«Киевляне чаще всего отравляются тяжелыми металлами и нитритами»
24.09.2012 11:45
О самых грязных и чистых местах Киева, о том, что негативно влияет на экологию города и кто мешает улучшить ситуацию, о том, почему киевлянам нельзя пить воду из бюветов и что делали шведы на Евро-2012 на берегах Днепра, рассказал корреспонденту Новости Украины – From-UA директор Киевского эколого-культурного центра, заслуженный природоохранник Украины Владимир Борейко.

Новости Украины – From-UA: - Владимир Евгеньевич, как Вы оцениваете экологическую ситуацию в целом по Киеву?

Владимир Борейко: - Я её оцениваю так же, как и международные эксперты, которые в прошлом году присвоили Киеву первое место в списке самых загрязненных крупных городов Европы.

Новости Украины – From-UA: - А по каким критериям международные эксперты оценивали европейские города?

Владимир Борейко: - Критерии у них были такие: загрязненность воды, воздуха, площадь зеленых насаждений, наличие мусора и наличие экологических программ. В зависимости от этих критериев можно сказать: плохо, нет, почти нет или очень плохо.

Новости Украины – From-UA:
- Господин Борейко, расскажите об уровне загрязненности по районам столицы. Какие районы в Киеве, по Вашему мнению, самые грязные, а какие – самые чистые? Почему?



Владимир Борейко: - Дело в том, что 80 % загрязнения в Киеве дает автотранспорт. Поэтому там, где имеются развязки различных дорог (Одесская, Севастопольская, Ленинградская площади) или же часть рельефа, куда не задувает ветер (типа Крещатика), – самые грязные места Киева. Плюс к тому же грязные места еще в районе мусоросжигательного завода (Дарницкий р-н. – Ред.) и в районе ТЭЦ-5 (Голосеевский р-н. – Ред.).

А что касается загрязненности по районам – это все равно, что спросить, какая средняя температура больных в бараке. Есть определенные загрязненные точки. Тот же Подол имеет парки, набережную, но в то же время и перегруженную транспортом улицу Артема, поэтому нельзя сказать, что весь Подол загрязнен. Улица Артема – да, Львовская площадь – да, а парки в районе площади Шевченко – это вполне нормальная часть.

Новости Украины – From-UA:
- По каким критериям определяется уровень загрязненности в городе?

Владимир Борейко:
- А критерий один – превышение нормы загрязнения. Есть определенные нормы. Приезжает специальная установка, берет пробы и говорит, что там превышение в 5 раз, там – в 10, а здесь – в 20 по таким-то загрязняющим веществам.

Новости Украины – From-UA: - Вы сказали о норме, какой она должна быть? И насколько в этих точках загрязненность превышает норму?

Владимир Борейко:
- Приблизительно превышение может быть в 10 и больше раз. Есть нормы по предельно допустимой концентрации содержания СО, СО2, окиси серы в воздухе – это главное, что выбрасывает в атмосферу транспорт.




Новости Украины – From-UA:
- А какие самые чистые точки в Киеве?

Владимир Борейко: - Это, естественно, черта лесопарков: Святошинский лесопарк, Пуща-Водица, Конча-Заспа (недаром там слуги народа строят свои дачи); это Труханов остров, в какой-то мере северная часть Гидропарка, потому что в южной части построили немерено генделиков, где дымят шашлыки и ездит полно машин; это Сырецкий парк – в общем, там, где нет машин, где меньше заводов и где много зелени.

Новости Украины – From-UA: - Что ваша организация делает для того, чтобы исправить экологическую ситуацию в Киеве?

Владимир Борейко:
- Киевский эколого-культурный центр – это общественная организация. Так как Украина не является демократической страной с развитым гражданским обществом, влияние общественных организаций, любых, не только нашей, на власть мизерно. Особенно в Киеве, где руководят такие «невігласи» в экологическом плане, как господин Попов, Черновецкий, Омельченко и т.д.

В столице нет экологической политики, поэтому говорить о каких-либо серьезных влияниях сложно. Мы что-то делаем, но это можно назвать «тушением пожаров»: где-то вырубку остановили, где-то заказник создали, где-то пресс-конференцию провели. Но это не есть влияние, потому что мнение экологов никому не интересно: ни журналистам, ни властям, ни народу.

