогазом», будут ли какие-то договоренности. А также зависит и от ценовой политики Газпрома, потому что сейчас усиливается давление — европейские потребители требуют снижения цен на газ, возможно, это один из способов для Украины тоже добиваться каких-то скидок на газ».

Григорий Бирг называет российские запасы газа колоссальными, и, по его мнению, об их исчерпании речи идти не может. «Вместе со снижением потребления газа снижается доля рынка, и если Газпром будет осуществлять все проекты по добыче, которые запланированы, то, естественно, будет избыток газа. Но пока компания вынуждена сокращать добычу, потому что производить больше, чем нужно, больше, чем выгодно, Газпром не должен».

Директор украинского филиала Института Стран СНГ, политолог Владимир Корнилов связывает проблему потребления газа Украиной с погодой. По его мнению, чем теплее зима - тем меньше Украина потребляет российского газа, чем она суровее — тем больше.

«Заранее ставя низкие рамки для потребления газа, мы рискуем довольно сильно, потому что если в решающий момент вдруг Украине не будет хватать газа, Россия может сказать: «Так вы же заказывали меньше», - продолжает политолог. - Не забывайте, что минимальные пределы закупок российского газа оговорены контрактами, и здесь действительно могут возникнуть вопросы у Газпрома по поводу легитимности таких заявок. А снижение потребления газа возможно только за счет климатических изменений, энергосберегающие технологии Украине пока только снились».

На вопрос корреспондента Новости Украины - From-UA, куда Россия будет продавать «лишний» газ, Владимир Корнилов заметил, что неизвестно, будет ли хватать России газа для себя и для Европы, не говоря уже об Украине: «Если вы думаете, что Украина — самый большой потребитель российского газа, то вы ошибаетесь, у России много контрагентов для покупки этого газа. Не надо забывать, что существуют грандиозные планы по строительству газопроводов в Китай, и если они будут в полной мере пущены, как планируют сами китайцы и россияне, то это еще вопрос, будет ли хватать газа всем».

Владимир Корнилов вспомнил прогнозы многих экономистов, которые показывают, что запасы нефти и газа в мире катастрофически снижаются: «Лишнего газа сейчас в мире нет как такового. Есть совсем апокалиптические прогнозы, что лет через 20-25 миру не хватит нефти и газа, и, соответственно, будут войны в буквальном смысле этого слова за нефть и газ. Мы видим, из-за чего воюют в Ираке, в Ливии. Мы же понимаем, что не за демократию и не за свободу, а за нефть».


Независимый эксперт-аналитик Константин Киричук реальное снижение потребления Украиной российского газа представляет маловероятным: «По крайней мере – официально обнародованными «ударными» темпами. Скорее всего, можно говорить о постепенном снижении объемов централизованных закупок газа, которые производятся НАК «Нефтегаз Украины».

Именно разделение общего объема газового импорта и позволяет, по мнению аналитика, создавать видимость снижения энергозависимости Украины от российских поставок. «Это удобно как для поддержания имиджа руководства страны в глазах среднестатистического избирателя, так и для отражения традиционных обвинений прозападной оппозиции в «продаже» национальных интересов».

Константин Киричук считает два года, прошедшие с момента возвращения к власти национальной промышленной буржуазии, недостаточным сроком, «чтобы наши буржуины решились активно инвестировать средства в модернизацию производства (с целью снижения энергопотребления)».

Говоря об украино-российских газовых войнах, эксперт отмечает, что пик самого понятия «газовые войны» уже миновал: «Это понятие постепенно будет отходить в прошлое – по мере того, как будет усиливаться процесс взаимопроникновения капитала на постсоветском пространстве. Это будет продолжаться вплоть до возникновения на этом пространстве (лет через 15-20) нового государственного образования (в виде Союза, Ассоциации, Соединенных Штатов, Унии и т.п.), в котором «сейм будет равен сейму, шляхта – шляхте, а народ – народу».

Как убежден директор энергетических программ центра "Номос" Михаил Гончар, ни в 2010, ни 2011 гг. сокращения потребления газа не произошло, а наоборот, выросло: «Если в 2009 г. Украина в целом потребила 50, 2 млрд. куб. м газа, то в 2010 г. - 55, 9 млрд. куб. м, а в 2011 — 59,3 млрд. куб. м».

Он обращает наше внимание на важные моменты: «При всем при том, что увеличивалось потребление газа, как я показал на цифрах, параллельно происходит процесс сокращения собственной добычи газа: если в 2009 г. было добыто 21,5 млрд. куб.м, то в 2010 — 20,5, то есть минус миллиард, а газа потребили больше, понятно, что увеличили потребление за счет импорта. А в 2011 г. добыча составила 20,6 млрд. куб. м — то есть символично выросла аж на 100 млн. кубов, что вообще есть незначительным. Хотя при этом звучали заявления, что «Нафтогаз» сокращает объемы закупки газа. И это действительно так, и сейчас происходит то же самое».

Но господин Гончар приоткрывает секрет манипуляции данными о сокращении поставок газа: «При сокращении объемов закупки газа из России со стороны «Нафтогаза», есть другой субъект, который импортирует газ из дочерних компаний Газпрома, — это предприятия группы Фирташа. И в этом контексте ситуация выглядит так, что якобы «Нафтогаз» сокращает объемы импорта российского газа, но в целом Украина их не сокращает за счет другого субъекта».

«Если говорить о минувшем годе, - продолжает он, - то из общего объема импорта 4,8 млрд. куб. м газа было закуплено компанией «Остхем холдинг», которая входит в состав Дмитрий Фирташ-групп от Газпром-Германия».

В некотором замещении украинцами газа углем Михаил Гончар видит личные интересы высших минтоповских чиновников: «Они, безусловно, будут использовать свой уголь, чтобы деньги направить в свой карман, а не отдавать бешеные деньги Газпрому за дорогой газ. Ведь цепь тепловых электростанций передана в систему «Нафтогаза», причем будет происходить перевод мощностей этих электростанций с газа на уголь».

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA