Три жизни за флешку, или За что убивают в Украине?
27.09.2012 17:30
Три человеческих жизни и один тяжело раненный. Такую цену за краденые носки, флешку и батарейки заплатил неизвестный убийца в киевском супермаркете «Караван», когда 26 сентября расстрелял задержавших его охранников.

Судя по всему, у убийцы хватило денег только на хлеб и молоко, а на остальную «роскошь» финансов просто не оказалось. Зато в кармане оказался пистолет.

Совсем недавно среди читателей сайта Новости Украины - From-UA проводился опрос на тему "Хватает ли вам денег?". Тогда 58,2% проголосовавших ответили, что денег хватает только на самое необходимое. Еще 20,7% читателей ответили, что им не хватает даже на еду. В связи с этим невольно задаешься вопросом - какое количество голодающих людей может иметь оружие и можно ли назвать носки и флешку самым необходимым? А ведь от этого вопроса, как мы теперь знаем, может зависеть жизнь четырех людей!

В связи с этим мы решили спросить у компетентных экспертов, опасно ли жить в Украине? Где украинца подстерегает наибольшая опасность лишиться жизни? Какие самые опасные занятия или места можно выделить?

Почему в Украине стало так опасно жить? Конечно, у нас и раньше встречались всевозможные бандиты и просто сумасшедшие. Но ситуации, подобной происшествию в «Караване», еще точно не было. Улучшается или ухудшается в Украине ситуация с криминалом и что нужно сделать для того, чтобы жизнь в Украине стала безопаснее? Обо всем этом Новости Украины – From-UA спросили у компетентных экспертов.


«Безусловно, когда мы говорим о какой-то преступной деятельности, мы отмечаем особенные отклонения психики. Однако когда это происходит спонтанно и неоправданно, это заставляет задуматься, в каком состоянии находился этот человек, - отметила практикующий психолог-психотерапевт, член Харьковского общества психоанализа и психотерапии Екатерина Алпатова. - Возможно, это последствия какого-то стресса, а эта флешка была катализатором. Возможно, катализатором было то, что его остановили охранники, и это вызвало приступ агрессии, потому что на хладнокровное, продуманное убийство это не очень похоже».

Психолог скорее, отнесла бы это к спонтанному выбросу агрессии, который часто встречается в украинском обществе, однако не в такой ужасающей форме. Она также считает, что для того, чтобы понять, в каком состоянии находился молодой человек, совершивший ужасное преступление в «Караване», необходимо провести его психологическую экспертизу, которая покажет, в состоянии ли он нести уголовную ответственность за содеянное.

Самые опасные ситуации, как замечает эксперт, возникают при столпотворении, при массовом скоплении людей, потому что там эмоции распространяются очень быстро и могут вылиться в столкновение.

«От этого никто не застрахован. Ведь есть люди с глубокими нарушениями, и это надо учитывать и опасаться, и стараться не попадать в подобные ситуации», - предостерегает Екатерина Алпатова.

Проблема в Украине есть, и стоит она достаточно остро: «Люди находятся в постоянном стрессе. Все очень дорого, а зарплаты у нас оставляют желать лучшего. Человек находится постоянно в состоянии внутреннего напряжения, когда могут спадать какие-то барьеры, и в этот момент мы можем забывать о каких-то нравственных моментах, о духовности, морали, совести и т.д., потому что нами банально может двигать голод. Это ослабление психики как таковой, которая уже уставшая, загнанная. Мы злимся, и каждый по-своему справляется с этой агрессией».

Правозащитник, сопредседатель Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров акцентирует, что данная ситуация свидетельствует о небезопасности жизни в Украине: «Но если сравнивать количество преступлений в Украине и в других странах, я не могу сказать, что оно существенно выше. В России значительно больше преступлений на душу населения».

Тем не менее, случай, который произошел 26 сентября в киевском торговом центре «Караван», господин Захаров называет из ряда вон выходящим.


Сравнивает Украину с другими странами также президент клиники «Борис» Михаил Радуцкий, считая, что у нас еще не так страшно жить: «Например, как в США с их безопасностью. Или как в Норвегии, где расстреливаются по 300-400 человек или целые классы в школах. Я не знаю, что еще может быть страшнее. Чисто статистически я понимаю, что криминалитета хватает в любой стране мира, и у нас не самые страшные показатели».

Лидер УСДП, бывший первый замминистра юстиции Украины Евгений Корнийчук благодарит Бога за то, что обошлось без жертв среди покупателей, которые находились в магазине: «Охранники, к сожалению, подвержены риску, и я думаю, что надо менять законодательство и обязательно их страховать на случай подобных фатальных событий. Что касается безопасности, то, конечно, эта проблема существует».

Наибольшей опасности, по мнению господина Корнийчука, люди подвергаются в публичных местах, хотя быть сбитым автомобилем на пешеходном переходе для Украины тоже не редкость.

Евгений Корнийчук объясняет, что тут за одну ниточку не потянешь, ведь это не одна проблема, а целый клубок: «Чтобы в стране стало жить безопасно, должна проводиться предупредительная работа с населением, работа правоохранительных органов, борьба с коррупцией в правоохранительных органах — все это имеет смысл улучшать».


Народный депутат Украины от фракции НУ-НС, генерал-лейтенант милиции Геннадий Москаль считает, что эти вопросы нужно задать авторам законопроекта, которые хотели разрешить свободную продажу оружия: «Я говорил тогда, что оружие можно продавать только для того, чтобы украинцы друг друга перестреляли и такой страны уже больше не существовало, потому что половина будет на кладбище, а другая будет сидеть в тюрьмах».

Он говорит, что в Украине действительно очень большие проблемы, потому что страна находится в депрессивном состоянии и жить в ней безопасно невозможно. Сегодня каждый пятый имеет проблемы с психикой, как считает господин Москаль. А корень всех проблем он относит к экономическому, политическому и социальному состоянию в Украине.

Народный депутат удивляется: «Есть же фотография преступника в полный рост, но его пока не нашли. А вы попробуйте взять плакат и организовать митинг под Кабмином — вас быстро найдут и привезут в милицию».

Первым делом, по убеждению Геннадия Москаля, для повышения безопасности украинцев, нужно реформировать нашу правоохранительную систему: «При такой правоохранительной системе не могут быть обеспечены безопасные условия для жизни: машины угоняют, квартиры крадут, люди боятся отпускать детей в школу, потому что могут отнять мобилку».

«Как может быть безопасно жить в Украине, когда такие вещи происходят среди бела дня в оживленных торговых центрах, которые кишат народом?» – сетует протоиерей, настоятель храма Агапита Печерского отец Андрей Ткачев.

Он говорит, что жить вообще опасно, не только в Украине: «Это катастрофическая ситуация, если такие вещи происходят среди бела дня. По сути, жизнь человеческая ничего не стоит. Как долго человек вынашивается, как долго он воспитывается, как долго он растет, как трудно ему живется — и как легко его лишают жизни».

«В странах благополучной Европы или США постоянно стрелки объявляются то в кинотеатре, то в колледже, - продолжает отец Андрей. - Это говорит вообще о деградации современного человека. Современное сознание лишено понимания ценности человеческой жизни. В современном обществе главная ценность — прибавочная стоимость».

Случай в «Караване» отец Андрей называет косвенным ответом на то, нужно ли легализовать огнестрельное оружие в Украине, если и при нелегализованном статусе оно есть у тех, кто его хочет купить, и в охранников ведут стрельбу на поражение: «Я сомневаюсь, что это человек, который пришел за флешкой и рассердился из-за того, что ему ее не дали вынести. Может быть, это какой-то гораздо более серьезный преступник, потому что не дрогнувшей рукой стрелять на расстоянии вытянутой руки не каждый сможет».

Отец Андрей считает произошедшее ужасным. Но еще хуже, по его мнению, то, что завтра эта новость сменится еще одной подобной новостью: «И мы настолько привычно будем потреблять информацию о новых смертях, что в конце концов совсем потеряем чувство страха и будем искать следующую информацию о том, кто где погиб».

«Трагедия нас на секунду остановит — а потом мы побежим дальше по своим делам и будем ждать следующую информацию о том, где кого убили. Вот до чего доведены мозги современного человека», - неутешительно констатирует отец Андрей.


Доктор юридических наук, академик Национальной Академии правовых наук Украины Степан Гавриш называет важной проблему нашей культуры: «В наших «зомбоящиках» мы имеем практически половину культуры, которая связана с насилием. Нас фактически подталкивают к Стокгольмскому синдрому, когда бандит, у которого руки по локоть в крови, является любимым героем того или иного сериала».

Он считает, что в Украине достаточно невысокий уровень насильственной преступности, но отмечает, что, к сожалению, в сфере применения оружия, взрывчатки мы начинаем очень быстро прогрессировать: «И случай в торговом центре показывает, что мы не готовы противостоять преступникам. У нас нет системы электронного наблюдения в местах большого скопления людей, нет профилактики предупреждения преступлений. Если бы данная система работала нормально, то многие преступники не отважились бы применять оружие в публичных местах, что уменьшило бы давление на общество».

В современных условиях говорить об абсолютной безопасности, как утверждает Степан Гавриш, невозможно, потому что сама политика безопасности в Украине отсутствует как таковая: «Общественная безопасность связана с системой национальной безопасности. В связи с тем, что сегодня Совет безопасности фактически прекратил работу, возникает очень много угроз».

Академик убежден в необходимости проведения серьезной реформы в милиции: «Надо переходить к двухуровневой милиции: муниципальной, то есть местной, и общегосударственной».

Член политсовета ВО «Свобода», журналист Игорь Мирошниченко проводит прямую параллель: какая власть — такой и порядок. «Уже ни для кого не секрет, что мы возвращаемся к началу 90-х годов, когда, выйдя на улицу, можно было либо получить пулю в лоб, либо прессинг со стороны бандитов, которые занимались рэкетом. Власть все делает для того, чтобы люди ощущали угрозу своей жизни».

Наибольшая опасность, убежден журналист, исходит от власти: «Пока у нас будет такая власть, то можно лишиться жизни где угодно. А если не погибнешь на улице, то можешь утратить свободу за свои взгляды».

«Это уже очевидно, - продолжает господин Мирошниченко. - Вы знаете, что учительницу, которой в наследство на Печерске достался небольшой домик, могут забрать в тюрьму и пришить ей любое дело только потому, что кто-то позарился на кусок слишком дорогой земли».

Только смена власти может изменить жизнь в нашей стране, заявляет Игорь Мирошниченко. Нужно, чтобы эта власть представляла украинский народ, а не банду олигархов. Лишь тогда, по его мнению, можно будет говорить о строительстве справедливого общества.


Председатель партии «Отчизна», генерал-лейтенант Вилен Мартиросян согласен, что в нашей стране жить небезопасно: «Ведь кто сейчас хозяева в Украине? Это владельцы больших «Караванов», «Метро» и т.п. А несчастные ребята, которые не могут найти работу, вынуждены туда идти охранниками, и отдавать жизнь за этих подонков. Я понимаю, если ради ребенка или любимой женщины жизнь отдать — да, это поступок. Но за бандита?!»

Господин Мартиросян возмущен тем, что простые люди отдают свои жизни за человека, который разбогател нечестным путем: «Если бы руководство страны начало думать по-другому... Но они не могут, потому что они все богатые, все миллиардеры. Разве может миллиардер думать о том, чтобы помочь кому-то?»

Первым виновником такой ситуации в Украине он считает Леонида Кравчука. Второе место, по его убеждениям, занимает Виктор Ющенко, который «мало того, что развалил страну, так еще и обманул людей. Ведь сколько собрали денег на больницы, на детей, а где они сейчас?..».

Те люди, которые, по мнению генерала-лейтенанта, нечестными, подлыми, безнравственными методами пришли к власти, должны быть наказаны: «Если бы была моя воля, я бы назначил специальную комиссию из настоящих патриотов Украины, настоящих честных людей, чтобы проверить полностью всех президентов, как они ими стали, как руководили. Хорошо руководили, людям добро делали — памятник поставить. Нет — он должен быть наказан. Мораторий на смертную казнь должен быть снят».

Лиза Монина
Новости Украины - From-UA