Новости Украины – From-UA:
- Владимир Евгеньевич, какой выход из положения Вы видите? Как экологам выйти на более масштабный уровень влияния?

Владимир Борейко:
- Это системная проблема, как и человеческие заболевания. Это не просто стало кому-то плохо, это чаще всего серьезные изменения в организме, те же раковые заболевания или желудочные. То же самое и в экологии. Проблемы экологии невозможно решать без гласности, без демократии, без зрелой политической элиты, без серьезного обуздания бизнеса – в этой стране это просто невозможно. Невозможно строить рай в отдельно взятом городе Киеве, когда в целом по стране 99 % коррупции.



Новости Украины – From-UA: - Что Вы посоветуете делать для того, чтобы поднимать экологическую культуру у населения?

Владимир Борейко: - Население смотрит то, что им предоставляют СМИ – то, что показывает телевидение, дает слушать радио, пишут газеты. На экологические пресс-конференции приходит два-три журналиста, а на пресс-конференции каких-нибудь политических клоунов или какой-нибудь попсовой тусовки – сотни.

О каком экологическом воспитании можно говорить, если маленькому мальчику говоришь «ешь кашу», а его тянет к водке? Не будешь же по рукам давать населению и говорить, что читайте то, что говорят экологи. К сожалению, спрос рождает предложение, а предложение формирует спрос. Властям выгодно, когда по телевизору постоянно жуется какая-то попсовая жвачка из серии ночной жизни звезд, а не какие-то экологические вопросы.

Возьмите любой женский журнал – вы там где-то видели экологическую тему? Нет, там написано, как сохранить мужика или как его зацепить – все. Как забеременеть или нет, как бороться с целлюлитом и как в 50 лет быть похожей на 20-летнюю. Вот это темы, которые интересуют наших женщин. Мужчин, в принципе, то же самое: в каких трусах бегал Шевченко, и какой рукой Кличко кого-то завалил, в очередной раз за деньги или нет.

Я, например, не хочу читать, родила Ани Лорак или нет, мне это совершенно не интересно. Я ценю ее как певицу, но меня совершенно не интересует ее личная жизнь. Меня не заставят это читать, даже если это будет висеть на всех сайтах. Так и наш народ – ну не хочет он читать по экологической тематике.

Новости Украины – From-UA: - Господин Борейко, почему промышленные зоны не выводятся за границы столицы, как это было при Советском Союзе?

Владимир Борейко: - Потому что нет экологической политики в городе, потому что на это нужны деньги, потому что 6 миллионов у нас пойдут на глупую посадку каштанов на Крещатике, которые потом засохнут через полгода, чтобы зарисоваться. А на то, чтобы вынести за черту жилых массивов какие-то заводы – вот это труднее сделать.

Легче высадить какие-то цветочные часы, устроить выступление «Машины времени», продать массу пива, посадить каштаны на Крещатике – вот это пиар. А серьезная работа никому не нужна, потому что она долговременная, на неё требуются большие затраты. Ну и самое главное – что жизнь и здоровье людей в этой стране не ценятся. А с другой стороны, люди сами не хотят отстаивать свои экологические права, им все равно.



Новости Украины – From-UA: - Чем грозит нам данная экологическая обстановка (здоровью, финансовому состоянию) и как населению спасаться самостоятельно?

Владимир Борейко: - Если корабль тонет, то что можно сделать? Спрыгнуть за борт и попасть в зубы акуле или утонуть в море? Это корабль, на котором плывут люди, тут самостоятельно не спастись. Можно только эмигрировать.

Новости Украины – From-UA: - Чем грозит нам данная экологическая обстановка?

Владимир Борейко: - Она не грозит, она уже влияет. В Украине одна из самых высоких смертностей, один из самых низких уровней жизни. Если, например, средняя продолжительность жизни в Японии или Швейцарии 80 лет, в Польше – 67, то у нас 57 лет. Посмотрите на количество рождающихся дебилов, на количество рождения детей со смертельным исходом. Смертность от рака, появление таких болезней, которых в Европе давно нет, как туберкулез или холера.

В СССР Украина в 1991 году имела 50 млн. человек, а сейчас 46 млн. Статистика говорит о том, что за время независимости постоянно снижается численность населения. Если нация вымирает, то это говорит о том, что она дышит плохим воздухом, пьет плохую воду и живет в ужасных условиях.

Новости Украины – From-UA: - Как известно, в Киеве есть всего лишь несколько мусороперерабатывающих предприятий, что есть нормой по всей Европе. В основном у нас предприятия, которые утилизируют мусор, а остатки потом вывозят на свалку. Что мешает нам построить «экологические» предприятия, как в Европе?


Владимир Борейко: - У нас есть мусоросжигательные заводы, которые сжигают и отправляют отходы в атмосферу. А перерабатывающих заводов я не знаю, может, какие-то и есть. У нас в Украине, и в Киеве в частности, не развита система переработки мусора. Если в Европе показатель где-то до 90 % переработки, то у нас – до 10 %. Если для переработки пластиковых бутылок надо порядка 100 заводов, то в Украине их только 10, которые и Киев нормально не могут обслужить. А пластик занимает 70 % всего мусора.

А что мешает? Направление бизнеса. У нас бизнес ориентирован не на производство, а на перекупку. Все фирмы, которые есть в Киеве, они же все занимаются просто перегоном: там купил – здесь продал. Где вы видели фирмы, которые что-то производят? За исключением каких-то старых советских заводов, которые закрывают. Весь бизнес настроен на торгашеский лад, нет поддержки тем фирмам, которые хотят сделать социально значимые вещи. Если ты производишь курево, которым травятся люди, или пиво, которым травят молодежь, или приборы для переработки мусора – ты платишь одинаковые налоги. То есть государство не поддерживает экологически значимый бизнес. Им выгоднее завозить из Турции джинсы или из Китая детские игрушки, от которых потом страдают дети.

Новости Украины – From-UA: - Что, по Вашему мнению, в экологии Киева может поменяться, если мы будем и дальше утилизировать мусор и закапывать потом остатки в землю?


Владимир Борейко: - Мусор отравляет подземные воды. Полигон, на который сваливается киевский мусор, не оборудован необходимым, в частности бетонированным полом. Поэтому вся таблица Менделеева попадает в поземные воды, и происходит постепенное, длительное, широкомасштабное отравление поземных вод.

Многие киевляне пьют воду из бюветов, считая, что она чистая. На самом деле они чаще всего отравляют себя тяжелыми металлами и нитритами, которые как раз попадают с этих официальных и неофициальных свалок.

Новости Украины – From-UA: - То есть воду из бювета и из-под крана пить нельзя?


Владимир Борейко: - Вода в кранах контролируется санитарными органами, а вода в бюветах не контролируется. Я не говорю, что и там, и там вода особо чистая, но, по крайней мере, вода из-под крана контролируется определенными ГОСТами, пусть и устаревшими. А в бювете и такого нет.




Новости Украины – From-UA: - Скажите, то, что из года в год в Киеве в летний период есть запрет на купание, как-то связано с проблемой грязной воды?

Владимир Борейко: - Загрязнение воды в Днепре – это комплексная проблема, связанная в том числе и с загрязнением берегов. Когда Попов разместил несколько тысяч шведов на Трухановом острове, он нарушил сразу несколько законов Украины, которые запрещают организовывать такие летние лагеря на берегу водоохранных зон.

Грубо говоря, шведы писали и какали прямо в Днепр, стирали, мыли там свои ноги. Но когда это пару людей – это одно, а когда это тысячи человек в течение целого месяца – это совсем другое. Я считаю это причиной того, что пляжи были закрыты уже в июле.

Важно! Материал подготовлен на основании актуальных научных и медицинских исследований и носит исключительно информационный характер. Данная информация не может быть основанием для установки диагноза или лечения. Если у вас проблемы со здоровьем, для установки диагноза обязательно обратитесь к врачу.

Юлия Процышена
Новости Украины - From-UA